Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольно-надзорные и юрисдикционные (процессуальные) правоотношения с участием государства в сфере труда




Охрана права как цель правового социального государства. Современное российское государство конституируется в качестве правового (ст. 1 Конституции РФ). Идея правового государства предполагает действие принципа верховенства (господства) права, когда вся социальная жизнь общества происходит в рамках права, и ни один субъект социальной жизни, включая и государство, не может находиться за этими рамками, тем более возвышаться над ним. Существо же правового государства состоит в том, что в основе всего действующего (позитивного) права находится человеческая личность. Права и свободы личности лежат в основе всего позитивного, в том числе и статутного, права, и, соответственно, ни один акт публичной власти не может считаться правовым, если он нарушает эти основополагающие права.

Конституция РФ определяет Россию также в качестве социального государства (ст. 7 Конституции РФ). Концепция социального государства начала вырабатываться в конце ХIХ столетия взамен господствовавшей до этого времени теории либерального правового государства.

Суть этой концепции заключается в том, что государство в силу возложенной на него миссии призвано не только обеспечивать охрану прав и законных интересов членов общества, но и осуществлять в интересах высшей справедливости, повышения экономической эффективности и т. п. активное регулятивное вмешательство в функционирование складывающихся в обществе социальных связей, проводя соответствующие социальные программы. Первым моментом такого вмешательства является законодательство: посредством актов своей воли, выраженной в форме нормативных актов, государство определяет круг субъектов права и условия их взаимодействия. Однако одного законодательства для регулирования общественных отношений недостаточно, необходимо обеспечить действие нормативных актов. Реализация этой задачи возможна в двух основных формах: во-первых, с помощью осуществления контроля и надзора за деятельностью всех субъектов, реализующих нормы трудового права, во-вторых, посредством осуществления юрисдикции.

Следовательно, идеология правового социального государства обусловливает его активную роль в обществе, направленную на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В силу того, что идея прав человека лежит в основе всего позитивного права, указанная роль находит свое проявление в деятельности государства по обеспечению сложившегося в обществе правопорядка. Обеспечение и защита правопорядка, складывающегося в различных областях общественной жизни, является, таким образом, важнейшим предназначением правового социального государства, т. е. может трактоваться в качестве цели его деятельности. Как видно, категории правового и социального государства оказываются взаимосвязанными: в качестве социального государство может существовать лишь будучи правовым, и, напротив, современное правовое государство функционирует лишь в качестве государства социального.

Цель охраны права в сфере труда достигается по самым различным направлениям.

49. Охрана общества от неправовых нормативных актов. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Поэтому все законы и иные нормативные акты, которые нарушают основополагающие права и свободы человека и гражданина, являются неправовыми. Будучи неправовыми, эти акты не могут применяться и подлежат отмене.
Приоритет и сам круг основных прав и свобод человека и гражданина определяются, как известно, в действующей Конституции РФ (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому в формально-юридическом аспекте неправовой закон или иной нормативный акт есть акт неконституционный. Защита общества и отдельных его членов от неправовых нормативных актов осуществляется по двум направлениям.
Во-первых, на законодательном уровне устанавливается приоритет Конституции РФ относительно всех других нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Применительно к сфере труда приоритетное значение имеет норма Конституции, провозглашающая право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и устанавливающая запрет принудительного труда (ст. 37 Конституции РФ).
Во-вторых, создается система специализированных органов, деятельность которых направлена на защиту Конституции, и прежде всего конституируемых ею прав и свобод человека и гражданина посредством признания неправовых нормативных актов не соответствующими Конституции.

50. Превенция правонарушений в сфере труда. Профилактика правонарушений в сфере труда является важной задачей государства. Эта задача решается посредством формирования социальных, морально-нравственных, экономических, организационных и правовых условий, исключающих возможность совершения различного рода правонарушений – от уголовных преступлений до дисциплинарных проступков. В числе таких условий, несомненно, и эффективное законодательство о труде, и наличие авторитетных государственных органов, специализирующихся на охране труда (в самом широком смысле), и организационно-правовое обеспечение общественного контроля, и, в весьма большой степени, социальное партнерство, осуществляемое на всех уровнях общества.

51. Охрана наличных трудовых прав. Как уже отмечалось, субъективные трудовые права имеют несколько юридических источников. Они могут вытекать из трудового договора, коллективного договора (соглашения), локального нормативного акта работодателя, наконец, из законодательства о труде. Государство принимает на себя задачу охраны всех этих субъективных трудовых прав, а не только прав работника и не только прав установленных государством (т. е. вытекающих из трудового законодательства).87 Осуществляя охрану трудовых прав, государство тем самым в значительной мере обеспечивает предупреждение правонарушений в сфере труда.
Если говорить о правах работника, то они в содержательном плане складываются в рамках самых различных институтов трудового права – трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата и т. д. Все эти права, как и права других субъектов трудового права, подлежат безусловной защите со стороны государства. Вместе с тем государство в рамках своей защитной функции принимает на себя особую охрану отдельных видов указанных прав.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Государство принимает на себя задачу обеспечить надлежащие условия труда, однако, не будучи, по общему правилу, стороной трудового правоотношения, оно обеспечивает надлежащие условия труда для работника косвенным образом.
Во-первых, государство формулирует общую систему норм (стандартов) организации и безопасности труда (ст. 21, 211 ТК РФ), в которых устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 215 ТК РФ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Во-вторых, законодательство о труде возлагает на работодателя обязанность обеспечения безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).
Кроме того, государственная власть предусматривает особые нормы, направленные на охрану интересов отдельных категорий работников (несовершеннолетних, женщин, работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей, лиц, с пониженной трудоспособностью). В сфере трудового права такая охрана осуществляется посредством возложения на работодателей дополнительных статутных обязанностей в рамках соответствующих трудовых отношений.

52. Восстановление нарушенных законных интересов и прав. Эта общеправовая задача получает разрешение и в сфере трудового права.
Законные интересы субъектов трудового права могут быть нарушены посредством дополнительных обременений либо созданием неправомерных препятствий для их реализации. Такие обременения либо препятствия могут возникать, например, в силу применения введенного в действие неправового нормативного акта государства, коллективного договора (соглашения) либо вследствие действий сторон трудового правоотношения.
Лицами, трудовые права которых нарушены, могут выступать как стороны трудового правоотношения, так и иные субъекты трудового права (в частности, профессиональные союзы).
Восстановление нарушенных законных интересов и прав осуществляется государством в юрисдикционном порядке, а также посредством административной (контрольно-надзорной) деятельности компетентных государственных органов. Помимо этого современное законодательство о труде обеспечивает правовые возможности для самозащиты соответствующими лицами своих нарушенных законных интересов и прав.

53. Юридическая ответственность. Нарушение прав субъектов трудового права представляет собой правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Стало быть, юридическая ответственность является правовым средством, обеспечивающим существование и защиту субъективных трудовых прав.

Субъектами правонарушений в сфере труда могут выступать лица, являющиеся субъектами трудового права, в том числе работники, работодатели, профессиональные союзы. Правонарушение в сфере труда может явиться основанием для юридической ответственности разной отраслевой принадлежности - дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Таким образом, право привлечения к юридической ответственности может быть делегировано государством работодателю либо осуществляться государством в лице своих органов непосредственно.

Виды и общая характеристика контрольно-надзорных и юрисдикционных правоотношений в сфере труда. Обозревая направления охраны права в сфере труда и систему органов, осуществляющих ее, можно констатировать, что цель охраны права в данной области достигается в рамках обширной системы правовых отношений, причем далеко не все складывающиеся правоотношения относятся к трудовому праву. Например, за пределами трудового права находятся правоотношения, возникающие в связи с обеспечением цели охраны труда при проектировании и строительстве производственных объектов, машин, оборудования, которые после введения их в эксплуатацию будут обслуживаться конкретным работником.88 Вне сферы трудового права находятся правоотношения, возникающие в связи с контрольной деятельностью парламента, других органов государства.

В равной степени направленные на охрану права в сфере труда, с точки зрении своего содержания рассматриваемые правоотношения, тем не менее, можно подразделить на контрольно-надзорные и юрисдикционные.

Первая группа правоотношений, в свою очередь, распадается на те, в рамках которых осуществляется функция контроля, и те, которые реализуют функцию надзора.

Контроль предполагает оценку того или иного решения с точки зрения его соответствия как праву, так и целесообразности. Надзор – более узкая категория, он означает проверку юридического акта на предмет его правомерности.

Из такого разделения указанных категорий следует, что контроль осуществляется в рамках субординационных отношений власти-подчинения, ибо контролирующий орган при наличии к тому необходимости вправе давать обязательные к исполнению указания, в том числе и отменять формально законные акты контролируемого субъекта. В юридической литературе принято делить контроль на внутриведомственный и вневедомственный. Внутриведомственный контроль предполагает, что контролируемый и контролирующий субъекты находятся в субординационных управленческих отношениях.

Некоторые органы, например, федеральная инспекция труда, принимают на себя выполнение функций как надзора, так и контроля (ст. 353 ТК РФ).

Юрисдикционные правоотношения в сфере труда складываются, как правило, в связи с разрешением спора о праве (индивидуального трудового спора). Они характеризуются тем, что его непременным участником является орган, компетентный рассматривать соответствующий трудовой спор и выносить по нему обязательное к исполнению решение. По своему субъектному составу юрисдикционное правоотношение является как минимум трехсторонним. В нем участвуют сторона, чье право нарушено (или предполагается нарушенным), сторона, нарушившая соответствующее право, и юрисдикционный орган, выносящий решение по спору. С содержательной точки зрения данное правоотношение характеризуется тем, что связь между спорящими сторонами опосредована юрисдикционным органом, - соответственно, ни одна из них не может непосредственно ни управомочить, ни обязать другую сторону, это вправе сделать лишь юрисдикционный орган.

Юридическим фактом, лежащим в основе возникновения юрисдикционного правоотношения, является официальное обращение заинтересованной стороны за разрешением спора, прекращается такое правоотношение с момента выполнения решения (постановления) юрисдикционного органа по существу спора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.