Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоотношения в сфере занятости




Идея свободы личности лежит в основе классической теории естественного права и концепции правового государства. Применительно к экономической сфере общества эта идея преломляется в право на свободное распоряжение человеком своими способностями к труду. Указанное право констатируется действующей российской Конституцией, которая одновременно провозглашает запрет принудительного труда (ст. 37 Конституции РФ).

Право свободно распоряжаться способностями к труду человек реализует в форме либо самостоятельного (предпринимательского) либо несамостоятельного (наемного) труда. Однако условия конкуренции на рынке труда далеко не всегда позволяют человеку беспрепятственно распорядиться своими способностями к труду. Безработица, следовательно, не в меньшей мере ограничивает право человека свободно распоряжаться собой в сфере труда, чем принуждение к труду. Поэтому цивилизованное общество предпринимает меры к тому, чтобы создать для всех членов общества такие экономические, организационные и правовые условия, которые бы обеспечивали подлинную свободу человека в сфере труда. Активную роль в решении этой проблемы играет современное государство, которое, в том числе и в силу своей активной политики на рынке труда, определяется в качестве правового социального государства.

Следовательно, рынок труда сосредоточивает в себе самые разнообразные интересы. Прежде всего, это интерес лица, ищущего применения своей способности к труду (работника) и интерес работодателя. Понятно, что по своей сути и та, и другая группа интересов носит частный, индивидуальный характер. Наряду с этой группой интересов на рынке труда складываются интересы корпоративные - объединений работников и объединений работодателей. По своему содержанию они далеко не всегда совпадают друг с другом и с индивидуальными интересами, более того, зачастую вступают в противоречие с последними. Наконец, на рынке труда реализуются общесоциальные интересы, представляемые прежде всего социальным правовым государством. Все эти интересы, часто противореча друг другу, тем не менее являются общественно значимыми, и, следовательно, ни одной из групп этих интересов не может быть отдан приоритет.

Государство в рассматриваемой сфере отношений выступает в нескольких качествах. Во-первых, оно должно учесть наличие индивидуальных, корпоративных и общесоциальных интересов и обеспечить их сочетание (баланс) на уровне законодательства. Нормативные акты в сфере занятости устанавливают, таким образом, общие правила взаимодействия субъектов рынка труда и формулируют основы той политики, которую намерена проводить государственная власть по обеспечению занятости. Во-вторых, действуя в качестве социального, государство реализует сформулированную в законодательстве политику занятости. В-третьих, государство принимает на себя роль арбитра в разрешении споров, возникающих в отношениях по обеспечению занятости.

С учетом сказанного можно говорить как минимум о трех основных группах правовых отношений в сфере занятости.

54. Правоотношения, возникающие в связи с определением условий функционирования рынка труда или, иначе, отношения по регулированию рынка труда. 
Первым шагом на пути регулирования рынка труда является законодательство. Формулируя нормы этого законодательства, государство, конечно, не вступает с кем бы то ни было в правоотношения в сфере занятости, однако оно тем самым создает то правовое поле, в рамках которого должны будут действовать субъекты рынка труда.89
Далее на созданное правовое поле вступают субъекты регулирования рынка труда в лице объединений работников (профсоюзов), работодателей и соответствующих органов исполнительной власти государства. Поскольку все три группы субъектов преследуют в равной мере социально значимые интересы, их взаимосвязи осуществляются на началах социального партнерства. Проводя переговоры, осуществляя взаимные консультации, социальные партнеры достигают компромисса интересов на рынке труда и фиксируют этот компромисс в соответствующих правовых актах.
Применительно к проблеме занятости все акты социального партнерства делятся на две группы – акты, непосредственно определяющие условия функционирования рынка труда, и акты, косвенным образом оказывающие регулятивное воздействие на этот рынок.
В числе первых находятся различные виды соглашений. Так, в частности, стороны могут устанавливать положения о содействии занятости, переобучении работников, о льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, а также о механизме регулирования оплаты труда, и т. п. (ст. 21 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»). В соглашениях, следовательно, фиксируются две разновидности условий функционирования рынка труда: организационные, направленные на сохранение существующих рабочих мест и создание новых, и финансово-экономические, определяющие условия найма труда на соответствующем рынке.
Актами социального партнерства, косвенным образом регулирующими рынок труда, являются коллективные договоры. Как вытекает из ст. 41 ТК РФ, в числе прочих условий коллективный договор может включать в себя взаимные обязательства работодателя и работников в области занятости, переобучения, условий высвобождения работников, организации оплаты труда. Указанные условия действуют внутри организации работодателя и распространяются на работников, уже состоящих в трудовых правоотношениях, т. е. находящихся вне рынка труда, однако понятно, что их реализация оказывает существенное влияние на состояние спроса и предложения на рынке труда.
Наряду с законодательством о занятости коллективные договоры и соглашения являются правовыми актами первого уровня, регулирующими рынок труда. Наряду с ними, и, как правило, в их развитие, возможно заключение иных соглашений в области занятости. Так, государственные органы по обеспечению занятости могут вступать с работодателями в соглашения об установлении квот приема на работу определенных категорий работников, организации и проведении общественных работ, о видах и размерах льгот, предоставляемых в связи с этим работодателям, и т. п.
Итак, характеризуя систему правоотношений, возникающих в связи с установлением условий функционирования рынка труда, можно констатировать, что в целом они по своему субъектному составу, содержанию, кругу юридических фактов представляют собой правоотношения социального партнерства.

55. Правоотношения, возникающие в связи с обеспечением занятости работников, т. е. правоотношения по трудоустройству. Поиск работы лицом, испытывающим потребность в трудоустройстве, может осуществляться самостоятельно либо при посредничестве специализированных государственных органов, а также негосударственных организаций. Понятно, что правоотношения по трудоустройству могут возникать лишь во втором случае. Из этого следует, что орган по трудоустройству является обязательным участником системы рассматриваемых правоотношений.

В юридической литературе является практически общепринятым деление правоотношений по трудоустройству на три группы: 1) между органом по трудоустройству и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу; 2) между органом по трудоустройству и работодателем, испытывающем потребность в рабочей силе: 3) между работодателем и гражданином, направленным на работу. Разделяя правоотношения по трудоустройству на указанные три группы, тем самым указывают на стадии, которые проходит процесс трудоустройства.

На первой стадии возникает не одно правоотношение, а целая их система, которая включает в себя основное правоотношение между трудоустраиваемым лицом и органом по трудоустройству. Указанное правоотношение возникает на основании обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу и завершается снятием его с учета по основаниям, указанным в законодательстве о занятости. Следует отметить, что на протяжении своего существования данное правоотношение испытывает новации и в своем субъектном составе, и в содержании вследствие наступления определяемых законодательством о занятости юридических фактов. Так, при наличии определенных условий лицо признается безработным, приобретает право на получение пособия по безработице; размер этого пособия может быть снижен и т. д.

При наличии к тому соответствующих оснований указанное правоотношение может быть приостановлено в своем действии.

В то же время, в рамках первой стадии трудоустройства возможно возникновение правоотношений, имеющих иные субъектный состав и содержание. Такого рода правоотношения возникают, например, при направлении безработного на обучение или переквалификацию, а также в случае привлечения его к общественным работам.

Вторая стадия трудоустройства предполагает возникновение правоотношения между органом по трудоустройству и работодателем. Это правоотношение носит взаимный характер, т. е. его содержание предполагает наличие и прав, и обязанностей у каждой из сторон.

С одной стороны, работодатель обязуется предоставлять органам службы занятости информацию, содержание которой определяется законодательством о занятости, и обеспечивать трудоустройство или резервировать отдельные виды работ (профессий) для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы. С другой стороны, работодатель имеет право на бесплатное получение информации о состоянии рынка труда и при наличии к тому оснований, указанных в законе, на компенсацию расходов, произведенных в связи с осуществлением мероприятий по обеспечению занятости (ст. 25 и 26 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»).

Третья стадия характеризуется возникновением правоотношения по трудоустройству между трудоустраивающимся гражданином и работодателем. Следует подчеркнуть, что в соответствии с законом (ст. 26 Закона о занятости) работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости. Поэтому в данном случае вряд ли можно говорить о возникновении какого-то особого отношения по трудоустройству между трудоустраивающимся при посредничестве органов по обеспечению занятости и работодателем: последний на общих основаниях обязан рассмотреть направление на работу, выданное органом занятости, и заключить с работником трудовой договор либо отказаться от его заключения. Такой отказ может быть обжалован гражданином в суд на общих основаниях.

В случаях, предусмотренных законом, в соответствии с актом направления на работу гражданин имеет право требовать, а работодатель обязан заключить трудовой договор, и отказ в таком заключении может послужить основанием для соответствующей юридической ответственности работодателя.

3. Юрисдикционные правоотношения в сфере занятости. Функционирование рынка труда не исключает возникновения конфликтов, в частности, по поводу применения норм позитивного права, или вследствие противоречия интересов субъектов, действующих в сфере занятости. Разногласия второго рода, будучи конфликтами интересов (например, разногласия, возникающие относительно размеров тарифов оплаты труда при заключении коллективного соглашения), разрешаются в рамках правоотношений социального партнерства и поэтому не могут быть отнесены к категории юрисдикционных правоотношений.

Что касается разногласий по поводу применения норм действующего права, то они подлежат разрешению в порядке, устанавливаемом законодательством о занятости. Законодательством предусматривается либо обращение с жалобой на действия органа по обеспечению занятости в вышестоящий в порядке подчиненности орган, либо обжалование этих действий в суде (ст. 11, п. 5 ст. 26 Закона о занятости). Деятельность суда по восстановлению нарушенного права является юрисдикционной деятельностью и осуществляется в рамках соответствующих правоотношений.

Общая характеристика правоотношений в сфере занятости. Итак, в сфере занятости возникает множество правоотношений самого разного субъектного состава и содержания. С этой точки зрения часть из них могла бы быть отнесена к коллективным правоотношениям в сфере труда, другая часть – к индивидуальным, третья – к контрольно-надзорным либо юрисдикционным.

Тем не менее мы полагаем возможным выделить эти правоотношения в самостоятельную группу в силу все более очевидного на сегодняшний день основания.

Как можно было заметить, правоотношения по трудоустройству, составляющие основной объем отношений в сфере занятости и определяющие смысл существования самого этого института, обладают весьма специфической правовой природой.

Указанные отношения возникают главным образом как проявление деятельности социального правового государства, направленной на обеспечение социальной защиты нуждающихся в этом членов общества. Поэтому их содержанием является оказание социальной услуги со стороны общества, действующего по преимуществу посредством государственной власти. Эта услуга предполагает предоставление нуждающемуся члену общества благ организационного (трудоустройство)90 либо материального (пособие по безработице) характера. Следовательно, отношения по трудоустройству по своей правовой природе весьма близко примыкают к социально- обеспечительным отношениям, составляющим предмет особой отрасли российского права – права социального обеспечения.

Сущность указанных отношений обусловливает и другие их особенности. Так, в этой области основным методом правового регулирования является государственно-нормативное при минимуме договорного регулирования, причем наибольший объем законодательства составляют императивные (предписывающие) нормы. Соответственно, отношения по трудоустройству являются если не исключительно, то по преимуществу публично-правовыми отношениями.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.