Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо Предисловия




Согласно первоначальному плану второй том — «Субъект деятель­ности» — должен был состоять из двух книг. Однако объем издания ока­зался слишком велик и поэтому мы разделили материалы второй книги на две части. Тексты, помещенные в данной книге, могут быть использо­ваны не только в целостном курсе общей психологии, разработанном Ва­лерием Викторовичем Петуховым, но и в таких традиционных его раз­делах, как «Психология мотивации и эмоций» и «Психология личности», а также в спецкурсах, имеющих прикладную направленность.

Предисловие ко второй и третьей книгам Валерий Викторович, от­ветственный редактор настоящего издания, успел написать сам, незадол­го до своей безвременной кончины. В нем Валерий Викторович блестяще представил основные положения своих лекций по теме «Развитие лично­сти». Тексты к семинарским занятиям по этой теме опубликованы в данной книге. Мы думаем, что изучение этих текстов, а также текстов Валерия Викторовича Петухова, помещенных в первом томе настоящего издания, поможет внимательному читателю найти ответ на вопрос, что такое личность.

Ю.Б. Дормашев, кандидат психологических наук;

С.А. Капустин, кандидат психологических наук

(Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова,

факультет психологии)


Тема 14

Развитие личности

Общее представление о движущих силах развития личности. Проблема периодизации психического развития. Сензитивные перио­ды и роль обучения в психическом развитии ребенка. Понятие ве­дущей деятельности, ее основные виды. Смена видов ведущей деятель­ности как основа развития мотивационной сферы. Жизненный путь че­ловека. Кризисные периоды развития личности. Возрастные изменения организма как личностная проблема. Проблемы развития личности во взрослом и пожилом возрасте. Самосознание и его место в психичес­кой организации человека. Сознание и самосознание. Проблема возник­новения самосознания. Критерии самосознания. Самопознание и само­отношение. Самосознание и «образ Я». Структура «образа Я», его эмо­циональный и познавательный аспекты. Осознание собственных психических качеств как результат сравнения с другими людьми. Внутренний диалог. Понятие «Л^-концепции». Самооценка как одно из центральных образований личности. Виды самооценки. Самооценка и самоуважение. Самосознание личности и жизненный путь. Развитие личности как преодоление жизненных проблем. Условия и пути само­актуализации личности. Личностный рост. Основные свойства самоак­туализирующейся личности. Поиск смысла жизни и понимание жиз­ненных целей. Возможные препятствия на пути личностного роста и отклонения в личностном развитии. Представления о субъекте и ха­рактере его личностного развития в различных видах психотерапии. Методы диагностики и коррекции развития личности. Анализ причин возникновения личностных конфликтов и психологическая помощь в их разрешении. Психологическое консультирование и возможности саморазвития личности. Индивидуальная и групповая психотерапия.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Социальное развитие.

© Проблема периодизации психического и личностного развития.

© Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие.

О Развитие личности и процессы научения.

0 Личностный рост. Общее представление о самоактуализа­ции в гуманистической психологии.

© Психологические теориипрактике воспитания личности.


Социальное развитие

Л.С. Выготский

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ВОЗРАСТА1

Задача настоящего параграфа — установление общих положений, характеризующих внутреннее строение процесса развития, которое мы на­зываем структурой возраста, в каждую эпоху детства.

Самое общее положение, на которое следует указать сразу: процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его орга­низации и состава, на все многообразие образующих его частичных процес­сов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, об­ладающее определенным строением; законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каж­дого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складывают­ся суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.

Возрасты представляют собой такое целостное динамическое обра­зование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каж­дой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху раз­витие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом — в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.

Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процес­са развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования дан­ного возраста располагаются и группируются все остальные частичные

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 256-260.


Выготский Л,С. Структура и динамика возраста

новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те процессы развития, которые более или менее непосредст­венно связаны с основным новообразованием, будем называть централь­ными линиями развития в данном возрасте, все другие частичные про­цессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, назовем побочны­ми линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побоч­ными линиями развития в следующем, и обратно — побочные линии раз­вития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся цент­ральными линиями в другом возрасте, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к цен­тральному новообразованию. Так при переходе от одной ступени к дру­гой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.

Поясним это на примерах. Если мы остановимся на сознании ре­бенка, понимаемом как его «отношение к среде» (К. Маркс), и примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями инди­вида, за интегральное выражение высших и наиболее существенных осо­бенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не столько отдельные частич­ные стороны сознания, отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, кото­рая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всего опреде­ленной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдель­ными его сторонами, отдельными видами его деятельности.

Совершенно понятно, что при переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами цент­ральные и побочные линии развития. Так, развитие речи в раннем дет­стве, в период ее возникновения, настолько тесно и непосредственно связа­но с центральными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и предметное сознание ребенка, что речевое развитие невозможно не отнести к центральным линиям развития рассматриваемого периода. Но в школьном возрасте продолжающееся речевое развитие ребенка стоит уже в совершенно дру­гом отношении к центральному новообразованию данного возраста и, сле­довательно, должно рассматриваться в качестве одной из побочных линий развития. В младенческом возрасте, когда в форме лепета происходит подготовка речевого развития, эти процессы связаны с центральным но­вообразованием периода так, что должны быть отнесены также к побоч­ным линиям развития.

Мы видим, таким образом, что один и тот же процесс речевого разви­тия может выступать в качестве побочной линии в младенческом возрас­те, становясь центральной линией развития в раннем детстве и снова пре-


10 Тема 14. Развитие личности

вращаясь в побочную линию в последующие возрастные периоды. Совер­шенно естественно и понятно, что в прямой и непосредственной зависимо­сти от этого речевое развитие, рассматриваемое как таковое, само по себе будет протекать совершенно различно в каждом из этих трех вариантов.

Смена центральных и побочных линий развития при переходе от воз­раста к возрасту непосредственно приводит нас ко второму вопросу данно­го параграфа — к вопросу о динамике возникновения новообразований. Мы снова, как и в вопросе о структуре возраста, должны ограничиться са­мым общим разъяснением этого понятия, оставляя конкретное раскрытие динамики возрастных изменений до следующих глав, посвященных обзо­ру отдельных периодов.

Проблема динамики возраста непосредственно вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как мы видели, структу­ра возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складыва­ется в ходе возрастного развития. Отношение между целыми и частями, столь существенное для понятия структуры, есть динамическое отноше­ние, определяющее изменение и развитие как целого, так и его частей. Под динамикой развития поэтому и следует разуметь совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Самым начальным и существенным моментом при общем опреде­лении динамики возраста является понимание отношений между лично­стью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возраст­ной ступени как подвижных.

Одна из величайших помех для теоретического и практического изу­чения детского развития — неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объек­тивных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Нельзя переносить в учение о детском развитии то понимание среды, которое сложилось в биологии применительно к эволюции животных видов.

Следует признать, что к началу каждого возрастного периода скла­дывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребен­ком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном воз­расте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный мо­мент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в те­чение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свой­ства личности, черпая их из социальной действительности, как из основ-


Выготский Л.С, Структура и динамика возраста 11

ного источника развития, тот путь, по которому социальное становится ин­дивидуальным. Таким образом, первый вопрос, на который мы должны ответить, изучая динамику какого-либо возраста, заключается в выясне­нии социальной ситуации развития.

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социаль­ное бытие. Отсюда возникает второй вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхож­дении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяс­нив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то воз­раста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситу­ации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую оче­редь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосыл­кой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данно­му возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новооб­разований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Если пред­шествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь пря­мого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его созна­ния, то сейчас возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребе­нок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

Таким образом, следующий вопрос, который встает перед нами при изучении динамики возраста, — вопрос о тех последствиях, которые вы­текают из факта возникновения возрастных новообразований. При конк­ретном анализе мы можем увидеть: эти последствия настолько разно-сторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, но­вый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

Но сказать это — значит одновременно сказать и нечто еще, что при­водит нас непосредственно к последнему моменту, характеризующему ди­намику возраста. Мы видим, что в результате возрастного развития воз­никающие к концу данного возраста новообразования приводят к пере­стройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе.


12 Тема 14. Развитие личности

Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным суще­ством, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуа­ция развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то воз­раста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кро­ме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неиз­бежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация раз­вития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Ис­следование показывает, что такая перестройка социальной ситуации раз­вития и составляет главное содержание критических возрастов.

Таким образом, мы приходим к уяснению основного закона динами­ки возрастов. Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью опре­деляя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.

Такова в общих чертах схема динамического развития возраста.


Г. Глейтман,

А. Фридлунд,

Д. Райсберг

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ1

<...> В первые недели жизни наш социальный мир ограничен од-ним-единственным человеком — как правило, матерью2. Со временем этот мир расширяется и включает в себя уже обоих родителей, а затем и все семейство. Чуть позже в него входят ровесники-соседи, сверстники из детского сада, школы. С наступлением отрочества круг друзей меняется, расцветает сексуальность. Вскоре многие из нас становятся родителями, и репродуктивный цикл начинается заново. Конечно, социальное разви­тие на этом не заканчивается, оно продолжается и тогда, когда мы дости­гаем среднего возраста, а затем и старости, на каждой стадии продолжая изменяться и расти.

Наряду с очевидными изменениями такого рода существует и ме­нее заметный процесс адаптации, который столь же важен для нашего развития. С возрастом мы постепенно вступаем в контакт с системой социальных правил, которые связывают нас не только с семейным окру­жением, но и со всем социальным универсумом. Когда мы писали эту главу, нашей главной целью было показать, как расширяется в течение жизни социальный мир человека и как он из младенца на руках матери превращается в гражданина мира.

1 Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. С. 655-
662, 666-697.

2 Поскольку обычно первым человеком, который заботится о ребенке, является мать
(в прежние времена это почти всегда было так), мы и будем условно называть его в
дальнейшем матерью. Естественно, материнские функции может выполнять и другой
человек, например, отец или няня; более того, для многих детей это несколько людей
одновременно, как, к примеру, в том случае, когда отец и мать в равной степени занима­
ются воспитанием ребенка.


14 Тема 14, Развитие личности

Привязанность

<...> Социальное развитие начинается с самой первой человеческой связи — со связи между ребенком и первым человеком, который о нем заботится. Как правило, это — мать. Многие ученые считают, что эта связь закладывает основание и, возможно, становится моделью для любых отно­шений человека с другими людьми. Какова природа этой связи?

Младенцы стремятся быть рядом со своей матерью, и когда они от чего-то страдают, их успокаивает вид матери, ее голос или ее прикоснове­ние. В этом отношении у детей есть много общего с детенышами других видов. Детеныши макаки-резуса держатся за шерсть матери, цыплята сле­дуют за курицей, ягнята — за овцой. Когда юное поколение подрастает, оно осмеливается отходить от матери все дальше и дальше. Но еще в течение долгого времени мать остается для них надежным домом, безопасным убе­жищем в неуправляемой ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.