Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы экологического права и экологические правоотношения




Тема 10. Нормы экологического права и экологические правоотношения

Согласно теории государства и права под нормами права понимается содержащиеся в нормативно-правовом акте общеобязательное, строго структурно организованное государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.1 То есть, норма права это формально определенное, общеобязательное, волевое правило поведения, регулирующее общественные отношения и надзор за соблюдением которых возложен на органы государственного принуждения. Отсюда очевидно, что нормами экологического права выступают нормы и правила поведения, которые регулируют отношения человека по поводу и в области охраны и рационального использования окружающей природной среды. Различают следующие нормы экологического права:

1. отраслевые;

2. комплексные;

3. экологизированные

К отраслевым нормам экологического права относят нормы по использованию природных объектов, таких как земли, леса, недра, вода, охрана указанных объектов.

К комплексным нормам – охрана природной среды в целом, использование и охрана природных комплексов.

К экологизированным нормам принято относить нормы других отраслей права, регулирующих отдельные вопросы экологического права в пределах наступления ответственности за нарушения экологических норм, исполнение обязательств и договоров, порядок разрешения спорных вопросов в судебном порядке и т.д., которые требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды. К таким отраслям права можно отнести уголовное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, налоговое право и т.д.

К признакам норм экологического права можно отнести следующие основания:

1. указанные нормы являются разновидностью социальных норм;

2. представляют собой государственно-властное веление;

3. принимают их субъекты правотворчества, т. е. те участники процесса которые указаны в ст. 104 Конституции РФ;

4. обеспечение происходит путем государственного принуждения;

5. формально определены и структурно организованы;

6. характер норм - общий и общеобязательный;

7. регулируют общественные отношения в области экологического права.

Нормы экологического права по характеру обязательности подразделяются на:

Императивные (категорические, авторитарные)- характер которых не может быть изменен;

Диспозитивные – дают право участникам общественных отношений самостоятельно определять круг и объем обязанностей и прав.

По содержанию предписания нормы экологического права разделяются:

1. нормы-принципы. Они закрепляют основы охраны окружающей среды и имеют свое закрепление в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды»;

2. нормы - приоритеты. Определяют правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;

3. нормы-правила, содержат экологические требования, которые применяются к конкретной сфере экологических отношений.

Нормы-приоритеты бывают: отраслевые, межотраслевые и общего экологического уровня.

К отраслевым приоритетам относят положения отраслей законодательства в природно-ресурсной части.

Межотраслевые приоритеты – это нормы отраслевого законодательства, которые устанавливают преимущества при охране определенных природных объектов.

Нормы-приоритеты общего экологического уровня предусмотрены в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды2 а именно:

· соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

· обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

· научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

· охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

· ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

· платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

· независимость контроля в области охраны окружающей среды;

· презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

· учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

· допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

· обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

· обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

· сохранение биологического разнообразия;

· обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

· запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

· соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

· ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

· участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

· международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды

Нормы-правила по содержанию экологического императива принято разделять на:

1. предупредительные, которые направлены на предупреждение неправомерного поведения, влекущего за собой вредные правовые последствия.

2. запретительные состоят в том, чтобы предотвратить путем запрета совершение каких-либо действий, которые могут причинить вред окружающей природной среде.

3. обязывающие состоят в обязательных предписаниях и требованиях по деятельности природопользователей как участника экологического правоотношения.

4. разрешительные регулируют порядок деятельности природопользователя по решению специального управомоченного органа хозяйственного субъекта.

5. восстановительные (компенсационные) – это адрестность, обращенная к правонарушителю с требованием о восстановление нарушенного состояния природной среды и компенсация всех расходов и затрат по проведению природоохранных мероприятий.

6. карательные применяются при наступление различных видов ответственности за совершение экологического правонарушения и преступления.

7. управомочивающие устанавливают пределы компетенции представительных, исполнительных и специальных органов государства в области охраны окружающей природной среды.

8. поощрительные направлены на экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Из характеристики норм экологического права, очевидно, что в основе лежат экологические правоотношения. Согласно теории государства и права к правовым отношениям относят возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.3 К признакам правовых отношений относят:

1. разновидность общественных отношений;

2. волевой характер правоотношений;

3. основание возникновения, как правило, из норм права;

4. наличие у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

5. государственное принуждение обеспечивает исполнение юридических обязанностей и осуществление субъективного права.

К экологическим правоотношениям относятся общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы, урегулированные нормами экологического права и смежных отраслей. Основаниями возникновения правоотношений выступают юридические факты, которые по волевому признаку делятся на события и действия.

Признак и экологического правоотношения:

1. основа экологических правоотношений - нормы экологического права;

2. носителями экологических правоотношений выступают субъекты, наделенные правами и обязанностями. При этом если одни субъекты - это обладатели прав, то другие – выступают координаторами обязанностей. Например, общественные и иные некоммерческие объединения имеют право на разработку, пропаганду и реализацию программ в области охраны окружающей среды, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации и выступают корреспондентами обязанностей.

3. складываются на основе правовых норм, созданных на основании сознательно-волевого характера.

4. государство гарантирует соблюдение и охрану экологических правоотношений, при необходимости используя меры принуждения.

Виды экологических правоотношений:

1. материальные экологические отношения – «возникают в результате реализации правовых норм, предусматривающих конкретные права и обязанности субъектов правоотношений в сфере охраны окружающей среды».4

2. правоотношения по поводу обеспечения экологической безопасности включают в себя вопросы устранения чрезвычайных ситуаций, вредных последствий для окружающей природной среды, здоровья человечества.

3. правоотношения по поводу обеспечения особо охраняемых природных территорий.

4. правоотношения по поводу установления особых режимов для территорий с интенсивной техногенной нагрузкой на окружающую природную среду.

5. процессуальные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения на основании функций норм права разделяют на регулятивные и охранительные.

К регулятивным экологическим правоотношениям относят нормы права, которые призваны организовать и упорядочить общественные отношения. Т. е. регулятивные экологические отношения имеют свою направленность в виде обеспечения отношений по природопользованию и охране окружающей среды (экологическое страхование, нормирование в области охраны окружающей среды, государственные стандарты, лицензирование, оценка воздействия на окружающую среду и т. д.).

К охранительным экологическим правоотношениям относят правовые нормы, которые устанавливают четкие границы индивидуального и коллективного усмотрения субъектов, а в случае нарушения применяются меры государственного воздействия и принуждения профилактического, пресекательного и карательного характера. То есть, охранительные экологические правоотношения регулируют вопросы защиты экологических прав субъектов, наступление юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.

Экологические правоотношения по способу индивидуализации субъектов подразделяют на общие и конкретные.

К общим экологическим правоотношениям, исходя из общей теории права, относят правовые связи, которые основаны на общих правах и обязанностях, а субъекты не имеют конкретной индивидуализации. То есть, возникновение экологических правоотношений складывается на основании ряда норм Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые содержат общие запреты: ст. 34 «Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов», ст. 37 регламентирует, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Конкретные экологические правоотношения – это правовые связи, где субъекты определены путем поименной индивидуализации, т. е. они возникли на основе юридических фактов, таких как, указаны в отдельных статьях Федерального закона: вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Экологические правоотношения подразделяют по способу индивидуализации субъектов в конкретных отношениях на относительные и абсолютные.

К относительным экологическим правоотношениям относят те правоотношения, где поименно указаны все участники

К абсолютным экологическим правоотношениям относят те, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица5. Состав экологических правоотношений состоит из объектов, субъектов и содержания. Остановимся более подробно на каждом из них.

Объектами экологических правоотношений выступают природные объекты и комплексы, а именно: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В соответствии с частью 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Часть 3 ст. 4 указанного закона формулирует требование об охране объектов, которые включены в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Таким образом, можно утверждать, что объекты экологических правоотношений можно разделить как интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые.

Субъекты экологических правоотношений – это участники правовых отношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. Субъекты экологического правоотношения обладают экологической правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность – это способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности. Она возникает по общему правилу в момент рождения и прекращается смертью. Т. е., например, право на лесопользование возникает у физического лица по достижении совершеннолетия.

Экологическая дееспособность – это способность своими действиями осуществлять права и обязанности. Т. е., право на лесопользование у физического лица лишь с момента обращения в специализированные государственные органы для получения лицензии.

К числу субъектов экологических правоотношений относят:

1. органы государственной власти РФ в лице компетентных органов;

2. физические лица;

3. общественные и иные некоммерческие объединения;

4. хозяйствующие субъекты;

5. юридические лица.

Исходя из указанной системы разграничений субъектов, представляется классифицировать их по содержанию прав и обязанностей на:

1. природопользователей - это субъекты, рационально использующие природные ресурсы на основании закрепленных прав и обязанностей;

2. органы государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;

3. общественные и иные некоммерческие объединения по экологическому профилю;

4. органы надзора за соблюдением экологического законодательства.

Содержание экологических правоотношений базируется на правах и обязанностях субъектов правоотношений и зависит от состава участников и объекта этого отношения. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений закреплены в ст. 12 указанного закона. Права и обязанности органов государственной власти в области охраны окружающей среды закреплены в главе II указанного закона.

Основаниями для прекращения экологических правоотношений выступают:

1. основания, исходящие от воли природопользователя, такие как: отказ от использования природного ресурса, смерть природопользователя, ликвидация хозяйствующего субъекта;

2. основания, исходящие от государственных органов, которые уполномочены на охрану окружающей природной среды: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; изъятие природного ресурса; лишение права пользования на основании нарушения экологического законодательства либо нерационального использования природного ресурса.

Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению специально уполномоченных органов.

  Тема 11. Источники экологического права



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.