Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В воспитательных колониях. § 1. Воспитательные колонии и их характеристика




 

§ 1. Воспитательные колонии и их характеристика

 

Несовершеннолетние ввиду их физической и умственной незрелости нуждаются в специальной охране и заботе. Именно такой тезис заложен в Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией N 1386 14 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., и последующих документах международного уровня.

Для того чтобы правильно понять и оценить позицию отечественного законодателя в вопросах организации борьбы с преступностью несовершеннолетних, следует обратиться к некоторым моментам российской истории становления и развития этого важнейшего уголовно-правового института.

С позиции величайшего российского ученого в области уголовного права Н.С. Таганцева человек по природе своей существо сложное, характер которого определяется частью прирожденными способностями, частью внешними влияниями, окружающими каждого от рождения до смерти. Чувства и убеждения человека образуются независимо от его воли, а они-то и бывают мотивами его поступков. Никакой ребенок не может предопределить той семейной, религиозной и общественной обстановки, среди которой ему придется жить и развиваться. Но каждый индивидуум может быть воспитан так, что ум его обогатится истинными понятиями, почерпнутыми из действительной природы вещей, или ложными представлениями, плодами фантазии; что он с юности получит или порочные, или добродетельные наклонности, или смесь и тех и других. Воспитание может привить детям любой язык, любые чувства, верования и любые физические свойства, разумеется, не противные человеческой природе <198>.

--------------------------------

<198> См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Тула, 2001. Т. 2. С. 40.

 

По мнению Н.С. Таганцева, переход от детства к отрочеству, от отрочества к юности и возмужалости имеет, как указывают жизненный опыт и данные психологии, часто индивидуальный характер. Этот переход обусловливается, с одной стороны, организмом ребенка: одни дети растут и физически, и умственно быстро, другие развиваются медленно, запаздывают; с другой стороны, на это развитие влияет среда, в которой находится ребенок, болезни, которые ему пришлось перенести, климат, условия жизни и т.п. Поэтому, казалось бы, закон не может четко устанавливать эти пределы, а должен предоставить определение их суду по обстоятельствам отдельного случая.

Такую позицию поддерживали и другие ученые (Эгиди, Ион - Германия, Гаро - Франция), и это положение закреплялось в некоторых кодексах. Так, кодексы Франции и Бельгии устанавливали предельный срок малолетства 16 лет, и тем самым признавали этот возраст сроком невменяемости и предлагали органам прокуратуры устанавливать такой возраст, с которого ребенка нельзя привлечь к суду.

С другой стороны, кодексы других европейских государств, и в том числе и российское Уложение "О наказаниях уголовных и исправительных 1885 г.", прямо в законе устанавливают сроки уголовной ответственности. Выбор этих предельных сроков может быть сделан на основании какого-либо выбранного начала или же на основании житейского опыта.

По некоторым известным истории источникам, основанным на медицинских показателях, через каждые 7 лет все материальные элементы, из которых состоит тело человека, обновляются. В силу этого меняется его организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Эта доктрина господствовала еще в римском праве и оказала влияние на законодательство ряда государств, в том числе и Российское. Российское уложение 1845 г. разделило весь юношеский возраст на три периода: до 7 лет; от 7 до 14 лет; от 14 до 21 года.

Но эта система оказалась несостоятельной. Уже при издании указанного Уложения подростковый возраст (отроческий) пришлось подразделить на два - от 7 до 10 лет и от 10 до 14 лет. После издания установлено подразделение юношеского возраста на два периода: от 14 до 17 лет и от 17 до 21 года.

Детство в то время признавалось эпохой полной невменяемости. Предельный срок детства, исключающий уголовную ответственность в законодательствах западных государств, был различен.

Так, Германские и Венгерские кодексы устанавливали возрастной предел наступления уголовной ответственности в 12 лет. Кодекс Голландии - 10 лет, Итальянское уголовное уложение - 9 лет, законы Норвегии и Швейцарии - 14 лет. Не устанавливали такой срок кодексы Франции и Бельгии.

В Уставе воинском Петра Великого законодательно закреплялось, что: "Наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели... вор будет младенец, который, дабы его заранее от сего отлучить, может от родителей своих лозами наказан быть".

Несколько полнее определялся порядок ответственности малолетних в Указе 1765 г., по которому устанавливалась полная невменяемость до 10 лет. Наказание в этом возрасте исключалось, и виновные передавались родителям или помещику. В возрасте от 10 до 17 лет допускалось смягчение наказания. Суд в этих случаях определял, совершено ли деяние без разумения или с разумением; в первом случае малолетние наказанию не подлежали, а во втором - ответственность смягчалась, причем они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а малолетние от 10 до 14 лет - и каторжным работам.

В соответствии с Уложением 1845 г., несовершеннолетние, признанные невменяемыми, не могли подлежать наказанию, но по суду они могли быть подвергнуты следующим мерам:

1) отдача под ответственный надзор;

2) помещение в исправительно-воспитательное заведение до возраста 21 года;

3) помещение в монастыри их вероисповедания (для женщин);

4) отдача в особые помещения для несовершеннолетних при тюрьмах или арестных домах на сроки не свыше 3 лет (только в отношении несовершеннолетних от 14 до 17 лет).

В случае признания несовершеннолетних обладающими вменяемостью они подлежали наказаниям следующего порядка:

вместо ареста и денежной пени несовершеннолетние от 10 до 17 лет подлежали внушению от суда; вместо поселения, исправительного дома, крепости или тюрьмы несовершеннолетние передавались в исправительно-воспитательные заведения; вместо смертной казни или каторги несовершеннолетние от 14 до 17 лет заключались в тюрьму на срок от 3 до 8 лет при замене поселения или срочной каторги и на срок от 8 до 12 лет при замене каторги без срока или смертной казни. Далее, как показывает история, законодательные позиции менялись, но подход к вопросам ответственности несовершеннолетних оставался в основном без изменения.

Минимальный возраст несовершеннолетнего как особого участника охранительного уголовного правоотношения законодательно определяется ст. 20 УК РФ. Указанная норма предусматривает уголовную ответственность лиц, достигших к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. В то же время за некоторые преступления, исчерпывающий перечень которых (всего 20 составов) закреплен в ст. 20, - с 14-летнего возраста.

Из этого положения закона следует, что законодатель ограничивает минимальный возраст, по достижении которого возможна уголовная ответственность, 14-ю годами.

Несколько иной подход имеет место в ряде зарубежных государств. Так, в Австрии, Дании, Польше и Швеции уголовная ответственность наступает с 15 лет. В Германии, Италии, КНР и Японии - с 14 лет. Во Франции - с 13 лет, в Нидерландах, Португалии и Греции - с 12 лет, в Англии, Австралии и Новой Зеландии - с 10 лет; в Ирландии и Швейцарии - с 7 лет. При этом следует отметить, что соотношение понятий "уголовная ответственность", "наказание" и "меры воспитательного воздействия", а также понимание границ уголовного права в разных странах существенно различаются. Например, УК Швейцарии предусматривает возможность применения уголовных наказаний лишь в отношении несовершеннолетних, достигших 15 лет, причем только при наличии особых к тому оснований. По общему правилу к лицам, не достигшим возраста 18 лет, применяется не наказание, а меры воспитательного воздействия.

В ныне действующем отечественном законодательстве вопросам ответственности несовершеннолетних посвящен раздел V УК РФ с одноименным наименованием. Этот раздел содержит в себе одну главу 14, которая называется "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". В соответствии с законом к несовершеннолетним не могут быть применены такие виды уголовных наказаний, как:

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ лишение свободы на определенный срок назначается несовершеннолетним до 16-летнего возраста не свыше 6 лет (при совершении особо тяжкого преступления не свыше 10 лет).

Всем несовершеннолетним за совершение любых преступлений в любом количестве лишение свободы не может быть назначено на срок свыше 10 лет. Кроме того, в соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетние, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, могут освобождаться от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия. При этом законодатель не ограничивает возможность применения указанной статьи к лицам, ранее привлекавшимся в уголовной ответственности. Представляется, что такой подход к вопросам применения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних в определенной степени порождает чувство безнаказанности у преступников.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что либерализм, а порой и безнаказанность преступной деятельности способствуют вовлечению в криминальную деятельность других несовершеннолетних, которые в силу особенностей несформировавшейся жизненной позиции подвержены возрастающему влиянию "тюремно-жаргонной романтики".

Проблемным остается и вопрос трудового и бытового устройства несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, невнимание к которым предопределяет существующий в настоящее время достаточно высокий уровень рецидива в молодежной среде.

Указанные причины и целый ряд иных проблем приводят к тому, что преступность среди несовершеннолетних имеет положительную динамику и, что особенно тревожно, заметно меняется структурно. Более широкое распространение получают преступления против личности, имущественные преступления и преступления в сфере наркобизнеса.

Проблема подростковой преступности требует к себе самого пристального внимания со стороны государства. Принимаемые меры профилактического характера являются малоэффективными, и тысячи молодых россиян оказываются в воспитательных колониях.

Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних законодательно закреплены разделом V "Уголовная ответственность несовершеннолетних" и гл. 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". В ст. 87 закреплено, что несовершеннолетними по российскому уголовному праву признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть так же помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

В соответствии с требованиями ст. 88 УК РФ к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены следующие меры уголовного наказания:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) обязательные работы;

4) исправительные работы;

5) арест;

6) лишение свободы на определенный срок.

Назначение уголовного наказания в виде лишения свободы закреплено п. 6 ст. 88 УК РФ. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой или средней тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания сокращается наполовину.

Наказание в виде лишения свободы возможно в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 14 февраля 2000 г. N 7 разъяснил, что при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать прежде всего возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.

 

§ 2. Условия отбывания наказания в воспитательных колониях

 

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 74 УИК РФ в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях регламентируется ст. 133 УИК РФ.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4 тыс. руб.

2) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6 тыс. руб.;

2) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;

2) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года. Свидания могут представляться с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им разрешается:

1) пользоваться деньгами;

2) носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 1 тыс. руб.;

2) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

К несовершеннолетним за нарушения установленного порядка отбывания наказания наряду с предусмотренными п. "а" и "б" ст. 115 УИК РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия (ст. 136 УИК):

- лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;

- водворение в дисциплинарный изолятор (ДИЗО) на срок до семи суток с выводом на учебу.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст. 134 УИК РФ к ним могут применяться и меры поощрения за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях. К таким мерам относятся:

1) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

2) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Принципиальным является вопрос об оставлении в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия. В соответствии с требованиями ст. 139 УИК РФ, осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет. Такое положение введено в практику исполнения уголовных наказаний в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденных несовершеннолетних.

Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором.

Вопросы перевода осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии регулируется правилами, установленными ст. 140 УИК РФ. В соответствии с указанной правовой нормой отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, при его наличии, или в исправительную колонию общего режима.

Решение о переводе осужденного, достигшего возраста 18 лет, в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию принимается судом в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии.

 

§ 3. Особенности организации и проведения воспитательной

работы в условиях воспитательных колоний

 

Воспитательная работа в среде осужденных несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания в воспитательных колониях, имеет свои специфические особенности, обусловленные следующими основными факторами:

1) объектом воспитательного воздействия являются несовершеннолетние, то есть та часть осужденных, которая требует в воспитательной работе с ней учета целого комплекса специфических приемов и методов психолого-педагогического воздействия;

2) педагогическое воздействие проводится в условиях лишения свободы, что, в свою очередь, значительно смещает основные акценты в содержании организации и сущности воспитательного процесса;

3) воспитательное воздействие на осужденных несовершеннолетних самым тесным образом связано с необходимостью корректировок еще не до конца сформированной психологической структуры социальных ценностей и предполагает, в силу этого, существенную переориентацию искривленных, асоциальных жизненных установок;

4) процесс воспитательного воздействия на несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний самым тесным образом связан с учебно-воспитательным процессом, направленным на максимальное повышение их образовательного уровня и правосознания.

Учет прошлой судимости, рецидива преступлений в организации особой воспитательной работы с указанной категорией, относящейся к категории "особого внимания".

В силу потребной необходимости особого подхода к вопросам организации исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, законодатель совершенно обоснованно посвятил этой проблеме самостоятельную главу УИК. Глава 17 УИК РФ имеет соответствующее ее содержанию наименование - "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях".

Статья 141 указанной главы УИК РФ законодательно закрепляет необходимость и порядок организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях. В соответствии с указанной статьей в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Существенным средством исправления осужденных несовершеннолетних является образовательный процесс, организуемый в условиях воспитательных колоний. В соответствии с законом, основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляется на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют реальную возможность повышать свой образовательный и профессиональный уровень. Им разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Особенностью воспитательного процесса в условиях ВК является и то, что здесь организуется единый учебно-воспитательный процесс. Подготовка к трудовой деятельности, воспитательная и учебная работа с несовершеннолетними носит комплексный, взаимосвязанный характер. Цель единого воспитательного процесса заключается в исправлении осужденного, его ресоциализации и подготовке к самостоятельной жизни в условиях свободы. Такой подход предполагает в качестве конечного результата формирование у осужденного нравственных качеств и стремление достигнуть определенных материальных благ собственным трудом. Для достижения этой генеральной цели должны быть решены и промежуточные, частные задачи, такие, как формирование у осужденного потребности в сознательном законопослушном поведении, воспитание добросовестного отношения к труду и учебе, привитие стремления к получению начального профессионального образования, подготовки, повышению образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа с осужденными несовершеннолетними проводится дифференцированно с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей с применением самых передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия. Организация непосредственной воспитательной работы с осужденными возлагается на достаточно обширный круг сотрудников воспитательной колонии.

Организация всей воспитательной работы возложена на начальника воспитательной колонии и его заместителя по воспитательной работе.

В воспитательном процессе задействованы: инструкторы по воспитательной работе; старшие воспитатели (они же начальники отрядов); воспитатели; старшие инспекторы по физкультурно-спортивной работе; старшие инспекторы по трудовому и бытовому устройству; педагоги общеобразовательных школ и профессиональных училищ; методисты; заведующие клубами; библиотекари, руководители кружков.

Методическое обеспечение воспитательной работы обеспечивается соответствующими кабинетами. В этих кабинетах создается информационно-методическая база для проведения воспитательной и профилактической работы. Это направление воспитательного процесса возглавляет постоянно действующий коллегиальный орган воспитательной колонии - учебно-воспитательный совет.

Основными направлениями воспитательной работы в условиях воспитательной колонии являются: нравственное, правовое, патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, участие зарегистрированных религиозных конфессий.

Воспитательная работа с осужденными организуется в групповых и индивидуальных формах. Воспитатель отделения обязан один раз в полгода составлять психолого-педагогическую характеристику осужденного, которая приобщается к его личному делу и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания.

Воспитательная работа с осужденными проводится поэтапно (прием, карантин, отряд, школа, профессионально-техническое училище и т.д.).

Важным положением закона является и предоставляемая им возможность для осужденных несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста, обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Однако эту возможность, как показывает практика, осужденные используют недостаточно активно: ежегодно в таких заведениях обучается около 30 - 40 человек <199>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (под ред. А.И. Зубкова) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008 (4-е издание, переработанное).

 

<199> Подробнее см.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2004. С. 369.

 

Труд осужденных несовершеннолетних регулируется трудовым законодательством Российской Федерации. На воспитательные колонии также распространяются положения, закрепленные ст. 103 УИК РФ. Подростки в возрасте 15 - 16 лет к производственному труду не привлекаются: они обучаются в профессиональном училище.

К процессу исправления осужденных и их подготовке к жизни после освобождения из воспитательной колонии привлекаются и представители гражданского общества. Существенную роль в вопросах организации воспитательного процесса играют общественные объединения. Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии в соответствии с требованиями ст. 142 УИК создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета <200> регламентируются примерным положением, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <201>.

--------------------------------

<200> Первые попечительские советы на территории России появились еще в 19 в. Так, в июле 1819 г. с разрешения и под покровительством Александра I в Петербурге было образовано Попечительское о тюрьмах общество, уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и заключенных, благотворительная деятельность и контроль за внутренним устройством тюрем. - Прим. авт.

<201> Предлагаемая редакция ч. 1 ст. 142 введена в УИК РФ Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации".

 

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться и родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утвержденным начальником воспитательной колонии.

В соответствии со ст. 23 УИК РФ общественные объединения, с одной стороны, могут оказывать содействие работе исправительных учреждений и принимать участие в исправлении осужденных, а с другой - осуществлять контроль за работой этих ИУ. Общественные формирования организационно могут быть выражены в формах родительских комитетов и попечительских советов.

Несомненно, указанные формирования оказывают существенную помощь администрации в вопросах воспитательного воздействия на осужденных несовершеннолетних. Во многих воспитательных колониях родители и их представители являются активными помощниками администрации в воспитательной работе с несовершеннолетними. Вместе с тем не только родители - члены родительского комитета могут знакомиться с организацией жизни несовершеннолетних в воспитательных колониях. Ежегодно в каждой воспитательной колонии проводятся родительские конференции, в ходе которых родители осужденных знакомятся с условиями жизни и учебы подростков, организацией их досуга и содержанием воспитательной работы с ними со стороны руководителей воспитательной колонии.

 

Глава 20. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.