Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Личные права и свободы человека




1. Особенности личных прав и свобод человека.
2. Право на жизнь.
3. Право на охрану государством достоинства личности.
4. Право на свободу и личную неприкосновенность.
5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
6. Неприкосновенность жилища.
7. Право человека определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.
8. Право на свободу передвижения.
9. Свобода совести, свобода вероисповедания.
10. Свобода мысли и слова.

1. Особенности личных прав и свобод человека

Личные права и свободы относят к "первому поколению" прав и свобод человека. В соответствии с нормами международного права их нередко именуют также "гражданскими правами". Здесь вполне очевидна связь с понятием "гражданского общества", отождествляемого в целом "со сферой частных интересов и потребностей". В рамках гражданского общества "реализуется большая часть прав и свобод человека". В свою очередь, именно личные (гражданские) права и свободы "призваны обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства... Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Эти права… призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности".
В то же время нельзя не согласиться с авторами Большого юридического словаря, которые пишут, что термин "личные" права "представляется значительно более точным и предпочтительным, поскольку исключает опасность смешения двух совершенно различных понятий: "гражданские права" и "права граждан".

В Конституции Российской Федерации личные права и свободы человека закрепляются в статьях 19-29, их перечень значительно расширен по сравнению с предыдущими основными законами страны.

Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:

1) личные права и свободы обеспечивают охрану жизни, свободы, достоинства, неприкосновенности человека и другие ценности, неразрывно связанные с его индивидуальными, частными интересами;

2) личные права и свободы носят естественный характер, они обусловлены самим фактом появления человека на свет, его человеческим "естеством". "Современная христианская демократия, - пишет М.В. Баглай, - рассматривает состояние свободы как естественное, т.е. дарованное человеку Богом вместе с жизнью. И несмотря на светский характер современных западных государств, они в целом принимают эту трактовку и воспринимают естественное право как высокую духовную ценность, морально обеспечивающую неотчуждаемость прав человека. Утверждение такого подхода очень важно для укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим российским конфессиям". В действующей российской конституции закреплены "все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом";

3) личные права и свободы принадлежат каждому индивиду вне зависимости от наличия гражданства государства. Это права и свободы человека;

4) личные права и свободы "неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Однако формулировку о неотчуждаемости следует рассматривать в контексте с другими нормами международного права и внутреннего законодательства. Так, в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции России, права и свободы, включая личные, могут быть ограничены, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения могут допускаться, в частности, в отношении граждан, проходящих военную службу, что должно компенсироваться соответствующими льготами, то есть предоставлением иных прав и свобод (прежде всего, материального характера). Ограничения прав и свобод могут выступать в качестве меры наказания за совершенные правонарушения. Естественно, что в этом случае человек утрачивает определенное благо, как правило, безвозмездно;
5) личные права и свободы, по справедливому утверждению Н.Л. Граната, "особо значимы, и нарушение их особенно болезненно для личности".

 

2. Право на жизнь

Право на жизнь - важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права. Оно налагает на государство ряд серьезных обязанностей:
а) отказ от войн и боевых действий как средства разрешения международных и внутренних противоречий; ограничение участия граждан в вооруженных конфликтах;
б) проведение миролюбивой внешней политики, направленной на разоружение, прекращение производства оружия массового поражения;

в) эффективная борьба с преступностью, терроризмом. Причем на современном этапе такая борьба становится обязанностью всего мирового сообщества. Как отметил Президент России В.В. Путин, "Российская Федерация уже давно, опираясь исключительно на собственные силы, ведет борьбу с международным терроризмом и неоднократно призывала мировое сообщество объединить свои усилия… Полагаем, что прежде всего нужно обратить внимание на усиление роли тех международных организаций и институтов, которые были созданы для укрепления международной безопасности. Это - ООН и Совет Безопасности ООН. Необходимо также энергично заняться совершенствованием международно-правовой базы, которая позволяла бы эффективно и оперативно реагировать на акты террора".

г) борьба с производственным травматизмом, обеспечение противопожарной, технологической безопасности, безопасности на транспорте;

д) снижение детской смертности, профилактика заболеваемости, наркомании и алкоголизма, доступность медицинской помощи, обеспечение ее высокого уровня. Может ли быть лишение человека жизни правомерным?

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускается лишение жизни, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

а) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
В Российской Федерации и целом ряде других стран законным способом лишения жизни признается также смертная казнь. Конституция России 1993 года значительно сузила рамки применения этой исключительной меры наказания, которая может устанавливаться только за особо тяжкие преступления против жизни. Кроме того, в Основном законе страны отражено стремление государства к полной отмене смертной казни.

На наш взгляд, применение смертной казни расходится с конституционным принципом неотчуждаемости основных прав и свобод человека. Исключительная мера наказания означает именно отчуждение (а не ограничение, допускаемое Конституцией!) всех прав и свобод. Кроме того, нельзя исключить вероятность судебной ошибки, и такие факты уже имели место.

Тенденцию к отмене смертной казни в мирное время отражает и международно-правовая практика. Статья 1 Протокола № 6 к европейской Конвенции по правам человека гласит, в частности: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такой мере наказания или казнен". Однако Протокол № 6 не был ратифицирован Федеральным Собранием, и в Уголовном кодексе Российской Федерации по-прежнему сохраняются пять составов преступления, в качестве наказания за которые может применяться смертная казнь.
Вместе с тем, с 2 февраля 1999 г. наказание в виде смертной казни в Российской Федерации назначаться не может. Это связано с тем, что на момент подписания данной работы в печать на всей территории страны каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве наказания установлена смертная казнь, не было обеспечено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П).

К сказанному следует добавить, что в Российской Федерации запрещена эвтаназия - лишение человека (как привило, страдающего тяжелыми, мучительными заболеваниями) жизни по его воле.

 

3. Право на охрану государством достоинства личности

Указанное право означает особую обязанность государства по отношению к человеку как высшей ценности. Ничто, то есть никакие иные ценности, цели, интересы, не может служить основанием для умаления человеческого достоинства. Каждый, независимо от уровня своего образования, социального положения, интеллектуального потенциала и прочих индивидуальных особенностей, имеет право на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Гарантом этого уважительного отношения и выступает государство.
Наиболее важные гарантии, обеспечивающие охрану человеческого достоинства, закреплены в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 21):

а) никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. При этом под пыткой согласно Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание - действие, направленное на то, чтобы вызвать у человека чувство страха, боли и неполноценности, унизить, опозорить его, сломать физическое либо нравственное сопротивление. Разграничение этих понятий, предпринятое, в частности, европейскими Судом и Комиссией по правам человека, достаточно условно. Например, унижающее обращение с учетом возраста, физического и психического состояния жертвы может быть квалифицировано и как пытка;

б) никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

в) каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, включая право требовать по суду материальной компенсации причиненных физических и нравственных страданий. Следует отметить, что государство гарантирует защиту чести и доброго имени не только при жизни человека, но и после его смерти.

Охрана достоинства личности в Российской Федерации пока осуществляется крайне непоследовательно. Так, органами прокуратуры неоднократно выявлялись факты бесчеловечного обращения по отношению к военнослужащим в Вооруженных Силах. А применяемые иногда методы проведения оперативных мероприятий с целью получения от подозреваемых признательных показаний вполне могут быть квалифицированы как пытки. В то же время весьма широкое распространение получили необоснованные судебные иски к средствам массовой информации о защите чести, достоинства либо деловой репутации, за которыми кроется стремление ограничить гарантируемую Конституцией свободу массовой информации.

 

4. Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу означает возможность совершать любые правомерные действия. Соответственно, лишение свободы в самом широком его смысле (вид уголовного наказания, административный арест, содержание под стражей в качестве меры пресечения и т. д.) не дает индивиду возможности действовать по собственному усмотрению.
Конституция России (ст. 22), как и важнейшие международно-правовые акты, закрепляет не только право на свободу, но и право на личную неприкосновенность - важнейшую гарантию против произвольного, неправомерного лишения человека свободы. "Арест, заключение под стражу и содержание под стражей, - гласит Конституция, - допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

Однако на практике указанная конституционная норма до сих пор не применяется. До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции России 1993 года сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. И хотя с момента принятия действующего Основного закона страны прошло довольно много времени, сохраняет юридическую силу Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный еще Законом РСФСР от 27 октября 1960 г.
Согласно УПК РСФСР (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 122), арест (заключение под стражу в качестве меры пресечения) допускается как на основании судебного решения, так и санкции прокурора. Причем до санкции прокурора максимальный срок содержания под стражей составляет 72 часа.

Своеобразной формой ограничения личной свободы, неприкосновенности является также принудительная госпитализация психически больных лиц. В экстренных случаях решение о госпитализации принимает врач-психиатр без санкции суда или прокурора.
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве одной из крайних мер воздействия при совершении грубого дисциплинарного проступка или при безуспешности ранее принятых мер предусматривается арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте. Право налагать такие взыскания предоставлено командирам войсковых подразделений (от командира роты и выше).

 

5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Публичная власть не может быть абсолютной. Существует определенная сфера, вторжение, вмешательство в которую является недопустимым ни для кого. Речь идет о частной жизни человека. Правовое государство не только не вмешивается в эту жизнь, но и охраняет ее от чьего-либо незаконного посягательства.

В петиции № 6825/74 европейская Комиссия по правам человека заявила, что право на уважение частной жизни является правом на невмешательство в личную жизнь, правом жить так, как хочется, без предания огласке подробностей личной жизни. Оно включает также, в определенной степени, право на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека.
Напротив, тоталитарное государство, насаждая мнимый коллективизм, стремится до предела ограничить сферу частной жизни.

Но неприкосновенность частной жизни - это лишь часть своеобразного индивидуального суверенитета человека. В соответствии со статьей 12 Всеобщей декларации прав человека никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или от таких посягательств.

Вполне естественно желание любого человека, любой семьи предстать в глазах других людей в неком положительном образе и скрыть сведения о фактах, событиях, которые могли бы этот образ опорочить. Но, с другой стороны, именно эти факты, события всегда привлекают особое внимание общественности - вот почему так популярны тиражируемые средствами массовой информации "светские хроники", "банные скандалы" и т. п.

Где же грань между свободой массовой информации и личной семейной тайной? Ответ на этот вопрос дает статья 24 (часть 1) Конституции России: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".
Подлежит государственной охране также право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В современном мире общение людей немыслимо без использования средств связи. Задача государства - создать условия, чтобы информация, передаваемая по каналам связи, не могла быть получена третьими лицами, в том числе и гражданами, обеспечивающими эту связь.
Разумеется, право человека на личную, семейную тайну, тайну сообщений нельзя абсолютизировать. Во-первых, государство не может охранять от огласки факты преступной, противоправной деятельности лица, хотя в уголовном законодательстве России закреплен ряд составов преступлений так называемого частного обвинения (уголовное дело возбуждается только по заявлению потерпевшего). Во-вторых, на основании судебного решения, в целях получения необходимых доказательств по уголовному делу, возможно ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

 

6. Неприкосновенность жилища

Конституция Российской Федерации (ст. 25) подвергает особой правовой охране жилище. Причем согласно пункту 2 статьи 1Федерального закона от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В частности, на основании федерального закона в жилые помещения могут беспрепятственно входить:

а) сотрудники милиции (п. 18 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции");

б) военнослужащие внутренних войск (п. "а" ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации");

в) сотрудники налоговой полиции - в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности (п.5 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции");

г) должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности");

д) федеральные органы государственной охраны - при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны (пункт 9 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране");
е) спасатели - для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

ж) органы федеральной службы безопасности - в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (подпункт "з" статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации");

з) органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации (в пределах приграничной территории) - при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы (пункт 12 части 2 статьи 30 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации");

и) иные органы и должностные лица - в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На основании судебного решения допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают право на неприкосновенность жилища, при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

а) органов внутренних дел Российской Федерации;

б) органов федеральной службы безопасности;

в) федеральных органов налоговой полиции;

г) федеральных органов государственной охраны;

д) органов пограничной службы Российской Федерации;

е) таможенных органов Российской Федерации;

ж) Службы внешней разведки Российской Федерации.

Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеприведенных органов.

Нарушение неприкосновенности жилища является самостоятельным уголовным преступлением либо квалифицирующим (отягчающим ответственность) признаком иных преступлений.

7. Право человека определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества

Закрепление этого права в Конституции Российской Федерации (статья 26) вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида. В частности, в настоящее время нет графы "Национальность" в паспорте гражданина Российской Федерации; человек вправе не заполнять соответствующую графу и в других официальных документах.

Вместе с тем, учитывая необходимость сохранения национальной самобытности, культуры, традиций многочисленных народов, населяющих Российскую Федерацию, Конституция наделяет все этносы правом на пользование родным языком.
Как гласит Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" (в редакции от 24 июля 1998 г.), языки народов России - национальное достояние Российского государства. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков.

Государство обеспечивает на территории Российской Федерации создание системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов России. Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Русский язык как государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному изучению во всех образовательных учреждениях страны.

Разнообразные законодательные акты в этой сфере принимаются и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа (подпункт "и" статьи 18) органы государственной власти автономного округа создают условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера

 

8. Право на свободу передвижения

В соответствии со статьей 13 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Конституция Российской Федерации (статья 27) также гарантирует свободу передвижения внутри и за пределами государства, но с некоторыми особенностями.

Внутри страны право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства имеет "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации". Словосочетание "законно находится" относится только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, ибо для них установлен особый порядок въезда на территорию России. Все люди могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а беспрепятственно возвращаться обратно могут только россияне.

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Свобода передвижения абсолютно несовместима с длительное время действовавшим на территории России институтом прописки. В настоящее время Законом РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен институт регистрации - в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Гражданин обязан регистрироваться по месту своего пребывания и жительства, однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законодательством.
Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Сама регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Ряд положений Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713, не имеют юридической силы.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением России за рубежом, если иное не предусмотрено международным договором.

 

9. Свобода совести, свобода вероисповедания

Свобода совести, свобода вероисповедания провозглашались в России и предыдущими Конституциями, однако на практике осуществлялись гонения на Церковь, разрушение храмов, активно насаждался атеизм.

В настоящее время свобода совести, вероисповедания существует реально. Каждый человек вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Впервые особое правовое закрепление получила тайна исповеди. Отныне она охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

 

10. Свобода мысли и слова

Свобода мысли не поддается контролю вообще. Никакие современные достижения науки и техники (например, детектор лжи) не способны дать полного представления о внутреннем мире человека. Не допускается принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, даже если эти мнения и убеждения расходятся с действующими в государстве законами, существующими в обществе моральными, нравственными представлениями.

Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность свободного выражения мысли - свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение. Согласно статье 20 Всеобщей декларации прав человека всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, также должно быть запрещено законом.
Со свободой мысли и слова неразрывно связано право каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция предусматривает в данной сфере лишь одно ограничение - в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

Государственная тайна есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В настоящее время действует Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.) "О государственной тайне". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, изложен в Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61.
Важной гарантией реализации права на информацию выступают свобода массовой информации.
Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

В России запрещена цензура, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Вместе с тем цензура может вводиться как временная мера при режиме военного или чрезвычайного положения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.