Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация контроля за условно осужденными 2 страница




В соответствии с определением суда беременная женщина освобождается со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Женщина, имеющая ребенка, - в день поступления соответствующих документов.

У осужденной администрацией исправительного учреждения отбирается подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства в 3-дневный срок со дня прибытия. Одновременно в уголовно-исполнительную инспекцию направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения. Осужденная следует к месту жительства самостоятельно за счет государства. После явки осужденной уголовно-исполнительная инспекция в течение 3 суток обязана направить подтверждение в ИУ по месту освобождения осужденной.

Согласно ст. 178 УИК РФ при неприбытии женщины в течение 2 недель с момента освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае их недостаточности объявляет розыск осужденной. Осужденной, допустившей нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины, если в отношении ее в период отсрочки применялись меры административного или дисциплинарного взыскания либо если она уклонялась от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция объявляет предупреждение. Если осужденная продолжает уклоняться от воспитания ребенка или отказалась от него, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении ее для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

Отказом от ребенка считаются случаи, когда мать ребенка официально отказывается от ребенка, оставив его в родильном доме или передав в детский дом, либо дает согласие на его усыновление.

Уклонением от воспитания считаются случаи, когда мать:

1) официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме;

2) передала в детский дом;

3) ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним;

4) оставила ребенка родственникам или иным лицам;

5) не принимает участия в воспитании;

6) не проживает с ним;

7) не дает средств на его содержание;

8) скрылась, то есть местонахождение ее неизвестно;

9) совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.

По достижении ребенком 14-летнего возраста либо в случае его смерти уголовно-исполнительная инспекция с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденной, ее отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд мотивированное представление об освобождении осужденной от отбывания наказания или о замене оставшейся части более мягким наказанием.

 

§ 4. Контроль за поведением досрочно освобожденных

 

Досрочное освобождение от отбывания наказания предопределяет следующий за ним период социальной адаптации в условиях гражданского общества. Социальная адаптация, по мнению В.М. Анисимкова, - это возвращение и приобщение к условиям жизни на свободе бывшего осужденного, который находит в себе гражданское мужество в преодолении возникающих при этом конфликтов, многоплановых проблем и трудностей <211>.

--------------------------------

<211> Подробнее см.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Ростов н/Д, 2008. С. 356.

 

Многолетняя практика показывает, что осуществление контроля за указанной категорией лиц в значительной мере снижает уровень преступности в целом и рецидивной преступности в частности. Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах, с позиции другого исследователя А.И. Зубкова, показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В юридической литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д. <212>.

--------------------------------

<212> См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. 4-е изд., перераб. М., 2008.

 

Процесс и порядок осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных от наказания, не регулируется нормами уголовно-исполнительного права. Здесь имеется единственная правовая норма (ст. 183 УИК) бланкетного характера, в соответствии с которой контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Вместе с тем часть 6 ст. 79 УК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом (уголовно-исполнительная инспекция), а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.

Применение судом досрочного освобождения от отбывания наказания не исключает возврата к процессу исполнения наказания в размере неотбытой его части. Так, если осужденный в течение оставшейся неотбытой части наказания совершит нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению контролирующих органов может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

Более радикально, в соответствии с законом, ставится вопрос в том случае, когда осужденный совершает преступление по неосторожности. В этом случае суд может принять альтернативное решение (судебное усмотрение), либо отменить освобождение, либо сохранить его.

В том же случае, когда осужденный совершает умышленное преступление, суд обязан назначить новое наказание по правилам совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

Контроль за поведением досрочно освобожденных предполагает предметную, целенаправленную воспитательную работу с ними.

Особую актуальность такая воспитательная работа приобретает в отношении несовершеннолетних. Органы профилактики проводят широкую воспитательную работу с несовершеннолетними различных категорий. К ним относятся:

1) несовершеннолетние, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

2) несовершеннолетние, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с их помилованием;

3) несовершеннолетние, получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

4) несовершеннолетние, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима содержания, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в активной ресоциализации.

Воспитательная работа в молодежной среде требует активного, а порой и радикального вмешательства в их судьбы с единственной целью - привитие социально полезных потребностей и устремлений.

 

§ 5. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания

 

В научной литературе понятие "социализация" личности рассматривается с философских, социологических, правовых, психолого-педагогических, культурологических позиций. Проблеме социализации личности в обществе в настоящее время уделяется большое внимание. Актуальной остается эта проблема и для исследователей этого важного социального явления, о чем свидетельствует целый ряд научных трудов <213>.

--------------------------------

<213> См., например: Андриенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М., 1979. Вып. 5; Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971; Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л., 1971; Кои И.С. Социология личности. М., 1968; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. М., 1995; Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971; Шапиева О.Г. Проблемы нравственно-правовой социализации личности: концептуальный и практический аспекты / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 1996; Хайрулина Ю.Р. Социализация личности: Теоретико-методологические подходы: Автореф. дис.... д-ра социол. наук. Саратов, 1998.

 

Социализация - это процесс социального становления индивида, формирования и развития его социальной сущности. Процесс социализации человека происходит практически всю жизнь, начиная с момента его рождения и до его смерти.

Если к человеку применяется уголовная ответственность вследствие его ненадлежащего поведения, то следует говорить о его ненадлежащей социализации и, как следствие, о необходимости его "ресоциализации".

Ресоциализация включает в себя исправление, подготовку к освобождению, включение в социально полезную деятельность и социальную адаптация в обществе.

Социальная адаптация - это приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить бывшему лишенному свободы лицу в условиях гражданского общества законопослушных людей.

Процесс социальной адаптации осужденного в условиях гражданского общества после отбытия им уголовного наказания - сложная и многогранная социальная проблема.

Социальная адаптация настолько затруднена, насколько долго осужденный находится вне социума. Чем больше срок наказания, тем труднее процесс вхождения в нормальное общество.

Уголовно-исполнительное законодательство, находясь вне целостного процесса адаптации осужденных, после их освобождения ставит перед всей системой исполнения уголовных наказаний в качестве одной из основных задач - оказания осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). Пути решения этой задачи объективируются в гл. 22 УИК.

Статья 180 УИК РФ законодательно закрепляет обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобожденных осужденных. В соответствии с указанной правовой нормой, не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

Существенным элементом социальной помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, является то положение закона, в соответствии с которым осужденным, освобождаемым от отбывания таких видов наказания, как арест или лишение свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства. Они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда (ст. 181 УИК РФ).

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Также им может быть выдано единовременное денежное пособие.

При освобождении от отбывания ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также вышеуказанных осужденных, они направляются к месту жительства в сопровождении сотрудника исправительного учреждения.

В отношении несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, направляется информация в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства.

Для помощи несовершеннолетним, освобождающимся из воспитательных колоний, распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики в РФ на 2006 - 2016 годы, где одним из приоритетов является интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества <214>.

--------------------------------

<214> Ростовская Т.К. О реализации проекта Стратегии государственной молодежной политики, направленного на интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 2.

 

Осужденные, освобождаемые от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства.

По прибытии к месту жительства освобожденный, желающий трудоустроиться, должен обратиться в органы занятости. В этих органах осужденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления.

Освобожденный имеет право на пособие по безработице, если с его трудоустройством возникли трудности.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия может быть отложена, приостановлена на срок до 3 месяцев, прекращена или его размер может быть сокращен по основаниям, перечисленным в законе (например, отказ гражданина от двух предложений подходящей работы либо от двух предложений такой работы после завершения профессиональной подготовки).

В соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется контроль.

 

§ 6. Осуществление действенного контроля

за поведением условно осужденных

 

Под контролем в широком смысле (социальный контроль) понимается процесс оказания определенного воздействия на личность с целью организации ее деятельности в рамках установленных правил. Контроль за поведением условно осужденных представляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся в установлении для осужденного определенных ограничений и в применении к нему комплекса профилактических и воспитательных мер <215>.

--------------------------------

<215> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2003. С. 591.

 

Контроль за условно осужденными осуществляется в соответствии с требованиями ст. 73 УК РФ и гл. 24 УИК РФ.

Согласно ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении военнослужащих - командованием их воинских частей.

К осуществлению контроля привлекаются и работники органов внутренних дел. Контролировать поведение условно осужденных при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах их компетенции должны сотрудники милиции (подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности).

В соответствии со ст. 188 УИК РФ уголовно-исполнительные инспекции:

1) осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока. Основаниями для постановки на учет являются:

- приговор (определение, постановление) суда с распоряжением об обращении его к исполнению;

- указание начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы о принятии к исполнению соответствующих документов, поступивших из других территориальных органов уголовно-исполнительной системы в отношении осужденных, изменивших место жительства, а также от командиров воинских частей в отношении уволенных с военной службы до истечения испытательного срока. В уголовно-исполнительной инспекции на условно осужденного заводится личное дело, в котором содержатся необходимые сведения о поведении и отношении условно осужденного к выполнению возложенных на него судом обязанностей, его связях и т.п. С условно осужденным проводится первоначальная беседа, в ходе которой происходит знакомство сотрудников инспекции с осужденным;

2) контролируют с участием работников органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей (не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места и т.д.).

В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляется копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за его поведением по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке на учет условно осужденного, а по окончании службы - о его убытии из воинской части.

Условно осужденные обязаны:

1) отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении;

2) исполнять возложенные на них судом обязанности;

3) являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения и причин уклонения.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ ст. 188 УИК РФ была дополнена частью шестой следующего содержания: "Если периодичность явки условно осужденного для регистрации не была определена судом, то указанная периодичность, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией".

Статья 189 УИК РФ устанавливает правила исчисления испытательного срока. Этот срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекцией.

Испытательный срок считается истекшим при досрочной отмене условного осуждения либо при отбытии полностью срока, назначенного судом, а также части срока, на которую он был продлен судом (если существует соответствующее определение суда).

Условно осужденный также может быть снят с учета в случаях:

1) отмены условного осуждения и направление его для отбывания наказания, назначенного приговором;

2) отмены условного осуждения и снятия судимости;

3) применения к условно осужденному акта об амнистии;

4) помилования условно осужденного;

5) отмены приговора и прекращения уголовного дела;

6) осуждения за совершение нового преступления;

7) переезда на новое место жительства, находящееся в ведении другой уголовно-исполнительной инспекции;

8) смерти осужденного и др.

В соответствии со ст. 190 УИК РФ основаниями для предупреждения осужденного о возможности отмены условного осуждения являются:

- уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей;

- нарушение им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, указаны в действующем административном законодательстве Российской Федерации. К их числу относятся, например, мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия и т.д.

Иные меры административного воздействия, кроме взысканий, не являются основанием для отмены условного осуждения. Административное взыскание должно выноситься в письменной форме.

Основанием внесения начальником уголовно-исполнительной инспекции в суд представления о возложении на осужденного других обязанностей, кроме ранее наложенных судом, являются:

1) неисполнение условно осужденным обязанностей, возложенных судом;

2) невыполнение обязанности являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию;

3) невыполнение обязанности отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении;

4) при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на него других обязанностей.

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

Достаточными к тому основаниями являются уклонение от исполнения возложенных обязанностей и нарушение общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. Испытательный срок может быть продлен судом не более чем на 1 год.

Начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда в случаях систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей.

Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных действий условно осужденным более 2 раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Неисполнение может быть признано злостным, если он продолжает их не исполнять после сделанного уголовно-исполнительной инспекцией предупреждения об обязательности соблюдения установленного порядка отбывания условного осуждения либо если он допустит нарушение общественного порядка, за которое установлена административная ответственность, повлекшее наложение административного взыскания.

Представление об отмене условного осуждения может быть направлено в суд и в том случае, если условно осужденный скрылся от контроля и место его нахождения неизвестно.

Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней.

 

Глава 23. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.