Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контуры нового общественного договора




Реального общественного договора, в котором власть и общество выступали бы «высокими договаривающимися сторонами», в России никогда не было, потому что любая российская власть – от царской до советской – считала народ лишь подданными и исполнителями своей воли.

Так было, но так не может быть сегодня. Из описания состояния российского общества, элит и власти следует, что развитие России возможно только при том условии, что общество будет понимать и соучаствовать и в целеполагании, и в осуществлении амбициозных планов. Только тогда оно доверит власти полноценное и легитимное лидерство в этом процессе.

Поэтому задачей конструктивных общественно-политических сил является подготовка нового общественного договора для России. Он не предполагает ни революций, ни потрясений, способных нанести непоправимый ущерб не только стабильности, но и единству, и территориальной целостности страны. Опираясь на выводы нашего исследования, мы формулируем характеристики такого договора – путь к ним можно условно разделить на семь шагов:

1. Целеполагание: определиться с целями развития страны. Оно должно быть современным: укрепление базовых начал демократии, верховенства права, гарантии прав частной собственности, честной политической конкуренции, реальное осуществление конституционных свобод.

Задание правильного целеполагания невозможно без создания «модернизационной коалиции», в которой активную роль будут играть те слои общества, которые превращаются из «подданных» в «граждан»: интеллигенция, бизнес, образованная молодежь.

2. Остановка «консервативной волны» как не соответствующей реальному запросу страны и общества. Архаика отнюдь не безобидна: она представляет собой потерю исторического времени, которого всегда так не хватало России.

Напротив, любые очаги свободной гражданской активности, намерения включаться в активную политическую жизнь должны пользоваться полной поддержкой государства и всех вменяемых политических сил.

3. Политическая реформа должна стать реальностью. Либерализация политической системы должна не имитировать демократию, а создавать основу для более широкого участия граждан в политическом процессе. В этом случае она будет адекватно воспринята общественным мнением.

4. России необходима нормальная ответственная оппозиция, которая получила бы возможность не только представлять свои интересы в законодательных и муниципальных органах, но и претендовать на власть.

В настоящее время востребована сильная партия, представляющая интересы среднего класса. Такая партия призвана стать центром притяжения для представителей федеральных и региональных элит, общественных активистов и других неравнодушных граждан.

5. Необходим широкий и многоуровневый общественный диалог по вопросам, являющимся реальными общественными приоритетами. Речь идет о реформах в социальной сфере, которые должны быть не «технократическими», но оптимально учитывающими ресурсы государства и интересы их потребителей.

6. Нужно планомерно и последовательно проводить курс на деконцентрацию власти. Россия должна остаться президентской республикой – это действительно соответствует ее историческим особенностям. Но «суперпрезидентская» республика должна смениться политическим устройством, в котором и парламент, и суды, и региональные власти независимы в рамках своих конституционных полномочий – только так они смогут полноценно исполнять свою миссию перед обществом. Такое государство будет не слабее, а сильнее нынешнего: институты укрепляют власть, делают ее прозрачной и предсказуемой, а потому легитимной в глазах граждан.

7. Свободное развитие институтов гражданского общества, в первую очередь, в социально значимых сферах.

Институты гражданского общества должны способствовать становлению нового типа лидерства, расширения числа общественных и политических деятелей, сочетающих профессиональную компетентность и способность брать на себя ответственность за принимаемые решения. Такие инициативные лидеры должны появляться на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, что должно способствовать улучшению качества элиты и повышению вертикальной мобильности в общественно-политической сфере.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.