Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Особенности правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет




 

Особенности правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет обусловлены еще не завершившимся процессом физического и нравственного становления молодого человека, начинающего трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте. С точки зрения интересов общества для лиц этого возраста основным видом деятельности должно быть обучение, т.е. подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также освоение знаний, приобретение навыков и умений, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Трудовая деятельность может быть элементом образовательного процесса, но в ряде случаев она может иметь и самостоятельное значение для подростка. В любом случае правовое регулирование труда этой категории работников должно решать двуединую задачу: с одной стороны, этим лицам должны быть предоставлены дополнительные гарантии в сфере труда, обеспечивающие защиту их специфических интересов за пределами трудовой деятельности, с другой стороны, и интересы работодателя, вынужденного обеспечивать эти дополнительные гарантии, также не должны быть ущемлены.

Молодежь как специальный субъект известна трудовому праву. Соответствующие разделы имелись в КЗоТ РФ 1971 г. и в более ранних кодифицированных нормативных правовых актах о труде.

В настоящее время особенности правового регулирования труда установлены лишь для несовершеннолетних работников и отражены в главе 42 ТК РФ. Они касаются следующих институтов трудового права:

120. трудоустройство

121. трудовой договор

122. рабочее время

123. время отдыха

124. оплата труда

125. материальная ответственность

126. охрана труда.

Особенности трудоустройства лиц моложе 18 лет связаны с их особым статусом в сфере обеспечения занятости, а также с тем обстоятельством, что им должно быть обеспечено конкурентное равенство с иными лицами на рынке труда.

Особенности правового положения несовершеннолетних в сфере обеспечения занятости отражены в законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации».

Установлено, что безработными признаются граждане, достигшие возраста 16 лет (п. 3 ст. 3 закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации».) Причины установления именно такого возраста, с одной стороны, связаны с минимальным возрастом приема на работу, который в соответствии со ст.63 ТК РФ по общему правилу именно 16 лет. С другой стороны, законодатель учитывает то обстоятельство, что лица моложе 16 лет еще не готовы к труду. Чем может заниматься подросток 15-16 лет? Прежде всего, учиться, причем учиться либо в общеобразовательном учреждении, либо в учреждении начального или среднего профессионального образования. Обучение в качестве подготовки к будущей профессиональной деятельности является для молодежи приоритетной формой занятости, представляет собой больший общественный интерес, чем работа этой категории граждан, поскольку обучение обеспечивает конкурентоспособность этих лиц на рынке труда в будущем, а значит улучшает перспективы их трудоустройства и уменьшает шансы на безработность. И хотя государство не только не воспрещает их работу, но даже оказывает им содействие в трудоустройстве, все же отвлечение от обучения не стимулируется, поскольку именно в процессе обучения абстрактная способность к труду превращается в реальную способность к профессиональной трудовой деятельности. 1

Однако статусом безработного не ограничивается правовое положение субъекта в сфере обеспечения занятости. Все несовершеннолетние старше 14 лет, независимо от того, признаны они безработными или нет, относятся к гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в отношении которых обеспечивается проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости (абз. 5 п. 2 ст. 5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»). Такие специальные программы должны соответствовать требованиям, сформулированным в Рекомендации МОТ № 136 «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» и предоставлять молодежи возможность участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию ее страны и получить образование, квалификацию и опыт, которые облегчат ее последующую экономическую деятельность в течение длительного времени и помогут ее включению в жизнь общества.

Выпускники общеобразовательных учреждений и граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости населения (п. 3 ст. 23 закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»).

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать организациям квоты для трудоустройства лиц моложе восемнадцати лет и резервировать отдельные виды работ (профессий) для их трудоустройства (абз. 7 п. 1 ст. 25 закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»). Реализуя это право, многие субъекты федерации установили такие квоты, т.е. минимальное количество рабочих мест, на которые работодатель обязан трудоустроить лиц соответствующих категорий. Квоты устанавливаются либо для всех несовершеннолетних, либо только для определенных их категорий, например, для выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. ст. 1 закона Кемеровской области от 20 июля 2001 г. № 66-ОЗ), детей-сирот и детей с отклонениями в развитии и поведении (см. ст. 3 закона Нижегородской области от 20 мая 2003 г. № 32-З (в ред. от 16 декабря 2005 г.) «О квотировании рабочих мест») и т.п.

В соответствии со ст. 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет могут устанавливаться в нормативном порядке, т.е. в ТК РФ и федеральных законах, а также в договорном порядке – в коллективных договорах и соглашениях.

Устанавливая особенности трудоустройства молодых работников, Трудовой кодекс РФ устанавливает минимальный возраст для приема на работу, особый порядок заключения трудового договора с лицами моложе 16 лет, а также дополнительные запреты для всех работников моложе 18 лет.

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (2 ст. 63 ТК РФ). Российское законодательство восприняло при этом норму, установленную ратифицированной СССР Конвенцией МОТ № 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу». В Конвенции № 138 указано, что минимальный возраст приема на любой вид работы по найму не может быть меньше 18 лет, однако национальным законодательством, после консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, может быть разрешена работа по найму и лицам в возрасте не моложе 16 лет, при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности. Кроме того, национальным законодательством может допускаться прием на работу лиц в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, которая не является вредной для из здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости школы, участию в программах профессиональной ориентации или подготовки и способности воспользоваться полученным образованием. Исходя из этого в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральными законами общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен и с лицами, достигшими возраста пятнадцати лет (2 ст. 63 ТК РФ). Заключение трудового договора с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, для работы в свободное от учебы время возможно только с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Заключение трудового договора с лицами моложе четырнадцати лет возможно с согласия одного из родителей (опекуна) только для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). Эти вопросы подробно рассмотрены в разделе, посвященном работнику как субъекту трудового права.

К федеральным законам, устанавливающим особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет, помимо закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», относятся федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2 и закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 9 февраля 2007 г.) «Об образовании».

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» устанавливает следующие особенности трудоустройства и социальной защиты в период трудоустройства лиц моложе восемнадцати лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения:

• органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (п. 1 ст. 9);

• ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ (п. 5 ст. 9).

Порядок работы органов службы занятости с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения, утвержден постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 (в ред. от 5 октября 2001 г.) 3

Закон РФ «Об образовании» устанавливает, что государство обеспечивает создание механизма квотирования рабочих мест в организациях для трудоустройства выпускников образовательных учреждений, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении.

Особой формой трудоустройства выпускников образовательных учреждений является контрактная форма их подготовки. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов в высшим и средним профессиональным образованием утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г.,4 а форма типовых контрактов между студентом и образовательным учреждением и между студентом и работодателем – постановлением Минтруда РФ № 73 и Госкомвуза РФ № 7 от 27 декабря 1995 г.5 Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до 3 лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения. Работа (должность), предлагаемая студенту в соответствии с контрактом, должна соответствовать уровню и профилю его профессионального образования.

Выпускники, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей, имеют право на получение компенсаций, предусмотренных ст. 169 ТК РФ.

Студенты, заключившие контракт с учебным заведением, по их просьбе освобождаются от заключения и исполнения контрактов с работодателем в следующих случаях, возникающих после заключения контракта с учебным заведением:

49. при наличии медицинских противопоказаний к работе на конкретных предприятиях (должностях) или территориях;

50. при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида первой или второй группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

51. жены (мужья) военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы их мужей (жен);

52. беременные или имеющие ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.

От заключения и исполнения контрактов с работодателем освобождаются также студенты - выпускники в случае, если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню и профилю профессионального образования или нарушены предусмотренные контрактом условия жилищного либо материального.

Если один из супругов оканчивает учебное заведение раньше, ему предлагается работа на общих основаниях с учетом возможного места работы другого супруга, если позже - по месту работы супруга.

Студенты, заключившие контракт с образовательным учреждением и отказавшиеся от заключения контракта с работодателем либо расторгнувшие заключенный контракт (не выполняющие его условий), возмещают учебному заведению и работодателю до получения диплома затраты, связанные с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом. От возмещения затрат освобождаются студенты:

50. отказавшиеся от заключения контракта по уважительным причинам;

51. получающие стипендию в обязательном порядке в случаях, установленных нормативными правовыми актами;

52. обучающиеся только на "отлично" с момента подписания контракта;

53. дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;

54. инвалиды первой и второй групп;

55. пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

56. ветераны боевых действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.