Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа 1. Альтернативы развития предприятия Гончар




Прочитать кейс, проанализировать основные маркетинговые проблемы, предложить маркетинговую стратегию развития для предприятий гончарных промыслов Псковской области (Кейс)

В Псковской области достаточно известны предприятия, имеющие статус «народный художественный промысел»: ПК завод «Псковский гончар» (Псков) и ЗАО фабрика керамических изделий «Изразец» (Печоры). Кроме того, в сфере промыслов действуют и другие предприятия, выпускающих ассортимент традиционной керамики, но не имеющие статуса: ООО «САВВА» г. Псков, ОАО Псковская вольница и др.

Из вышеперечисленных предприятий наиболее крупным по объему выпуска и реализации изделий промыслов является производственный кооператив «Псковский гончар». В настоящее время завод производит художественную керамику в широком ассортименте (около 200 позиций). Ежегодно разрабатываются и осваиваются производством новые изделия, ведется планомерная работа над созданием уникальных авторских работ. За 2006-2008 г.г. художниками и мастерами завода освоено более 40 моделей новой продукции. Все они решением художественного совета отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Творческую работу организует художественный Совет предприятия и главный художник, имеется экспериментально-творческая лаборатория, в состав которой входят художники, изготовители изделий, живописцы и пр. Особенностью художественно-стилевого направления промысла является ангобная роспись и методы поливки цветными глазурями. Это дает разнообразие в цветовом варьировании и композиционном соотношении цветов. Завод организует ежегодные выставки в г. Пскове (посещение выставок бесплатное). В разные годы были проведены выставки в г. Москве, посвященные 850-летию г. Москвы, 350-летию Российского флота, 200-летней годовщине рождения А. С. Пушкина, ежегодные выставки «Молодые дарования» и др. Поставляются изделия более чем в 30 регионов России, были поставки и за рубеж (Финляндия, Италия).

Не менее известная печорская фабрика керамических изделий «Изразец» образована на базе НПО Блеск. Предприятие занимается производством изделий сувенирного, бытового и художественного назначения из экологически чистой глины по принципиально новой технологии, не имеющей мировых аналогов. Изделия неоднократно удостаивались различных наград на выставках товаров художественного назначения. Среди них: диплом за высокие потребительские свойства изделий из глины на Международной торгово-промышленной выставке «Фарфор, Керамика, Стекло», золотая медаль Выставочно-экспертной маркетинговой закупочной программы «Лучшие товары и услуги на рынках России» за высокое качество продукции из экологически чистых материалов, участие по приглашению Патриарших мастерских в выставке «Церковное искусство третьего тысячелетия». Среди потребителей: крупные фирмы, такие как «IKEA», «Сатурн-Эгзист» и др., а также местные жители и туристы, посещающие святыню Псковской земли Псково-Печерский монастырь.

Каждое предприятие художественного промысла, имеет свой творческий отдел художников и дизайнеров, который занимается разработкой моделей. Очень часто в составе творческих отделов трудятся семейные династии мастеров, которые являются «золотым» фондом промысла, чей талант и имя приносит известность и успех промыслу.

По причинам достаточного сложного финансового положения псковским предприятиям промыслов практически не доступно приобретение нового технологического оборудования, поэтому на каждом из них есть не только свои художники, граверы, дизайнеры, но и инженеры – конструкторы, технологи, с помощью которых разрабатывается и внедряется нестандартное оборудование, позволяющее получать не только высокопрочные керамические изделия, эстетичные и долговечные, но и снижать расходы на энергопотребление и материалы.

С 2002 года на территории завода «Тиконд» действует ООО «САВВА» – компания, занимающаяся строительством, реконструкцией и ремонтом промышленных и гражданских зданий, магазинов, офисов, банков. В 2004 году была реализована идея создания мастерской авторской керамики. В 2005 году «Тиконд» объявлен банкротом и производственные помещения цехов керамики перешли в собственность ООО «САВВА». Сегодня коллектив из 28 человек выпускает небольшие партии столовой посуды и декоративных изделий. Основные характеристики гончарных промыслов, развивающихся в форме промышленных предприятий, приведены в приложении к кейсу 1.

Как уже указывалось, промыслы – это не «чистое» предпринимательство и, следовательно, риск увеличения проблемных зон (по сравнению с другими видами предпринимательства) в промыслах гораздо выше. Если рассматривать псковские промыслы, то существующие в государственном масштабе проблемы и трудности здесь усугубляются общим неблагоприятным экономическим состояние области: низким платежеспособным спросом населения, малым объемом туристского потока, небольшим масштабом деятельности самих предприятий. Основные проблемы, выявленные в ходе авторского исследования, приводятся в приложении к кейсу 2. Можно констатировать, что трудности псковских предпринимателей сходны с выявленными ранее проблемными зонами российских промыслов. Риск предпринимательства углубляется по причинам наступления глобального кризиса, слабой экономики Псковской области, отсутствия реального интереса Администрации к данной сфере, низкого образовательного уровня в области рыночных отношений самих мастеров и руководителей предприятий промыслов.



Приложение 1 Характеристика псковских предприятий гончарных промыслов [1]

ОПФ и наименование Год создания[2] Объем реализации, тыс.руб. Прибыль, тыс..руб. Среднесписочная численность //творческая группа, чел Ассортиментные группы Сбытовая система Конкурентные преимущества
ПК «Псковский гончар» (Луковский промысел) 1938 г.     156//50 1.Посуда (горшочки, миски, кружки, сервизы и пр.) 2.Горшки цветочные (всех форматов) 3.Сувениры (куклы, панно, подсвечники, плакетки и пр.) 4.Вазы 1.Собственная торговая сеть (1 магазин) 2.Ярмарки 3.Выставки 4.Договора с торговыми посредниками и отправка по ж/дороге Товар: высокое художественное достоинство и техническое качество; Кадры: династии мастеров Продвижение: ежегодное участие во Всероссийских выставках
ЗАО «Изразец» (Печорский промысел) 1991 г.   -730 39/2 1.Посуда (кувшины, чайники, сервизы, бутылки и пр.) 2.Горшки цветочные (всех форматов) 3.Сувениры (сувенирная посуда) 4.Строительные игрушечные наборы 1.С территории фабрики для розничной и мелкооптовой продажи 2. Для крупных оптовиков по договору отправка по ж/дороге Товар: инновационный ассортимент (игрушки); продукция повышенной прочности и с низким водопоглощением, не покрываются плесенью и отложениями солей Продвижение: победы на международных выставках Сбыт: крупные оптовые покупатели
ООО «САВВА 2002 г.     28/18 1.Гончарные изделия (сувенирные и утилитарные крынки, кувшины, бутыли, кружки и др.) 2.Фаянсовые изделия (сувенирная посуда, шкатулки, подсвечники) 1.Собственная торговая сеть (2 магазина) 2.Ярмарки 3.Торговые посредники Товар: четкая ориентация на российского туриста, художественные темы увязаны с географией реализации. Сбыт: торговые площадки расположены в местах наибольшей проходимости туристского потока Упрощенная система н/обложения
ООО «ВЗЭФ»   1998 г. Нет данных 1.Посуда 2.Сувениры (куклы, панно, подсвечники, плакетки и пр.) Торговые посредники Низкий риск за счет прочих видов деятельности

Приложение 2. Проблемные зоны функционирования псковских промыслов

Формы промыслов/ проблемы Предприятия /Доля руководителей предприятий, указавших проблему, % Индивидуальные предприниматели/ Доля предпринимателей, указавших проблему, %
Проблемы, связанные с внешней средой Проблемы, связанные с внутренней средой Проблемы, связанные с внешней средой Проблемы, связанные с внутренней средой
С властными структурами 1.При получении льгот по местным налогам 50% - 1.Отношение как к «обычным» предпринимателям без учета специфики их деятельности. Взаимодействие с властями считают неудовлетворительными 76% опрошенных -
Сбытовые 1.Наличие сувенирной продукции производителей других стран 86 % 2.Неразвитость турбизнеса 56 %   1.Появление дебиторских задолженностей 72 % 1.Недостаточность специализированных магазинов, принимающих «под реализацию» изделия 87 % 2.Слабость развития ярмарочно-выставочная деятельность 65 % 3.Отсутствие торговых мест в местах следования турпотоков 32 % 1. Отсутствие транспортных средств или невозможность ими управлять для мастеров преклонного возраста и связанная с этим невозможность контакта с потребителем 12 %
Ассортиментной политики 1.Для предприятий, имеющих статус НХП, обязательная регистрация художественной ценности изделий 12% 2.Повышение требований к качеству продукции (сертификация) 54% 1.Недостаточное внимание маркетинговым исследованиям потребительских предпочтений 65% - 1. Низкое качество изделий по причине слабости коммуникаций с опытными мастерами 65% 2. Нежелание мастеров заниматься продвижением собственного товара 80%
Информационной поддержки Сложности с получением кредитов 43% 1.Неразвитость информационных технологий в общении с потребителем 67% 1.Отсутствие информации, как о самих мастерах, так и о производимых ими изделиях в возможных местах реализации (гостиницах, турфирмах, музеях) 85% -

Приложение 3. Распределение потребителей по мотивам приобретения товаров

Мотив потребления Изделия промысла Туристы Местные жители
Создание имиджа Корпоративные сувениры       16,4
Продвижение акции (мероприятия) Событийные сувениры       1,65
Память о месте пребывания Сувениры культурно-познавательного характера        
Подарок (игрушка) Подарочные изделия       29,5
Коллекционирование Изделия промыслов высокой художественной ценности       1,65
Использование в быту Изделия промыслов утилитарного назначения       50,8  
Итого -        

Тема 3.Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации.

Практическая работа 2,3. Разработка программы маркетингового исследования

1.Подготовка по вопросам

· Шкала исследования. Типы шкал, применяемых в маркетинге

· Семантический дифференциал – шкала или метод?

 

2.Ознакомится с ситуациями. Выбрать одну из ситуаций и разработать часть программы исследования:

- цель,

- задачи,

- систему показателей для оценки;

- методы исследования (в том числе инструмент для сбора данных)

· Подумайте, как можно оценить потенциальную эффективность интернет-ресурсов для рекламных акций компании «Евро-керамика».

· Подумайте, как можно оценить проблемы предпринимателей сферы услуг населенного пункта N.

· Подумайте, как торговая фирма может оценить потенциал нового конкурента (предположим: открылся супермаркет).

· Подумайте, как можно оценить отношение потребителей к наружной рекламе турфирмы А.

· Подумайте, как можно определить качество чая, реализуемого в упаковках, через торговую розничную сеть ЛЕНТА.

· Подумайте, как можно определить потребность жителей города N в услугах аквапарка.

· Подумайте, как можно определить: какие марки автомобилей востребованы у жителей города N (с достатком не менее 15 тыс руб/мес./чел.)

· Подумайте, как можно оценить рекламную активность предприятий бытовых услуг города N.

На занятии подгруппа студентов представляет презентацию (не менее 10 слайдов с описанием идеи исследования)

Литература

1. Годин, А. М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. – изд.5-ое, перераб. и доп., М.: Дашков и К, 2007.

2. Маслова, Т. Д. Маркетинг: учебник / Т. Д. Маслова. – изд.3-ое, доп. и перераб. СПб.: Питер, 2009.

3. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Дополнительная литература

1. Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. Н. Беляев. – М.: КноРус, 2007.

2. Электронный учебник «Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики»: М: КноРус, 2009. – 1 электронный оптический диск.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

4. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.

Периодические издания:

1. Маркетинг в России и за рубежом: журнал.

http://www.marketing.spb.ru/lib-research/interact/index.htm сайт: энциклопедия маркетинга

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.