Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изречение Аристотеля




Что должен использовать оратор?

Метслер

«Лингвистика текста языковедческая дисциплина, которая исследует структурные свойства текстов условия их производства и взаимосвязанности их языковой вариативности и обработки».

 

· Современные теоретики лингвистики текста единодушно сходятся в том, что первые попытки научного подхода к анализу текста были предприняты античными риторами или ораторами, именно поэтому знакомства с историей и идеями классической риторики, позволяет проследить истоки многих нынешних достижений лингвистики текста.

 

o Энтимема сокращённый силлогизм, в котором в явной форме не выражена посылка или заключение, однако пропущенный элемент подразумевается.

o Дилемма разновидность сложного силлогизма. Представляет собой (две противоположные предпосылки) две антитезы и один вывод.

o Сорит цепочка взаимосвязанных положений.

 

Правило применения аргументов:

1. Доказательство (основа ораторской речи)

2. Доказательство следует не столько умножать сколько, взвешивать

3. Должен отбрасывать аргументы, которые могут быть отвергнуть

 

Общие правила инвенции обязательные для любого оратора:

1. Нравы аргументы и страсти должны взаимодействовать для достижения единой цели – убеждения

2. Один из трех подходов должен быть выбран в качестве доминирующего.

3. Нравы и страсти более всего подходят для сочинений адресованных слабым, чувственным людям и молодежи.

4. Аргументы должны преобладать в речи, обращенной к людям степенным и разумным.

5. Злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается.

6. Использование опята предшествующих поколений ораторов.

 

 

Диспозиция в ораторском искусстве - членение тематического материала полученного в результате инвенции и определение порядка следования частей.

Согласно античному канону речь делится на 6 частей:

1. Введение

2. Предложение

3. Повествование

4. Подтверждение

5. Опровержение

6. Заключение

 

 

Для менее значительных тем диспозиция была ограничена тремя частями:

а. Вступлением

б. Подтверждение

в. Заключением

 

Главным общим правилом диспозиции является следующее:

 

ü Оратор должен помнить о целостности сочинения и с этой целью кратко, в одной фразе, резюмировать и держать в уме свое мнение по поводу излагаемого сюжета.

 

Античные риторы (ораторы) предавали вступлению исключительно важное значение.

Аристотель учил:

«Итак, вступление есть начало речи, тоже, что и в поэтическом произведение пролог, а в игре на флейте, прелюдия. Все эти части - начало, они, как бы прокладывают путь для последующего».

Правило работы над введением:

1. Обратить внимание, на введение, от которого в значительной мере зависит успех всего сочинения в целом.

2. В ведение использовать нравы. Т.е. те правила ораторского искусства, которые относятся к этим нормам.

3. Сочинять введение, исходя из существа рассматриваемой темы, не допуская забегания вперед.

4. Писать введение последним (по совету Цицерона)

5. Избегать, как и банального, так и излишне экстравагантного введения.

6. Стиль введения, прежде всего, должен быть доступным.

7. Предложение (теорема), этап, в некотором смысле дублирующий инвенцию. Предложение состоит из: разложение темы на составные части и представление ее в резюмированном виде. Необходимость включения этого этапа в общий цикл, обуславливается сложным и не очевидным характером темы.

8. Повествование или норрация включает в себя, прежде всего, изложение основных фактов составляющих композицию темы, а именно описание предметом, мест, лиц.

 

У норрации есть и свои правила:

 

1. Повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие основные непосредственное отношение к теме.

 

2. Факты должны находятся в соответствии с действующими лицами, т.е. должны быть правдоподобными.

 

3. Повествование должно быть кратким и четким.

 

4. Интерес ко всей речи в значительной мере зависит от эффекта вызванного изложения фактов.

 

5. Норрация должна сопровождаться описанием оживляющим сухие факты.

 

6. Для описания следует выбрать наиболее выгодную точку зрения.

 

7. При описание, следует избегать расплывчатости и излишних деталей.

 

8. Место описания - в начале повествования.

 

9. Подтверждение (конфирмация) – основной этап диспозиции. Именно на этом этапе оратору предстоит развернуть аргументацию, от которой зависит успех речи. Основная задача подтверждения доказательства истинности посыла выдвинутых в предложении.

 

 

Правило конфирмации:

 

1. В подтверждение должны быть собраны воедино все замечания касательно применения необходимых доказательств.

2. С этой целью необходимо осуществить ревизию всех «общих мест» рассмотренных в инвенции.

3. При выборе аргументов менее заботится о их количестве нежели об их качестве.

4. Наилучшим признается так называемый «Гомеров» порядок следования аргументов: в начале сильные аргументы, затем несколько доказательств средней силы, в конце, один, наиболее мощный аргумент.

5. Тщательно избегать нисходящего порядка аргументов.

6. Сильные аргументы следует изолировать и преподносить в самой простой форме; слабые группировать по нескольку для того, что бы они поддерживали друг друга.

 

Заключение - последний этап диспозиции по Аристотелю «заключение преследует 4 цели:

ü Расположить слушателя доброжелательно к себе и недоброжелательно к противнику.

ü Усилить или умолить значение дела.

ü Разжечь страсти у слушателя.

ü Напомнить о чем шла речь».

 

Правило работы над заключением:

 

1. Заключение должно содержать резюме аргументации развернутой в подтверждении и вызывать эмоции публики.

2. Заключение требует точности изложения и разнообразия в стиле.

3. Из подтверждения выбираются наиболее сильные места.

4. При использовании страстей следует помнить об умеренности.

5. Стиль заключения должен быть живым и эмоционально насыщенным.

 

 

Диспозиция является следующим за инвенцией этапом работы автора над речью, этапом предшествующем непосредственной вербализацией текста.

 

Необходимость этого этапа диктуется двумя фундаментальными свойствами речи:

 

1. Линейностью

2. Дискретность

 

В результате инвенции, тема оказывается расчленённой на несколько частей – субканцептов - позволяющих наглядно представить (себе) в уме содержание речи.

Таким образом, если инвенция является этапом конкретизации и упорядочивания мысли, то основное содержание диспозиции сводится к синтагматической аранжировки темы, но тема как набор субканцептов, не имеет линейной конфигурации, она не может быть сразу, единовременно обрушена на аудиторию.

 

Дело в том, что если при зрительном восприятии пейзажа или картины, как отмечает Ботте «мысли входят в наше сознание толпой, то при восприятии речи мысли привязанные к словам появляются друг за дружкой достигая, таким образом сознания слушающего».

 

Линейность речи диктует необходимость линейного представления субканцептов

составляющих тему. С другой стороны дискретность речи - возможность вычленения отдельных фрагментов сообщения, облегчает автору концептуальное построение речи в соответствии со своими коммуникативными намерениями.

 

Элокуция – это словесное выражения того, что уже содержательно определено и расчленено на этапе инвенции, а также расположено в определенном порядке на этапе диспозиции.

 

Содержание элокуции составляет общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкциями как то предложение, фраза, период;

Описание и классификация риторических фигур, учение о стиле и его разновидностях, учение о формах стиля и формах речи.

 

Аристотель выделил 3 вида конструкций:

· Предложение или выражение простого суждения

· Фраза или связка суждений образующая умозаключения

· Период или связка умозаключения, которая служит полному раскрытию развернутой концепции.

По классификации Цицерона фигуры речи делятся на два больших класса:

1. Фигура мысли

2. Словесные фигуры

 

Троп есть выразительная перемена или искусный перенос слова или речи от собственного значения на другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.