Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Долговременные




§ 11. Юридический факт.
Фактический (юридический) состав

Юридический факт - это жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При наличии норм права без юридического факта правоотношение невозможно.

Юридический факт - предпосылка правоотношения. Например, наличие норм права, регулирующих порядок наследования, не означает, что индивид вступил в наследственные правоотношения и получил наследство. Необходимо наступление определенных обстоятельств, которые фиксируются в гипотезах норм права.

Функции юридических фактов:

 функция вовлечения субъекта права в правоотношение;

 функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возникает гражданство; для создания предприятия необходима регистрация).

Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но и целенаправленное движение послед­них является главным следствием юридических фактов.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям.

Следует учесть, что один и тот же юридический факт может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим для субъектов, представляющих стороны в правоотношении. Так, факт смерти гражданина - обстоятельство, прекращающее правоотношения между умершим и его супругой, детьми. Одновременно это и правообразующий факт, так как по истечении определенного срока со дня смерти гражданина открываются правоотношения, связанные с реализацией права супруги, детей на наследство.

См. главу «Правовое и правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность».

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а совокупность фактов. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.

Пример. Для зачисления в высшее учебное учреждение необходимо следующее: общее среднее образование, подкрепленное документом; успешная сдача вступительных экзаменов; документ, свидетельствующий о внесении определенной суммы за обучение (если это коммерческое учебное учреждение); приказ ректора о зачислении в вуз.

Фактический состав не следует смешивать с событиями - сложными юридическими фактами.

§ 12. Презумпции

В правовой действительности имеется феномен, который, не будучи юридическим фактом, может порождать правоотношения. Это - презумпция.

Виды презумпций по факту правового закрепления:

Мы ведем речь о законных презумпциях.

Презумпция (лат. - предположение)- закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, которые имеют юридическое значение.

Презумпции - важный и достаточно гибкий инструмент регулирования правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании определенного юридического факта, поскольку в них:

- отражаются исходные, принципиальные начала права;

- заложен механизм реализации этих начал.

Законные презумпции бывают двух видов:

не опровержимые презумпции -не нуждаются в доказывании, т.к. не подлежат сомнению;

опровержимые презумпции -могут быть опровергнуты в результате установления иного в отношении этих фактов.

(См. ещё о презумпциях в § «Основные стадии применения норм права»).

Виды презумпций по субординации в правовом регулировании и их черты:

Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и процессуальные виды презумпций тесно переплетаются.

Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в Гражданском кодексе Украины закреплены такие презумпции, как презумпция вины. Вина признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств или в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же общим правилом в странах континентальной Европы является следующее: непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника.

Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ч.3 ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия.

Чтобы не требовалось расширительного толкования презумп­ций - ни судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и формулироваться четко.

§ 13. Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей

Правоотношения органов внутренних дел и их сотрудников возникают, как правило, в области публичного права, то есть являются субординационными отношениями (власть - подчинение) - отношениями по вертикали.

Правоотношения органов внутренних дел по сфере распространения можно классифицировать на две категории:

внешние;

внутренние .

Внешние правоотношения - отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства.

Внутренние правоотношения - отношения внутри системы органов внутренних дел между: а) службами и подразделениями различных уровней; б) между ними и вышестоящими должност­ными лицами; в) по линии «начальник - подчиненный» в службе, подразделении.

Органы внутренних дел могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают между несоподчиненными органами и имеют, как правило, договорной характер.

Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора:

- договоры на охрану объектов подразделениями вне­ведомствен­ной охраны МВД;

- договоры на сопровождение;

- договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий;

- договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.

Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права:

- конституционно-правовые;

- административно-правовые;

- административно-процессуальные;

- уголовно-правовые;

- уголовно-процессуальные;

- уголовно-исполнительные;

- гражданско-правовые;

- гражданско-процессуальные и др.

Виды правоотношений в деятельности органов внутрен­них дел по функциям права:

охранительные - основные;

регулятивные.

Субъекты правоотношений системы органов МВД:

 органы внутренних дел в целом;

 органы милиции как составная часть органов внутренних дел;

 другие структурные подразделения органов внутренних дел;

 отдельные должностные лица органов внутренних дел.

Компетенция органов внутренних дел включает:

1. Полномочия (правообязанности):

а) обеспечение личной безопасности граждан;

б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) раскрытие преступлений;

г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Предмет ведения - главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это - охрана общественного порядка);

3. Ответственность за результаты своей работы.

Деятельность органов внутренних дел определяется законами и иными нормативно-правовыми актами.

Объекты правоотношений системы органов МВД -деятельность (поведение) участников правоотношений:

1) административно-правовых отношений - поведение гражданина и конкретного сотрудника милиции;

2) уголовно-процессуальных отношений - поведение участников уголовного судопроизводства;

3) гражданско-правовых отношений, ряда административно-правовых отношений (организационно-имущественных) - поведение участников этих отношений и имущество.

Юридические факты могут быть классифицированы в зависимости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД.

Общие правоотношения ОВД и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, которая определена нормативно-правовыми актами (организация охраны общественного порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.).

Юридическими фактами в процессе общих отношений явля­ются:

(1) заявления, сообщения, жалобы граждан, организаций в связи с готовящимися и совершенными правонарушениями, которые органы внутренних дел и их сотрудники обязаны разрешить и при наличии законных оснований удовлетворить интересы заявителей;

(2) обращения граждан к сотрудникам при реализации ими своих прав или исполнении обязанностей, например при получении паспорта, разрешения на прописку, на выезд в пограничную зону, на приобретение оружия;

(3) выявление или установление фактов правонарушений (преступлений, проступков) и лиц, их совершивших;

(4) договоры, которые заключают органы внутренних дел.

Глава 19

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ, НАРОДА, ГОСУДАРСТВА

§ 1. Правовой статус личности

Правовой статус личности -система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубъектностью) координирует свое поведение в обществе.

Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина - самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны1.

Правовое положение человека и гражданина, как в целом, так и в отдельности, обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития общества и государства. Социальный статус личности зависит от сущности социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. На него влияют множество факторов. Основными из них являются труд и собственность как основа формирования гражданского общества. В перспективе труд (создающий для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни) и собственность (развивающаяся и приумножающаяся в многообразии форм и видов) будут определять место и роль человека в обществе, его социальный и юридический статус.

Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи:

1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства.

2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности.

3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы.

4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе.

Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека.

В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии1. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру.

Известно, что интерес 1предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса.

Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса.

Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы.

Имеются разные подходы к вопросу о соотношении правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи - называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус2.

Правосубъектность (праводееспособность) относится к условиям обретения правового статуса, ибо она заключена в способности лица иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность. Однако этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная правосубъектность влияет на специальный статус, а индивидуальная правосубъектность в значительной степени характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов личности - экономического, политического, этнического и др.

Термин «правосубъектность» применяется к субъектам права - участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубъектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса.

Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как правило, закреплены в конституции демократического государства (см. о правосубъектности в главе «Правоотношения. Юридические факты»).

Юридическая ответственность также является элементом правового статуса, который особенно обнаруживается при анализе специального статуса должностного лица. Вторичность юридической ответственности по отношению к субъективной юридической обязанности не исключает необходимости рассматривать её в качестве структурного элемента правового статуса.

Структура правового статуса личности может быть представлена в виде следующих элементов:

- правосубъектность ;

- права;

- свободы;

- обязанности;

- ответственность (имеет вторичный характер - реализуется в результате совершенного правонарушения или в связи с невыполнением компетенции либо превышением её объёма. В последнем случае речь идёт о правовом статусе должностного лица).

Правовым статусом обладает любое лицо, обособленные группы лиц, а также совокупность всех лиц в обществе в целом - гражданское общество (народ). См. § «Правовой статус народа (гражданского общества)».

Виды правовых статусов личности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.