Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный




Специальный

Общий

Общий специальный индивидуальный

- статус лица как гражданина государства, который закреплен в конституции и конституционных законах. Он является общим, обобщенным и одинаковым для всех независимо от национальности, религиозных убеждений, социального положения; характеризуется стабильностью и определенностью; предусматривает равенство прав и обязанностей граждан, равенство их перед законом; является базовым для всех остальных; служит основой для приобретения конкретных субъективных прав, возложения обязанностей и несения ответственности.

- статус лица как представителя той или иной социальной группы, обособленной по определенному юридико-значимому началу (роду деятельности, возрасту и др.), который наделен в соответствии с законами и иными нормативными актами специальными, дополнительными, правами и обязанностями. Он обусловлен особенностями положения лица и потребностями его функциональной специальной активности (студент, пенсионер, военнослужащий, должностное лицо и др.); является общим для определенного круга лиц. Специальный статус дополняет (статус депутата) или ограничивает (статус рецидивиста) общий правовой статус, т.е. корректирует его. В отличие от общего статуса, который является постоянным, специальный статус имеет преходящий характер.

- статус лица как индивидуума, представляющий собой персонифицированные права и обязанности в их конкретных, естественных и приобретенных способностях и особенностях (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, религиозные убеждения и т.п.). Он отличается подвижностью: изменяется в соответствии с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

 

Получается своего рода «матрёшка», состоящая из трёх видов статусов у одного субъекта права. Они наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. В основе всех статусов находится статус человека (в соответствии с международными правами человека). Общий правовой статус у всех граждан - один, специальных статусов (разнообразных) - много, индивидуальных - столько, сколько лиц проживает в государстве.

Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего, специального и индивидуального статусов, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретных ситуаций.

Следует отметить, что специальные статусы, конкретизирующие общий правовой статус на уровне отдельных социальных групп, отличаются более разнообразной отраслевой гаммой, чем общий статус, определяющийся конституцией.

Специальные статусы могут находиться в рамках одной отрасли права (например, государственно-правовой статус депутата, гражданско-правовой статус предпринимателя, трудовой статус пенсионера, процессуально-правовые статусы эксперта-криминалиста, обвиняемого и др.) или обладать комплексным характером (статус должностного лица, несовершеннолетнего, военнослужащего и др.).

Отграничение специального статуса одного лица от всех прочих лиц лежит в плоскости его правосубъектности, главным образом дееспособности, поскольку правоспособность является одинаковой и равной для всех. Так, право на занятие предпринимательской деятельностью и на создание акционерного общества - элемент правоспособности каждого, однако реализовать его может только лицо, принадлежащее к социальной группе предпринимателей. Здесь проявляется специфическая дееспособность, которая может быть как внутриотраслевой (в таком случае она выступает особым видом отраслевой дееспособности), так и межотраслевой. Она оказывает влияние на соотношение специального статуса с отраслью права, так как служит определяющей предпосылкой его возникновения.

Виды правовых статусов личности по субъектам:

 статус граждан; иностранцев; лиц без гражданства; лиц с двойным гражданством; беженцев; украинских граждан, находящихся за рубежом;

 статус служебных и должностных лиц (депутата, министра, судьи, прокурора, главы областной государственной администрации и др.);

 статус лиц, работающих в экстремальных условиях (оборонных объектов, секретных производств) и др.

§ 2. Правовой статус народа

Народ как социальная общность является субъектом права. Его правовой статус (права, свободы, обязанности) закрепляет­ся в нормах международного права и в конституции (например, право народа на самоопределение, запрещение геноцида - в международном праве; права народа и их гарантии - в конституции).

Как субъект права народ имеет общий и конкретный ста­тусы.

Общий статус определяется тем, что народ признается источником государственной власти, обладает суверенитетом внутри страны и на международной арене. Никто не может присваивать себе власть в государстве, ибо она принадлежит народу.

Конкретный статус связан со вступлением народа в конкретные отношения по выборам государственных органов через свой избирательный корпус, с участием народа в референдуме, выработкой и формулированием общей воли, выражением её на общих сходах. В Конституции Украины отмечается: «Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии» (ст. 69). Например, выборы президента - это конкретные правоотношения, возникающие между народом (через избирательный корпус) и кандидатами в президенты. Они кратковременны, поскольку выборы проводятся в соответствии с нормами права, определяющими время и порядок их проведения.

Говоря о народе как субъекте права, следует учесть, что степень персонификации, организованности народа не позволяет считать его непосредственным субъектом юридических отношений, поскольку в большинстве случаев он действует через государство, государственные образования, общественные организации (партии, профсоюзы) и т.д.

§ 3. Правовой статус государства

Еще римские юристы считали, что государство - субъект особого рода. В отличие от субъектов права - физических лиц - государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Будучи особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения. Государство не является и обычным видом юридического лица.

Государство - суверенное лицо, которое официально представляет общество как внутри страны, так и за рубежом, во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому правовой статус государства реализуется двумя системами:

- системой внутригосударственного права;

- системой международного права.

Государство имеет общий и конкретный правовой статус.

Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права - нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, одинаковыми для всех его членов. Следует отметить, что государство как субъект международного права не только обладает правами и обязанностями по международному праву, но и создаёт его нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.

Что касается конкретного статуса государства, то он зависит от тех конкретных разнообразных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.

Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующихпубличных отношений:

1) международно-правовых (заключает двусторонние и многосторонние договоры на основе норм публичного международного права) ;

2) конституционно-правовых (прием в национальное гражданство, награждение гражданина государственной наградой или присвоение ему почётного звания);

3) уголовно-правовых (осуществляет борьбу с преступностью именем государства) и др.

Таким образом, государство через государственную власть, представляющую собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.

Вместе с тем государство выступает в качестве субъекта права в гражданском обороте на основе норм частного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником частно-правовых отношений:

международных (заключает договоры на основе норм частного международного права);

внутренних гражданско-правовых (выпускает государственный заём; принимает передачу наследства в пользу государства; государство Украина, например, вступает в отношения с Автономной Республикой Крым по поводу общегосударственной собственности).

И в сфере частно-правовых отношений государство является равноправным участником, не обладающим какими-либо льготами и преимуществами.

Государство как субъект отношений в области частного права и как субъект собственности может выступать в двух организационно-правовых формах:

- в форме общегосударственной казны;

- в форме создаваемых им юридических лиц.

Следует обратить внимание на то, чтогосударство управляет определенной частью собственности, которая не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну страны.

Поэтому в частно-правовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в лице своих финансовых органов, действующих на определенном участке коммерческой, хозяйственной деятельности. Государство, понимаемое в этом смысле как субъект собственности, договоров, является обычным субъектом права собственности (владеет, пользуется и распоряжается ею в соответствии с правилами гражданского оборота), торгующим и функционирующим субъектом частно-правовых отношений, создает юридические лица. Поэтому в этой сфере конкретной деятельности оно может быть приравнено к юридическому лицу особого рода.

Например, государство вступает в имущественные правоотношения с различными коммерческими корпорациями и, в частности, принимает участие в создании акционерных обществ на базе государственной и частной собственности одновременно. Здесь объем прав и обязанностей, которыми обладает государство, не является постоянным. Он изменяется в зависимости от того, в какие конкретные имущественные отношения оно вступает.

Конкретные правоотношения, в которые вступает государство как внутри страны, так и на международной арене, возникают, изменяются, прекращаются, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретного правового статуса государства.

Правовое положение государства может быть представлено как сумма его общего (внутригосударственного и международного) и конкретных правовых статусов, которые возникают у него как у субъекта правоотношений.

Определенность и стабильность правового статуса государства, регулируемого нормами внутригосударственного права, позитивно влияет на его международно-правовой статус, создаёт авторитет, открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.

Глава 20

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА.

§ 1. Понятие и основные формы реализации норм права

Реализация норм права - воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении субъектов права, в их практической деятельности. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

Реализовать нормативные предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах, означает воплотить в жизнь - в общественные отношения, поведение граждан - волю законодателя и других субъектов правотворчества, направленную на установление правопорядка. Без реализации право утрачивает свой социальный смысл и назначение.

Понятие реализации права охватывает несколько способов и форм воздействия на поведение субъектов права.

По уровню (глубине) реализации предписаний, содержащихся в нормативных актах, может быть:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.