Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа 9




Коэффициенты корреляции (r -Пирсона и r -Спирмена)

 

Цель: закрепление умения использовать коэффициенты корреляции r -Пирсона и r -Спирмена для решения соответствующих исследовательских задач.

 

Основные понятия:

1. Коэффициент корреляции Пирсона (r- Пирсона) – коэффициент, используемый для установления меры взаимосвязи между значениями переменных изучаемых выборок, численность которых достаточно большая, а распределение соответствует нормальному.

2. Коэффициент корреляции Спирмена (r- Спирмена) – коэффициент, используемый для установления меры взаимосвязи между значениями переменных изучаемых выборок, численность которых незначительная (~ ≤40 человек в обеих выборках) и распределение не соответствует нормальному (в случае ненормальности распределения одной из выборок принимается решение о выборе именно r- Спирмена).

 

Файлы-примеры:

1. Файл SPSS 36 ДЗ.

2. Файл SPSS 37 ДЗ.

3. Файл SPSS 38 ДЗ.

4. Файл SPSS 39 ДЗ.

 

Результат выполнения заданий:

1. Умение производить с помощью программы SPSS подсчет и интерпретацию коэффициентов корреляции r -Пирсона и r -Спирмена.

 

Задания для работы:

 

Задание 1. Выберите соответственно исследовательской задаче необходимый для ее решения коэффициент корреляции.

 

Исследовательская задача Объем выборки (n) Распределение Коэффициент корреляции r (r -Пирсона или r -Спирмена)
Выявить взаимосвязь между агрессивностью подростка и уровнем его самосознания. n=68 Нормальное r -
Установить взаимосвязь между уровнем профессиональной самооценки и личностной тревожностью школьного психолога. n=35 Ненормальное r -
Выявить взаимосвязь между уровнем развития счетно-арифметического интеллекта и успеваемостью по предмету «Математика». n=97 Ненормальное r -
Выявить взаимосвязь между отношением учащихся к школе и их социальным статусом в классе. n=30 Нормальное r -
Выявить взаимосвязь между уровнем самооценки студентов-юношей первого курса и их общительностью. n=15 Ненормальное r -
Установить взаимосвязь между уровнем коммуникативной компетентности учителей (стаж работы 1-5 лет) и эффективностью их педагогической деятельности. n=24 Ненормальное r -
Установить взаимосвязь между уровнем вербального интеллекта и успеваемостью по предмету «Литература». n=35 Нормальное r -

 

Задание 2. Откройте «Файл SPSS 36 ДЗ».

Подсчитайте и проинтерпретируйте взаимосвязь между социальным статусом ребенка в классе (переменная «статус») и его отношением к родителям (переменные «инт» - позитивный интерес; «дир» - директивность; «вражд» - враждебность; «авт» - автономность; «непосл» - непоследовательность).

Объем выборки n =40.

Распределение соответствует нормальному.

Используйте коэффициент корреляции Пирсона (r -Пирсона).

Выполните для этого следующий порядок действий:

Шаг 1. На панели инструментов выберите меню «Анализ»→«Корреляция»→«Двумерный…».

Шаг 2. В открывшемся диалоговом окне из левой части окна переместите в правую все переменные, кроме переменной «№».

Шаг 3. В в меню «Коэффициенты Корреляции» установите флажок рядом с коэффициентом «Пирсон» (если он не установлена по умолчанию) и нажмите «Ок».

Интерпретация результатов:

1. Интерпретации подлежат результаты таблицы «Корреляции»: показатель коэффициента корреляции Пирсона (ячейка «Корреляция Пирсона») и р (ячейка «Знч.(2-сторон)».

2. Рассмотрению и интерпретации подлежат, прежде всего, те коэффициенты корреляции, p которых ≤0,05.

Пример описания статистически значимого коэффициента корреляции:

корреляция между социальным статусом ребенка и переменной «позитивный интерес к родителям» = 0,47 при p ≤0,01.

Пример интерпретации статистически значимого коэффициента корреляции:

между социальным статусом ребенка и его позитивным интересом к родителям существует умеренная положительная взаимосвязь при p ≤0,01.

 

Задание 3. Откройте «Файл SPSS 37 ДЗ».

Подсчитайте и проинтерпретируйте взаимодействие социального статуса ребенка (переменная «статус») и его склонности к отклоняющемуся поведению (переменные «ш1», «ш2», «ш3» до переменной «ш8»).

Объем выборки n =28.

Распределение соответствует нормальному.

Используйте коэффициент корреляции r -Пирсона.

Выполните для этого следующий порядок действий:

Шаг 1. На панели инструментов выберите меню «Анализ»→«Корреляция»→«Двумерный…».

Шаг 2. В открывшемся диалоговом окне из левой части окна переместите в правую все переменные, кроме переменной «№».

Шаг 3. В средней части окна в меню «Коэффициенты Корреляции» установите флажок рядом с коэффициентом «Пирсон» (если он не установлен по умолчанию) и нажмите «Ок».

 

Интерпретация результатов:

1. Интерпретации подлежат результаты таблицы «Корреляции»: показатель коэффициента корреляции Пирсона (ячейка «Корреляция Пирсона») и р (ячейка «Знч.(2-сторон)».

2. Рассмотрению и интерпретации подлежат, прежде всего, те коэффициенты корреляции, p которых ≤0,05.

Пример описания коэффициента корреляции между социальным статусом ребенка и первым показателем склонности к отклоняющемуся поведению:

корреляция между социальным статусом ребенка и переменной «ш1» = -0,004 при p >0,05.

Пример интерпретации коэффициента корреляции:

между социальным статусом ребенка и первым компонентом склонности к отклоняющемуся поведению отсутствует статистически значимая корреляционная взаимосвязь.

 

Задание 4. Откройте «Файл SPSS 38 ДЗ».

Подсчитайте и проинтерпретируйте взаимодействие уровня агрессивности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста (Тест «Рука» - переменные «агр1», «агр2», «агр3» до переменной «агр12») с уровнем выраженности их обиды в межличностном взаимодействии (Тест «Обида» - переменная «обида»).

Объем выборки n =30.

Распределение не соответствует нормальному.

Используйте коэффициент ранговой корреляции r -Спирмена.

Выполните следующий порядок действий:

Шаг 1. На панели инструментов выберите меню «Данные»→«Выбрать наблюдения…»→«Если условие удовлетворяется»→«Если…» и перенесите из левой части окна в правую переменную «Пол»→наберите на калькуляторе знак «=» и число «1»→нажмите «Продолжить» и «Ок».

Шаг 2. На панели инструментов выберите меню «Анализ»→«Корреляция»→«Двумерный…».

Шаг 3. В открывшемся диалоговом окне из левой части окна переместите в правую все переменные, кроме переменных «№» и «пол».

Шаг 4. В средней части окна в меню «Коэффициенты Корреляции» установите флажок рядом с коэффициентом «Спирмен» и уберите флажок с коэффициента корреляции «Пирсон» и нажмите «Ок».

Шаг 5. Для подсчета коэффициента корреляции между переменными «агрессивность» и «обида» для мальчиков в меню «Данные»→«Выбрать наблюдения…»→«Если условие удовлетворяется»→«Если…» вместо «пол=1» наберите на калькуляторе «пол=2» и произведите весь предыдущий порядок действий.

Интерпретация результатов:

1. Интерпретации подлежат результаты таблицы «Корреляции»: показатель коэффициента корреляции Спирмена (ячейка «Коэффициент корреляции») и р («Знч. (2-сторон)»).

2. Рассмотрению и интерпретации подлежат, прежде всего, те коэффициенты корреляции, p которых ≤0,05.

Пример описания коэффициента корреляции между переменными «обида» и «уровень агрессивности» девочек:

корреляция между обидой и вторым компонентом агрессивности = 0,589 при p ≤0,01.

Пример интерпретации коэффициента корреляции:

между обидой в межличностных отношениях и вторым компонентом агрессивности девочек существует сильная положительная взаимосвязь при p ≤0,01.

 

Задание 5. Откройте «Файл SPSS 39 ДЗ».

Подсчитайте и проинтерпретируйте взаимосвязь между переменными «стаж работы» в должности руководителя, мотивацией успеха/избегания неудач (переменная «мотив») и склонностью к риску (переменная «риск»).

Объем выборки n =20.

Распределение не соответствует нормальному.

Используйте коэффициент ранговой корреляции r -Спирмена.

Выполните для этого следующий порядок действий:

Шаг 1. На панели инструментов выберите меню «Анализ»→«Корреляция»→«Двумерный…».

Шаг 2. В открывшемся диалоговом окне из левой части окна переместите в правую все переменные, кроме переменной «№».

Шаг 3. В средней части окна в меню «Коэффициенты Корреляции» установите флажок рядом с коэффициентом «Спирмен» и уберите флажок с коэффициента корреляции «Пирсон» и нажмите «Ок».

Интерпретация результатов:

1. Интерпретации подлежат результаты таблицы «Корреляции»: показатель коэффициента корреляции Спирмена (ячейка «Коэффициент корреляции») и р значимости («Знч. (2-сторон)»).

2. Рассмотрению и интерпретации подлежат, прежде всего, те коэффициенты корреляции, p которых ≤0,05.

Пример описания коэффициента корреляции между стажем работы и мотивацией успеха/избегания неудач:

корреляция между стажем работы и мотивацией успеха/избегания неудач = 0,119 при p >0,05.

Пример интерпретации коэффициента корреляции:

между стажем работы в должности руководителя и мотивацией успеха/избегания неудач отсутствует статистически значимая взаимосвязь.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.