Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения ( В.де.Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтель, Т.Мор,Т.Кампанелла, Э.роттердамский)




Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет.

В средние века облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось несколькими факторами:

1). Утверждение нового типа социально-экономических отношений – феодальных,

2). Проникновение в культуру религиозной идеологии христианства,

3). Педагогическая мысль раннего средневековья являлась, по сути своей, христианской педагогикой. Носителями педагогической морали - являлись служители католической церкви, монахи.

Раннесредневековый идеал воспитания этого периода - аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, отрицание земных благ. Сравнить: античные идеи всестороннего образования, высокие идеалы.

Идеалы античного воспитания отвергались.

К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах оказалось в плачевном состоянии.

Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники.

Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. - Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.– X

Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении раннего средневековья церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно -воспитательными учреждениями Европы:

- Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература. - Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ. Основная их цель состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Приходские школы

были самыми распространенными.

этот тип школ был наиболее простым

школы размещались в доме священника или в церковной сторожке

их посещали небольшие группы мальчиков

священник за небольшую плату обучал детей: - закону Божию на латинском языке, - грамоте (чтению, письму, счету), - церковному пению.

Монастырские школы давали образование более высокого уровня:

организовывались при монастырях,

в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество

монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами.

преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы

открывались в церковных центрах.

содержание обучения в них было по тем временам еще более разнообразным и высоким - первые университеты, как правило, основывались на их месте.

 

Основные черты образования в раннее средневековье:

Обучение в двух последних типах церковных школ преподавалось по программе семи свободных искусств: квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и тривиум (грамматика, риторика, диалектика).

Семь свободных искусств вместе + богословие составили содержание средневекового образования.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Это был самый трудный предмет. В те времена грамматику изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже).

Все изучаемые науки были так или иначе связаны с богословием. Риторика – обучение искусству красноречия.

Диалектика – развивали умение доказывать, спорить, выдвигать аргументы.

Музыка – игра на инструментах, пение в церковном хоре.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти.

Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление.

В школе царила суровая слепая дисциплина. Были распространены жестокие телесные наказания.

3. Высокое средневековье. Городские школы.

Прежде всего, меняется система школьного образования средневековой Европы. Связано это с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов.

Городские школы:

Возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д.

Преподавали в них светские учителя.

Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики.

Некоторые городские школы создавались на основе приходских школ.

Цеховые школы возникали при цехах (объединения ремесленников по характеру деятельности; сформировалась система обучения ремеслу: ученики, подмастерья) для детей ремесленников и на средства ремесленных цехов. Они давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания).

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но, как правило, они размещались в монастырях.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. - В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки.

Университеты.

Пришёл черёд образования высших школ — университетов:

Университеты возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ (так по­явился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославлен­ные учителя, всегда окружённые способными уче­никами. Так появился Болонский университет, центр юридической науки.

В университетах обучение велось на латыни – учились студенты из разных стран. В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов.

В долгой борьбе с городскими влас­тями, шедшей с переменным успехом (иногда пре­подаватели и школяры бросали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты до­бились самоуправления: они имели выборных ру­ководителей и собственный суд.

У нас сохранилась средневековая организация университетов. Во главе их стояли деканы. Правда, ректора — руководителя университета- избира­ли преподаватели и студенты.

Средне­вековый университет имел обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5—6 лет, то будущего филосо­фа-богослова — целых 15.

Формы обучения. Профессора читали лекции. По­мимо лекций проводились диспуты — споры по за­ранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия — уже 79.

Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

4.Система рыцарского воспитания.

По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период

 

Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия.

В XIV–XV вв. Развитие экономической, политической жизни, широкие торговые отношения Италии, географических открытий, сравнительно широкое распространение образования среди населения вызывали в людях иные по сравнению со Средневековьем стремления:

у человека пробудились вера в себя,

стремление к самопознанию

и проявлению силы духа.

Важнейшей предпосылкой к новому отношению к человеку стало творчество Данте, Петрарки, Боккаччо и др., художественном творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.

Особенности культуры и образования эпохи Возрождения составили:

их светский характер,

гуманистическая философия,

обращение - возвращение к античному культурному наследию.

Педагогические идеи гуманистов Возрождения

Латинское понятие «humanitas» означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки его длительному принижению, возвеличению человека и человеческого духа, провозглашалась ценность человеческой жизньт.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества.

В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин: грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Эти дисциплины гуманитарные дисциплины

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую.

Для Гуманистов Ценность человеческой личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Прославление мощи человека и его величия, восхищение его удивительными творениями, приводило мыслителей эпохи Возрождения к сближению человека с Богом.

Гуманисты понимали, что новые идеалы войдут в жизнь с молодым поколением, поэтому вопросы образования и воспитания подрастающего поколения были в центре пристального внимания педагогов-гуманистов.

В педагогических сочинениях виднейших гуманистов формулировалась новая цель воспитания - развитие гармоничной личности. Обучение и воспитание включало в себя: интеллектуальное, нравственное, эстетическое воспитания. Получили признание и ценность физического воспитания подрастающего поколения. Из античности заимствовалась идея важности гражданского воспитания.

Идея энциклопедического образования (энциклопедия – это «обучение в полном круге».

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обученияпринцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения.

Идея гуманистов о связи обучения с жизнью воплотилась в подготовке человека к жизни в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.