Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика лесного законодательства




ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ

 

Леса России, занимающие 69% территории страны, имеют ог­ромное значение в плане сохранения биологического разнообра­зия и способности накапливать и изолировать углерод. Особенно это относится к экосистемам обширных девственных лесов Сиби­ри и Дальнего Востока. В европейской части России в результате 300-летней эксплуатации большинство естественных лесов пре­вратилось в управляемые леса и утратило значительную часть своего биоразнообразия. Лес оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды, является местом отдыха и оздоров­ления людей, а также основным источником органического веще­ства, т. е. жизни. Способность леса к восстановлению обусловли­вает возможность осуществления лесопользования при условии регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользова­ния им. Многоцелевое лесопользование дает возможность макси­мально использовать все имеющиеся полезные свойства и ресурсы леса при обязательном экологическом условии — сохранения лес­ной среды. Неистощительное лесопользование предполагает, что разумное обращение с лесными ресурсами позволяет практически вечно пользоваться ими и даже улучшать качество лесов.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования лесов состоит из Лесного кодекса РФ, других феде­ральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов Правитель­ства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, издаваемых ими в пределах своих полномочий.

Основным нормативным правовым актом лесного законодатель­ства является Лесной кодекс РФ. На протяжении почти десяти лет лесные отношения регулировал Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ, за это время в него были внесены многочисленные дополнения и изменения, кроме того, в развитие его положений были приняты десятки подзаконных нормативных актов. Новый Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ вступил в силу 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 4 декаб­ря 2006 г. № 201-ФЗ). Данный До приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ федеральных законов и иных нормативных актов последние применяются по­стольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ. Кроме того, этим Законом внесены изменения в Гражданский ко­декс РФ, в Бюджетный кодекс РФ, в Уголовный кодекс РФ, в Ко­декс РФ об административных правонарушениях, в Водный кодекс РФ, в Кодекс торгового мореплавания РФ, в Федеральные законы от21 декабря 1994г.№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 14 мар­та 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и многие другие федеральные законы (ст. 16—38 Федерального зако­на от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ).

Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную самостоятельную область общественных отно­шений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лес­ные отношения, земельное — земельные отношения, водное — вод­ные отношения и т. д. Но необходимо учитывать, что данные сфе­ры общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Земли лесного фонда находятся одновременно в составе Государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе Государственного лесного фонда, как непре­менная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, а иму­щественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодатель­ством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами. Таким образом, имущественные отношения в Лесном кодексе РФ осно­вываются на представлении о лесных участках как о земельных участках.

Основными принципами лесного законодательства являются:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия, повышение экологического и ресурсного потенциа­ла лесов;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, за­щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функ­ций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприят­ную окружающую среду;

3)пользование лесов с учетом их глобального экологическо­го значения, длительности выращивания и иных свойств лесов;

4)обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения по­требностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;

6) обеспечение охраны и защиты лесов;

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве в уста­новленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8)использование лесов способами, не наносящими вреда окру­жающей среде и здоровью человека;

9) установление категорий защитности лесов и деление лесов на виды в зависимости от экологического, экономического и соци­ального значения лесов, их местоположения и выполняемых ими функций;

10) недопустимость осуществления использования лесов орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния;

11) платность использования лесов.

Многие статьи Лесного кодекса РФ носят отсылочный харак­тер и требуют принятия большого количества подзаконных актов и законов субъектов Федерации, которые должны создать леги­тимные условия для применения провозглашенных в нем норм. Так, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ устанавливает, что Правительство РФ до 1 июля 2007 г. издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию поло­жений Лесного кодекса РФ. К недостаткам Лесного кодекса РФ, кроме обилия отсылочных норм, можно отнести отсутствие поня­тийного аппарата: не даны определения лесного фонда, лесополь­зователей, лесопарков и лесничеств. Нельзя назвать идеальными и данные Лесным кодексом РФ понятия, например понятия леса и лесного участка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 9499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.