Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субнормальное рисование




Подтверждение только что сказанному мы находим в. серии, представленной на рисунке 2. Данные рисунки являются точным воспроизведением рисунков С. D. и заимствованы из клинических записей, относящихся к этому случаю. На первый: взгляд эти рисунки имеют вполне приемлемый нормальный вид,. Они указывают как будто на правильное, генетически преем-

Рис. 2. Картина субнормальных достижений.

ственное продвижение вперед. Так оно в действительности и есть, но, как покашвает графа возраста, все они даны с замет­ным запозданием. Рисунки эти полезно сравнить со стандарт­ными достижениями (рис. 1). Если отвлечься от возрастного мо­мента, то рисунки С. D. можно рассматривать как вполне нор­мальные. Все де>\о, однако, именно в том, что эти рисунки обнаруживают хронологический сдвиг, вскрывая таким образом систематическое психомоторное отставание.

В 4 года рисунки С. D. едва достигают трехлетней ступени. Она может провести как вертикальную, так и горизонтальную черту, но не в состоянии образовать крест из этих двух линий. Она делает недурной круг, но «человечек» в ее изображении ни на что не похож. Она доступный, послушный, желающий по­нравиться и охотно рисующий ребенок — и тем не менее то, как она доканчивает ждорисованную фигуру,.убедительно доказы­вает ее субнорма-льноетъ.

Экспериментатор показал ей незаконченный рисунок челове­ка и сказал: «Вот видишь, дядя, который делал этого человека, нарисовал не все. Пририсуй то, чего здесь нет. Сделай так, чтобы получился настоящий хороший человек». CD. реагировала на

Рис з..:.'..

эту просьбу с большой готовностью (рис. 3). Нет никаких осно­ваний рассматривать то, что она пририсовала, как попытку изоб­разить внутренности человека. Это не больше как про стая маз­ня. Следует прибавить, что по выполнению и этого теста, они приближается к уровню трехлетки и что нормальный четырех­летний ребенок делает не меньше трех добавлений к ригсунгку в виде глаза, руки и ноги {или других недостающиз частей тела, пуговиц, ботинка и т. п.).

Когда психическая задержка распространяется ражюмерно на все области поведения, то и рисование ребенкг соответству­ет достигнутому уровню развития.

Это же оказывается правильным и применительно к самый глубоким степеням отсталости. Таков случай W. X, рослой, хо­рошо физически развитой девушки 23 лет. Несмотря на ее со­матическую зрелость, для определения ее психического уровня пришлось.прибегнуть к нашей шкале развития, пред назначен­ной для раннего детства. Она выполнила все 44 тест-аддя две­надцатимесячного возраста. Она не смогла выполнить 26 тестов

из тридцати шести, предлагаемых двухлетнему ребенку. Из се­рии, предназначенной для 18 месяцев, она дала удовлетвори­тельные результаты по 35 тестам и не могла выполнить 9.

Таким образом, мы имеем полное право рассматривать ее как умственно отсталую, стоящую на уровне 18 месяцев. Ее ри­сунки подтверждают эту характеристику. Она проводит в по­рядке подражания вертикальную черту. Пытаясь повторить ри­суемый экспериментатором крест, она дает две отдельные не­пересекающиеся линии.

Характер получаемых в данном случае рисунков вряд ли мо­жет быть объяснен факторами среды или упражнения. Неволь­но возникает убеждение, что если бы мы могли заглянуть во внутреннюю архитектуру ее нервной системы, то обнаружили бы огромное сходство с нервной системой нормального восем­надцатимесячного ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.