Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модификации и чередования фонем




Самостоятельная работа

Терминологический словарик

Состав фонем языка и фонемный состав слова. Вокализм и консо­нантизм. Дифференциальные признаки и их физические корреляты. Конститутивные, коррелятивные и относительные ДП. Голосовой и шумовые (импульсный и турбулентный) источники звука. Форман­та, гц, дб, м/сек. Лабиализация, палатализация, веляризация.

Составить сопоставительную таблицу артикуляционно-акустиче-ских различий следующих групп звуков: гласных и согласных; со­гласных шумных и сонорных, глухих и звонких, твердых и мягких.

Наша речь представляет собой непрерывный поток артикуляций, в котором невозможно вычленить материальные сегменты, соответ­ствующие отдельному звуку. Из-за инертности речевого аппарата артикуляции отдельных звуков взаимоналагаются; в пределах ти­пичного для современного русского языка слога согласный+глас-ный (СГ) они практически неразделимы: слог — единовременное выполнение всех речевых команд, единая слитная артикуляция, ре­зультатом которой является нерасчлененность акустических характе­ристик звуков в его пределах.

Поэтому рассмотренные ранее идеальные характеристики основ­ных оттенков фонем в реальном речевом потоке* постоянно и зна­чительно модифицируются (изменяются) под влиянием соседних звуков и места в слове, фразе. Различают комбинаторные" и позици­онные* модификации звуков.

Для фонетической системы современного языка из комбинатор­ных модификаций наиболее значимы, оттенки, возникающие в ре­зультате взаимной адаптации звуков в пределах слога СГ (так назы­ваемая прогрессивная и регрессивная аккомодация*) и в сочетаниях СС (регрессивная ассимиляция*). Из позиционных модификаций звуков наибольшего внимания заслуживают утрата голосовых со-

1 Бондарко Л. В. Звуковой строй.. С. 116.


ставляющих согласными абсолютного конца и количественная и качественная редукция* безударных гласных в слове (качественные изменения звуков, связанные с сокращением их длительности).

Соотношение по длительности ударных и безударных гласных в слове отражает так называемая формула А.А, Потебни: «Если тони­ческую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобра­зить гак: 1, 2, 3, I»1.

Из-за сокращения времени, отведенного на работу органов речи при произношении безударного гласного, артикуляционные работы выполняются не в полном объеме, что резко снижает их качество, делая звуки нечеткими, невыразительными, «сомнительными», по школьной терминологии, т.е. разрушает оппозицию.

Безударный гласный с точки зрения артикуляции — звук, в ко­тором из-за мгновенности и нечеткости движений органов речи «сма­зываются» фазы артикуляции и практически отсутствует основ­ная фаза — выдержки.

Акустически безударный гласный — это звук, не имеющий чет­кой формантной структуры, лишенный своего главного, стационар­ного* участка, по которому мы его как раз и опознавали.

Например, ударный гласный в слове ПЯТЬ можно схематически представить следующим образом: [ ] {артикуляция: экскур­сия — выдержка — рекурсия; акустика: первый переходный учас­ток — стационарный, характерный участок — второй переходный участок).

Предударный гласный в слове ПЯТИ будет выглядеть так: [ ]

(гласный предударного слога сокращается на 1/3, но эта треть — его основной участок, поэтому количественные изменения приво­дят к изменению качества гласного, мы воспринимаем его как редуц ированный* [и].

Редукция* отражает одну из основных тенденций в развитии фонетической системы: в русском языке, как и в большинстве сла­вянских, упрощается система гласных (за счет уменьшения их ко­личества, увеличения их позиционной зависимости и неравноверо­ятности в тексте). Система согласных, наоборот, усложняется: уве­личивается число консонантных единиц, складывается корреляция по глухости-звонкости и твердости-мягкости. В результате таких

1 Потебня А. А. О звуковых особенностях русских наречий // Филологические записки. Вып. 1. Воронеж, 1865. С. 63. (Ср. формулу Потебни для соотношения ударных—безударных в украинском языке: 1– ¾ –2 ¾ – 11/4 в кн.: огородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. Казань, 1913. С. 378.)


преобразований снижается информативность гласных в тексте, ос­новную информационную нагрузку берут на себя согласные1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.