Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подлежащие ратификации 2 страница




Вместе с тем акты некоторых ведомств (Министерства финансов, Фонда Госкомимущества, в известных пределах - ведомств, ведающих транспортом, охраной общественного порядка) в силу их статуса и делегированных им прав, могут приобретать общее, межведомственное значение.

Ведомственные нормативные акты вступают в действие через 10 дней после их государственной регистрации (внесения в Государственный реестр), которая осуществляется Министерством юстиции Украины, если в них не предусмотрен более поздний срок, но не ранее их официального дня обнародо­вания.

На государственную регистрацию не представляются акты нормативно-технического характера (государственные стандарты, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и т.п.).

Ведомственные акты издаются в случаях, когда в пределах сферы ведения министерства, комитета, ведомства:

а) нечетко, лишь в общих чертах, определены права и обязанности субъектов;

б) имеются пробелы в определенных аспектах взаимоотношений субъектов;

в) прямо поручено законом (указом, постановлением, распоряжением) издать акт для конкретизации нормы закона.

Назначение ведомственных актов:

1) установление права одного субъекта и соответственно обязанности другого;

2) разъяснение, конкретизация содержания (смысла) прав или обязанностей, изложенных в общих чертах в законе;

3) расширение (сужение) содержания права одного субъекта и сужение (расширение) права другого;

4) введение новых либо дополнение старых требований для осуществления субъектом своего права;

5) разъяснение, конкретизация содержания (смысла) контрольной функции органа управления, находящегося в сфере ведения министерства, комитета, ведомства.

Ведомственные акты имеют определенные положительные черты­: мобильность, охват всех граней общественных отношений, непосредственность общения управляющего и управляемого, быстрота информированности адресатов исполнения и оперативность организации исполнения и др.

Увлечение созданием ведомственных актов является показателем двух негативных явлений:

 чрезмерная нормативная заурегулированность общественных отношений;

 невысокое качество принимаемых законов.

Ведомственные акты, принятые с превышением компетенции, являются незаконными и необязательными к выполнению. Например, орган приватизации, принявший решение о приватизации арендованного государственного имущества без согласия арендатора, превысил свои полномочия и его решение является незаконным. Такой акт подлежит отмене. К сожалению, в Украине не развит институт юридической ответственности за правонарушения в сфере создания и применения ведомственных нормативных актов, которые противоречат законам

В числе нормативных актов имеется группа таких, которые не подлежат официальному опубликованию по решению правотворческих органов. Они обладают ограничивающими грифами (секретно). Например, оперативно-розыскная деятельность до последнего времени регулировалась подзаконными актами, представляющими собой секретные или совершенно секретные документы. Такие акты вступают в действие с момента получения их исполнителями.

Необходимо учесть, что среди ведомственных актов много ненормативных, индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания и исчерпывающих себя одноразовым применением (например, назначение на должность, выделение бюджетных средств). Индивидуальные ведомственные акты, как правило, именуются распоряжениями, приказами, тогда как ведомственные нормативные акты называются инструкциями, циркулярами, примерными положениями и уставами. Не следует их отождествлять. Приказы и распоряжения министерств, ведомств, имеющие разовое распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому подзаконными нормативно-правовыми актами не являются.

§ 12. Подзаконный нормативный акт
органа местного самоуправления.
Подзаконный нормативный акт
местного органа исполнительной власти

Новая система административного управления основана на сочетании двух подсистем - местного самоуправления и местных органов правительственной администрации. Они издают подзаконные нормативные акты, содержащие вторичные (производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы, принимаются на их основе, направлены на их выполнение в пределах соответствующей территории и потому являются ограниченно-общими.

Подзаконный нормативный акт органов местного самоуправления - акт-документ (постановление, решение), издающийся в пределах компетенции органа местного самоуправления (Верховного Совета Автономной Республики Крым, сельских, поселковых, городских, районных в городах, областных и районных советов), содержащий нормы права, обязательные для населения самоуправляемых территорий, а также для учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий. Это правовой акт гражданского общества.

Подзаконные нормативные акты органов местного самоуправления:

Следует учесть, что местные референдумы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам местного самоуправления.

Особенностью актов местного самоуправления является их территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления коммунальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения мест­ного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др. Их решения обязательны для расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан этой территории.

Решения сельских, поселковых городских, районных в городах, областных и районных советов вступают в действие со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Исполнение актов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

Подзаконный нормативный акт местных органов исполнительной власти - акт-документ (постановление, решение), издающийся в пределах компетенции местного органа исполнительной власти (правительственной администрации), содержащий нормы права, обязательные для учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность в пределах этих территорий, а также для населения соответствующей территории. Это правовой акт государства на местном уровне.

Подзаконные нормативные акты местных органов исполнительной власти:

Решения председателей местных государственных администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, могут быть (в соответствии с законом) упразднены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

Нормативные акты отделов, управлений, других служб местных органов исполнительной государственной власти, хозяйственного управления и контроля,которые касаются прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер, вступают в действие через 10 дней после их государственной регистрации. Регистрация осуществляется управлениями юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, если в них не предусмотрен более поздний срок приобретения действенности, но не ранее дня их официального обнародования.

§ 13. Подзаконный нормативный акт государственного предприятия, учреждения, организации.
Подзаконный нормативный акт коммерческой организации

Подзаконный нормативный акт государственногопредприятия, учреждения, организации и подзаконный нормативный акт коммерческой организации - локальные нормативные акты (нормативный приказ, инструкция администрации, устав, положение, правила внутреннего распорядка и др.), которые действуют только в пределах данного предприятия, учреждения, организации, коммерческой организации.

К локальным нормативным актам относятся также санкционированные государством акты сходов и других форм народовластия.

Основное назначение локальных нормативных актов - конкретизировать предписания закона применительно к условиям деятельности соответствующего коллектива, не выходя за рамки закона и не ограничивая инициативу исполнителей, действующих в границах закона. Их ещё называют корпоративными нормативными актами.

Корпоративный нормативный акт - это акт-документ органа управления коммерческой и некоммерческой корпорации - предприятия, учреждения, организации, содержащий корпоративные нормы, которые направлены на саморегуляцию складывающихся в ней отношений путем конкретизации предписаний нормативно-правовых актов, изданных законодателем, а также вышестоящими правотворческими органами, с которыми он находится в отношениях служебной подчиненности.

Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников данной организации в управлении ее деятельностью, правила учёта хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и др. Это и есть корпоративный нормативный акт, который издается органами управления предприятия, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива, т.е. вопросов локальных - только в пределах корпорации. В нём в той или иной мере должен выражаться интерес (воля) коллектива. Отсюда проистекает власт­ность, официальность, обязательность корпоративного нормативного акта.

Корпоративный нормативный акт обладает следующими признаками:

1) имеет правотворческий характер, т.к. в нем корпоративные нормы устанавливаются, изменяются и прекращаются;

2) издается органом (должностным лицом) управления корпорации только в пределах своей компетенции;

3) издается в соответствии с соблюдением требуемого законом порядка, если такой установлен (например, совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом);

4) соответствует Конституции Украины, законодательству, а также нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу;

5) имеет форму письменного акта-документа (решение общего собрания, совета директоров, приказ руководителя и т.д.) с определенными реквизитами (наименование акта, дата принятия, номер, подписи должностных лиц и др.).

Помимо нормативных актов на предприятии издаются и иные корпоративные акты, не имеющие нормативного характера (например, приказ руководителя выдать ценный подарок работнику или приказ об увольнении его за прогул).

Корпоративные нормативные акты различаются по субъектам:

 акты коллективов предприятий, акционеров в виде актов корпоративных референдумов, актов общих собраний;

 акты исполнительных органов корпораций - акты советов директоров, правлений, советов предприятий и др.;

 акты руководителей корпораций, принимаемых в порядке единоначалия.

Корпоративные нормативные акты различаются по отраслевому признаку:

- финансовые корпоративные акты - акты, регулирующие финансовую деятельность корпорации;

- административные корпоративные акты - акты, регулирующие сферу управления;

- трудовые корпоративные акты - акты, регулирующие сферу применения труда;

- гражданско-правовые нормативные акты - акты, регулирующие имущественную сферу в пределах корпорации и др.

Следует отметить, что среди корпоративных нормативных актов много актов процедурного характера, т.е. актов, регулирующих порядок применения материальной правовой нормы (например, Положение о порядке наложения дисциплинарного взыскания, Положение о порядке начисления заработной платы, Положение о порядке распределения прибыли, Положение о порядке заключения договоров и т.п.).

При наличии типовых актов локальные акты разрабатываются применительно к ним, а при их отсутствии - самостоятельно.

§ 14. Международный договор

Международный договор - соглашение двух или нескольких государств об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в разнообразных отношениях между ними. Например, международный договор о выдаче преступников (экс­традиция).

Как основной юридический источник современного международного права, международно-правовой акт может иметь разные формы и названия: договор, соглашение, пакт, конвенция, трактат, протокол, обмен нотами, заключительный акт и др. По структуре международно-правовой акт преимущественно состоит из преамбулы, основных статей и заключительных положений.

Классифицировать международные договоры можно по разным основаниям.

По уровню, на котором они заключаются:

- межгосударственные;

- межправительственные;

- ведомственные.

По числу сторон:

- двусторонние;

- многосторонние.

По объекту регулирования:

- политические;

- экономические;

- по специальным вопросам.

Различают международные договоры:

подлежащие ратификации;

не подлежащие ратификации.

приобретают силу в порядке, предусмотренном для законов Украины, т.е. через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не раньше дня их опубликования в официальном печатном издании.

Ратификация (утверждение) - акт международного права, при помощи которого государство, через свои компетентные органы, наделенные полномочиями заключать договоры, выражает свое согласие взять на себя обязательство в международном плане на основе соответствующего договора.

Государство имеет право отказаться от ратификации договора, не подпадая под действие требований, вытекающих из международных обязательств. Однако отказ ратифицировать конвенцию, особенно двухстороннюю, является скорее исключением, чем правилом.

Требования к международным договорам, подлежащим ратификации:

1) обязательность их быстрейшей ратификации, которая способна придать им внутригосударственную силу;

2) субъектом ратификации международных договоров может быть законотворческий орган;

3) порядок ратификации международных договоров тот же, что и порядок принятия нормативно-правовых актов;

4) сроки ратификации и порядок вступления в действие нормативных международных договоров - те же, что и для нормативно-правовых актов.

В Украине только Верховная Рада наделена правом давать согласие на ратификацию международных договоров Украины (ст. 85 Конституции Украины).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Украины международные договоры, ратифицированные Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм этого законодательства (см. § «Соотношение национального и международного права»).

Единая система регистрации и учёта международных договоров Украины находится в ведении Министерства иностранных дел Украины. Регистрация международных договоров Украины в Секретариате ООН и в соответствующих органах других международных организаций осуществляется Министерством иностранных дел.

Международные договоры, требующие ратификации, и международные договоры, не требующие ратификации, присоединение к которым или принятие которых проводится от имени Украины, публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины», в газете «Голос Украины», в «Зібранні чинних міжнародних договорів України».

Международные договоры, не требующие ратификации, присоединение к которым или принятие которых проводится от имени­ правительства Украины, публикуются в «Офіційному віснику України», в газете «Урядовий кур’єр».

Договоры, заключенные от имени министерств или других центральных органов государственной исполнительной власти Украины, публикуются в «Зібранні чинних міжнародних договорів України».

Глава 18

ПРАВООТНОШЕНИЕ.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

§ 1. Понятие и признаки правоотношения

Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности - и обеспечиваемое государством.

Признаки правоотношения:

1. Представляет собой разновидность общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не может быть правоотношений с животными, растениями, предметами. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуманное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.

В былые времена (средневековье) субъектами права признавались животные и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, который «звонил» в связи с убийством царевича Дмитрия.

2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержание правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.

3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения - они связаны предметом интереса, достижением его результата.

Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли (интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечённым в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).

Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо волеизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточ­но волеизъявления только одного из участников (проведение обыска)­.

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. Правоотношения выступают как способ реализации норм права, или иначе: нормы права воплощаются в правоотношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложены правоотношения, но в абстрактной форме (см. подробнее § «Предпосылки возникновения правоотношения. Взаимосвязь нормы права и правоотношения»).

Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автоматически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но правоотношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на основе аналогии права.

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъективные юридические обязанности (обязанная сторона). Полномочия - прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность - элемент вторичного характера, который реализуется в результате совершенного правонарушения. Основное содержание правоотношений - субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона - кредитор - имеет право на получение долга, а другая - должник - обязанность возвратить долг. В некоторых правоотношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физические лица), правомочия и ответственность (должностные лица).

Степень конкретизации сторон может быть различной: а) точно определена обязанная сторона; б) точно определена только управомоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен; в) точно определены обе стороны.

6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без применения мер государственного принуждения. В случае необходимости заинтересованная сторона может обратиться в компетент­ный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности.

§ 2. Состав (структура) правоотношения

Система (организованность) правоотношения раскрывается через его структуру.

Структура правоотношения - основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

Термин «структура» является более адекватным состоянию правоотношения, поскольку термин «состав» только фиксирует его элементы без указания на их логическую взаимосвязь.Правоотношение есть логически связанная конструкция всех элементов, где главными полюсами связи являются его субъекты, реализующие субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности, полномочия и субъективную юридическую ответственность ради достижения результата этой связи.

Итак, термин «структура» вбирает в себя элементный состав правоотношения и правовые связи между ними, т.е. собственно отношения между субъектами.

Субъекты или субъектный состав - совокупность лиц, участвующих в правоотношении (не менее двух - управомоченный и обязанный).

Объект - то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов.

Содержание -субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также структура содержания - способ взаимосвязи, возникающий на основе субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности. Структура содержания правоотношения образует не связь её содержательных элементов (субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности), а ту правовую связь, которая возникает на их основе по поводу притязания на что-то. Иначе - это юридическое взаимное положение субъектов, которое определяет, формирует их поведение через корреспондирующие друг другу права и обязанности ради удовлетворения их интересов. Структура содержания правоотношения может быть простой и сложной.

Юридический факт - основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Представим состав (структуру) правоотношения на схеме:

§ 3. Предпосылки возникновения правоотношения.

Правоотношение возникает и развивается при определенных предпосылках.

Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношения:

1. Материальные (общие):

- в узком смысле - определённые интересы или блага, которые связывают субъектов права (не менее двух) как участников правоотношения;

- в широком смысле - система социальных, экономических, политических, идеологических обстоятельств, порождающих объективную необходимость в правовом регулировании общест­венных отношений; установление целесообразных отношений между субъектами посредством предоставления им юридических прав, полномочий (должностным лицам), а также возложения юридических обязанностей и ответственности.

2. Юридические (специальные):

 норма права;

 правосубъектность (праводееспособность);

 юридический факт (может рассматриваться и как предпосылка правоотношения, и как его структурный элемент).

Двум видам предпосылок возникновения правоотношения соответствуют два вида его содержания:

1. Материальное - реальные действия по использованию и осуществлению субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей; фактическое поведение (действие или бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен осуществить;

2. Юридическое - субъективное юридическое право, полномочия, субъективная юридическая обязанность, юридическая ответственность.

Норма права и правоотношения взаимозависимы.

Взаимосвязь нормы права и правоотношения выражается в следующем:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.