Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 6 страница




Таким образом, названные принципы являютсяосновополагающими подходами к организации педагогически направленной информационно-дискуссионной деятельности и являются руководством при определении содержания, средств, форм и методов этой деятельности.

Как известно, информационно-дискуссионная деятельность направлена на самый широкие социальные слои, поэтому выбор ее средств исходит из требования популяризации научного знания и широкого распространения социально значимой информации. Очевидно, что информационно-дискуссионная технология использует весь арсенал средств социально-культурной деятельности. Вместе с тем специалисту социокультурной сферы необходимо учитывать степень их влияния на общественное сознание.

По рангу мест лидирующие позиции занимают средства массовой информации: Интернет, телевидение, радио, пресса. И это вполне естественно: в современном мире они влияют на все сферы жизнедеятельности, заполняя его досуг, информируя о состоянии мира, развлекая и просвещая. При этом СМИ мощно воздействуют на весь строй мышления человека, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Такое сильное воздействие приводит к тому, что у массового потребителя информации происходит замена личного мировоззрения набором готовых суждений, оценок, понятий, а культурное обогащение носит беспорядочный характер, который возникает в итоге ежедневно воздействующего, непрерывного и обильного потока случайных сведений.

Пространственная и временная насыщенность этой коммуникации, создавая иллюзию насыщенности культурной информацией, вполне удовлетворяет потребности масс, но не исчерпывает их. Остается неудовлетворенным желание обсудить полученную информацию, задать вопрос, поспорить об услышанном и увиденном. Поэтому в информационно-дискуссионной технологии в один ряд со средствами массовой информации и телекоммуникации необходимо поставить «живое слово». Во время публичных лекций, дискуссий, встреч со специалистами, интересными людьми человек получает возможность принять участие в рассуждениях, сопоставлении позиций, поиске истины. Ему доставляет удовольствие сопричастность мыслительному процессу, который поднимает из глубины памяти знания, ассоциирующиеся с предметом разговора, побуждает их углубить или осмыслить. Привлекательность «живого слова» как средства распространения знания содержится в непосредственности общения, возможности обратиться к специалисту, лектору с вопросом, обменяться мнениями.

В общей системе массового просвещения одно из почетных мест занимают научно-популярная, справочная литература. В этих книгах, рождающихся на стыке научной, научно-публицистической и научно-просветительной литературы, органично сочетается документальная точность с доступностью, доходчивостью, общей интересностью. Научная популяризация практически всегда представляет гуманизированный процесс распространения знаний. Преподносимый читателю материал сосредоточен здесь применительно к действию и поведению людей науки. Речь идет об их поисках, находках, ошибках и успехах. Как правило, это яркие и сюжетно острые рассказы, имеющие своей основой «драму идей». Развитие науки не сводится при таком подходе к сухому перечню определенных фактов, а оказывается представленной яркими, запоминающимися событиями.

В общей системе распространения научных знаний важную роль играло и играет научно-популярное кино. Предназначенное для самых широких кругов, оно в предельно общедоступной форме информирует о знаменательных событиях в мировой и отечественной науке, об актуальных проблемах в научном мире, о последних научно-технических достижениях, о редких явлениях в природе, о дальних странах, о путешественниках, исследователях, творческих исканиях деятелей искусства и т.д.

Большое значение имеет умелое использование в информационно-образовательных целях искусства. Педагогически правильное применение художественных средств влияет не только на обогащение чувственной основы знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному, объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности. В искусстве заложены грандиозные познавательные возможности. Оно, как и наука, отражает то, что существует объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкретно-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоциональность – один из первостепенных моментов, именно через чувства оно воздействует на разум человека.

Рассматривая методы ИДД в качестве способов работы, направленных на решение задач информирования и массового просвещения граждан, формирования мировоззрения и развития способностей к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, надо четко различать

а) методы обучения (различные виды устного изложения: лекция, беседа, инструктаж);

б) методы учения (самостоятельная работа с книгой, другими источниками знаний и др.).

Выделение методов обучения и методов учения целесообразно и точки зрения учета особенностей СКД как специфической формы познания. Это позволяет обратить должное внимание на

в) методы руководства самостоятельной работой граждан со стороны организаторов массового просвещения и самообразования.

В основе подхода к разработке методов ИДД утверждаются следующие требования. Методы должны быть такими, чтобы 1) люди учились приобретать знания самостоятельно и умели активно применять полученные знания в жизни, 2) обеспечивалось формирование поисково-творческих способностей человека.

Методы при подобном исходе рассматриваются как способы использования стимулов активной познавательной деятельности, а педагогическое регулирование активности аудитории – как умение превратить методы в движущую и направленную силу самостоятельного познания. Наиболее высокую оценку получают те из них, которые придают системе просвещения и самообразования инициативный, общественно значимый характер, в результате чего изучение окружающего мира осуществляется в органическом единстве с его преобразованием.

Итак, профессиональное мастерство специалиста социокультурной сферы проявляется в том, что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, приемлемые способы ее включения в процесс информационно-дискуссионной деятельности, удовлетворяющей духовные потребности на основе познавательного интереса.

Методы обучения и методы учения выступают в качестве универсальных, присущих различным сферам образовательной деятельности. Вместе с тем в практике культурно-досуговой деятельности существуют родовые методы – иллюстрирование, театрализация, игра (А. Д. Жарков), которые имеют свою специфику применительно к сфере досуга. Информационно-дискуссионной технологии, по мнению А. Д. Жаркова, соответствует метод иллюстрирования, который рассмотрим более подробно.

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой-либо форме. За счет синтеза различных эмоционально-выразительных средств он осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой [2].

На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. В первом случае в рамках однородного по содержанию информационно-познавательного материала иллюстрирование осуществляется средствами искусства, что создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание информационно-дискуссионной программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по-разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Во втором случае можно выделить следующие подвиды иллюстрирования: а) предметное (использование в качестве иллюстрации модели, муляжи, подлинные предметы); б) изобразительное (репродукции картин, фотографии и др.); в) образное (примеры из жизни, литературных и кинопроизведений и пр.).

Иллюстративность сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть – не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает информацию более обстоятельной.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, т.к. вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания – необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего размышления, а свое содержание мышление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-дискуссионной программе, специалисту социокультурной сферы необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мнении. Вот почему важной технологической задачей является выбор формы информационно-дискуссионной деятельности, ибо это направление работы учреждения социокультурной сферы ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности активно проявлять свою жизненную позицию, соотносить ее с общественным мнением.

ИДД осуществляется в различных формах, которые подразделяются на основе общепринятой в теории культурно-досуговой деятельности классификации на организационные и методические.

Классификация организационных форм исходит из следующих критериев:

1) в зависимости от организованной культурно-досуговой общности –кружки, школы, курсы, студии, мастерские, народные университеты и др.

2) в зависимости от состава аудитории:

а) массовые (открытые лекции, лекции-концерты, кинолектории коллективные посещения и обсуждения театральных постановок, кинофильмов, конференции, вечера, и пр.

б) групповые (лекции в учебной группе, лекции-беседы, семинары, практические занятия, экскурсии и др.);

в) индивидуальные (консультации, самостоятельные заняития – чтение прессы, литературы, потребление информации в сети интеренет, просмотр телепредач, выполнение практических заданий и др.).

Методические формы в свою очередь подразделяются в зависимости от способа донесения информации и организации аудитории на

устные (информационные часы, лекции, беседы, доклады, экскурсии и др.);

печатные (информационные листки, бюллетени, брошюры и пр.);

наглядные (информационные стенды, интерактивные экраны, выставки и др.);

комплексные (информационно-дискуссионные программы).

Современная система форм ИДД в социокультурных учреждениях функционирует на нескольких взаимосвязанных уровнях. Массовые информационно-дискуссионные программы, пробуждающие первоначальный познавательный интерес, способствуют включению людей в сферу кружкового, студийного обучения. Кружок, студия, народный университет формируют потребности, умение и навыки систематического самообразования. Эта же культурно-образовательная цепь циркулирует и в обратном направлении: результаты учебной работы становятся основой подготовки и проведения в учреждениях культуры и досуга различных информационно-просветительных и информационно-дискуссионных программ, рассчитанных на самые широкие слои населения.

При этом следует учитывать, что специфической особенностью информационно-дискуссионной деятельности является ее принципиально групповой, коллективный характер. В коллективной деятельности все то, что происходит в содействии и сопереживании, и все то, что коллективно окрашено, остается в “коллективной” памяти группы, сплачивая ее. Процесс познания здесь погружен в процесс общения. Иными словами, человек получает ту или иную информацию в процессе совместной коллективной работы, в ходе которой обсуждаются, анализируются, оспариваются и принимаются рациональные решения.

Поэтому при организации информационно-дискуссионной деятельности специалисту социокультурной сферы необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые окажут наиболее эффективное влияние на осознании участниками значимости проблем современности и поиск путей их решения. К таким формам относятся информационно-дискуссионные программы, которые в свою очередь могут классифицироваться в зависимости от способа обработки информации и ее сценического воплощения. Этим определяется жанровое разнообразие информационно-дискуссионных программ, среди которых выделяются:

– информационно-публицистические программы, в которых преобладает содержательная сторона, а участие аудитории, как правило, зрительское. Например, заочное путешествие, презентация, вечер интересных встреч, вечер-портрет и др.

– информационно-художественные программы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности. Например, устный журнал, устный альманах, «живая газета», литературная (музыкальная, театральная и пр.) гостиная, салон.

– дискуссионные программы, в которых преобладает коммуникативная сторона, а содержание транслируется через совместное обсуждение, спор. К ним относятся вечер вопросов и ответов, пресс-конференция, дискуссия, диспут, дебаты, «круглый стол».

– шоу-программы, содержащие элементы зрелищности: театрализованный суд, ток-шоу, агитбригада и др.

При всем жанровом многообразии информационно-дискуссионных программ, существуют сходные черты, позволяющие дать общую характеристику этих программ, а также разработать алгоритм их подготовки и проведения.

Характеристика информационно-дискуссионных программ (по материалам В. И. Белова, Т. П. Бирюковой, Н. В. Самерсовой) [5, с. 58 – 72].

Информационно-дискуссионная программа обычно посвящена какой-либо общественно значимой теме и раскрывает ее с помощью различных выразительных средств. Для нее обязательна связь со значительными событиями в жизни; документальная основа, включающая местный материал; наличие “реального героя”, т.е. человека, причастного к тем или иным событиям.

Структура программы включает:

зачин – его цель сообщить о содержании темы, познакомить с основными вопросами, которые будут рассматриваться в информационных блоках;

идейно и сюжетно организованную цепь информационных блоков, включающих устные выступления героев программы, показ жизненных событий, обсуждение спортных вопросов и др., объединенных идейно-тематическим замыслом и режиссерским решением. Использование художественных средств выразительности (видеоряда, музыкального оформления, стихов, элементов театрализации и т.д.) обусловлено жанром программы и направлено на реализацию принципа единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознение участников программы.

заключение, которое предполагает подведение общих итогов (что мы хотели сделать, как мы это делали, что получилось в результате) и анонсирование предполагаемых следующих программ. В заключительной части может быть предоставлено слово участникам программы для краткой оценки происходящего, выводов; подводятся итоги интерактивного опроса зрителей, если такой проводился.

Сценарий информационно-дискуссионной программы имеет общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, других видов и жанров культурно-досуговых программ. Однако он содержит в себе и то особенное, что характеризует его специфи ку:

1) сценарию информационно-дискуссионной программы присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий как с проблемами мирового, глобального характера, так и местным материалом;

2) действующие лица в сценарии программы – живые реальные герои, часто хорошо знакомые зрителям или незнакомые, но достойные публичного признания и известности в силу своих нравственных качеств, профессиональных заслуг;

3) содержательный материал сценария несет в себе документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки тяготеет к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску;

4) драматургия программы предполагает дифференцированный подход к аудитории, изучение ее культурных интересов и запросов, т.к. сценарий пишется для конкретного зрителя;

5) в структуру сценария «закладывается» организация общения, органично используя приемы активизации участников программы, где он, зритель, становится одним из действующих лиц.

Обязательным условием эффективности информационно-дискуссионной программы является ее эмоциональное и компетентное ведение. Ведущий сообщает тему, объединяет информационные блоки в логическую систему, корректирует содержание рассматриваемых вопросов, информирует о порядке ведения программы, представляет участников и гостей, тактично управляет всем ходом мероприятия.

Как правило, в качестве ведущего выступает срециалист – организатор и разработчик информационно-дискуссионной программы, один из авторов сценария. Это позволяет ведущему глубоко погрузиться в тему и проблему, хорошо ориентироваться в содержательном материале, и на этой основе – импровизировать в ходе ведения программы.

Алгоритм проведения информационно-дискуссионной программы включает следующие этапы:

Первый этап. Принятие решения о необходимости программы. Создание инициативной группы.

Решение о необходимости проведения информационно-дискуссионной программы может быть обусловлено: 1)«социальным заказом» общества на разработку какой-либо актуальной проблемы; 2) гражданской позицией специалиста СКД как откликом на то или иное социальное явление или событие, произошедшее в жизни («не могу молчать!»); 3) планом творческой деятельности учреждения культуры.

Второй этап. Разработка проекта программы.

На этом этапе происходит определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.

Исходя из выявленной проблемы, формулируется тема, определяется жанр программы. Затем проводится сбор необходимой информации, документального материала, средств художественной выразительности. Необходимо также разработать смету расходов на проведение программы.

Третий этап. Работа над сценарием. Выбор ведещего.

Организаторам следует помнить, что информационно-дискуссионные программы предполагают, как правило, каркасную разработку формы, рассчитанной на конкретного ведущего – автора программы, а строгая периодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системно воздействовать на развитие культурных интересов зрителей. Замысел программы требует однажды выбранную форму использовать наиболее полно не только через поиск выразительных средств или обновление самой формы, а через поиск неординарного содержания, участников – героев программы, разработку «острых» вопросов, умелого и убедительного комментария к ним. Личность ведущего, способная импровизировать, становится важным условием успеха, создавая неповторимый имидж подобных программ.

Четвертый этап. Работа с «реальным героем». Разработка интервью-беседы с реальным героем.

Содержание информационного материала легко и доходчиво воспринимается, когда оно исходит из уст человека, причастного к непосредственно обсуждаемым событиям. Организаторам необходимо позаботиться о том, чтобы найти такого человека (“реального героя”), т.к. его участие придаст программе необходимую эмоциональную насыщенность и незабываемый колорит.

Интервью-беседа успешно используется в тех случаях, когда “реальные герои” могут:

рассказать о своих успехах и достижениях, т.е. о своем опыте в решении важных задач современности;

проинформировать о предстоящих событиях (семинарах, коонференциях, гастролях, выставках и пр.);

прокомментировать подробности тех или иных прошедших мероприятий, проанализировать и дать им свою оценку.

Иногда в качестве “реального героя” может быть приглашен герой с негативным социальным опытом (попавший в трудную жизненную ситуацию, бывший наркоман, алкоголик и т.п.), история которого может стать поводом для обсуждения, подкрепления определенной точки зрения, выявления типичного в данном примере, обобщения тенденций общественного бытования на основе логических выводов “от частного к общему”.

Интервью ценно глубокой осведомленностью лица, имеющего к поставленному вопросу прямое отношение. Основное достоинство интервью-беседы заключено в его злободневности, деловитости, общественной значимости.

При проведении интервью ведущему необходимо соблюдать следующие условия: четко осознавать цель его проведения; конкретно и грамотно формулировать обсуждаемые вопросы (при этом содержание вопросов должно давать простор для размышления по существу обсуждаемой проблемы).

Структурное построение интервью-беседы предполагает:

вступительную часть (вводит в содержание разговора по предложенной теме);

пять-шесть вопросов, раскрывающих содержание темы беседы;

краткие выводы ведущего.

Пятый этап. Информирование аудитории о программе (разработка афиши, пригласительного билета и пр.). У всех средств рекламирования информационно-дискуссионной программы – одна цель: возбудить интерес к программе, вызвать у возможно большего числа посетителей учреждения культуры желание участвовать в обсуждении социально значимых проблем, хорошо подготовиться к нему. Далеко не последнюю роль играет тут пригласительный билет, его содержание и художественное оформление.

Полезными в этой связи являются организуемые библиотекой книжные выставки, списки рекомендуемой литературы. Практикой работы подтверждена необходимость умелого сочетания информационно-дискуссионных программ с другими формами воспитательной деятельности учреждения культуры – демонстрацией кино-, видеофильмов, сатирических газет и пр., которые предшествуют предстоящему обсуждению проблемы.

Шестой этап. Репетиция программы. Художественное оформление сценической площадки, ее техническое оснащение.

Специфика сценария информационо-дискуссионной программы (как правило, его каркасная разработка – в зависимости от жанра) обусловливает и особенности репетиционного процесса. Чаще всего проводятся “прогоны” программы с использованием технических средств при демонстрации видеороликов, слайдов и т.п., мезансценирования (определение места расположения ведущего при его взаимодействии с предполагаемой аудиторией, гостями программы и т.д.). Однако некоторые жанры информационно-дискуссионных программ (тематические вечера, гостиные, устные журналы и др.). предполагают более тщательную репетиционную работу.

Седьмой этап. Проведение программы. Анализ проведенной программы и выработка рекомендаций.

Существенным этапом алгоритма разработки информационно-дискуссионной программы является ее критический разбор. Подводятся итоги программы, анализируются выводы, к которым подошли участники спора или обсуждения, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы дискуссии. Подробно рассматриваются выступления полемистов (обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий). Оценивается активность аудитории, умение ведущего взаимодействовать с ней. Определяется правомочность приглашения в программу «реальных героев», эффективность использования тех или иных средств выразительности. Выясняется, насколько удалось решить поставленные задачи, если есть возможность – изучается, какой общественный резонанс получила проведенная программа.

Таким образом, информационно-дискуссионная деятельность обладает широкими образовательно-воспитательными возможностями. При умелой ее организации информационное содержание информационно-публицистических программ, диспутов, дискуссий оказывается насыщенным ситуациями, фактами, примерами, требующими активного отношения личности к обсуждаемым проблемам. Человек включается в поиски новой информации и в рамках участия в различных жанрах информационно-дискуссионных программ анализирует, сравнивает, открывает ранее неизвестное, принимает участие в создании субъективно новых информационных ценностей, активно вмешивается в жизнь с целью ее позитивного изменения.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебнгик / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 139 с.

2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. – М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1998. – 248 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеолог. выражений / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

4. Организация и проведение единых дней информаирования и информационных часов в учреждени образования “Белорусский государственный университет культуры и искусств”: метод. рекомендации / сост. Н. В. Ершова. – Минск: Белор. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 31 с.

5. Самерсова, Н. В. Воспитание в процессе экологической деятельности: пособие / Н. В. Самарсова. – Минск: Беларус. навука, 2005. – 232 с.

6. Словарь прикладной социологии / [сост. К. В. Шульга; редкол.: Г. П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. – Минск: Изд-во “Университетское”, 1984. – 317 с.

7. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. – 2-е изд. – М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. – 296 с.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Сформулируйте цель и задачи информационно-дискуссионной технологии. В чем ее назначение и специфика?

2. Что означает педагогическая направленность информационно-дискуссионной деятельности?

3. Каким образом формируются субъект-субъектные отношения в процессе информационно-дискуссионной деятельности?

4. Охарактеризуйте основные принципы организации информационно-дискуссионной деятельности.

5. Что такое информация? Какие существуют виды информации?

6. К какому уровню информации относится сообщение о предстоящем концерте? Приведите пример телевизионной аналитической программы.

7. Назовите основные признаки социальной информации и прокомментируйте их.

8. Какие существуют средства формирования содержания информационно-дискуссионных программ?

9. Раскройте классификацию методов информационно-дискуссионной деятельности?

10. Какая существует взаимосвязь между организационными и методическими формами информационно-дискуссионной деятельности

11. По каким критериям можно классифицировать информационно-дискуссионные программы?

12. Назовите жанры информационно-дискуссионных программ, приведите примеры телевизионных программ каждого жанра.

13. Сравните информационно-дискуссионную программу учреждения культуры и телевидения. Определите общие и специфические черты

14. Приведите примеры использования метода иллюстрирования в информационно-дискуссионных программах.

15. В чем особенность структуры информационно-дискуссионной программы? Назовите структурные компоненты программы.

16. Назовите основные этапы работы над созданием информационно-дискуссионной программы и охарактеризуйте их.


ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

На протяжении многих десятилетий клубы по интересам и любительские объединения при учреждениях культуры остаются любимыми и популярными местами общения и проведения досуга населения. Об этом свидетельствует статистика (например, в 2012 году количество клубных формирований в Республике Беларусь превысило 25700 единиц, объединив 285 000 участников, при этом около 70% составили коллективы художественного творчества). Именно деятельность клубных формирований (в том числе любительских и фольклорных коллективов художественного творчества, студий, кружков, клубов по интересам) обеспечивает стабильность развития народного творчества в нашей стране.

Понятие «любительское объединение», «клуб по интересам»

Перед рассмотрением непосредственно технологии создания и организации любительских объединений целесообразно обратиться к истории и краткой характеристике основных понятий данного раздела. Понятия «любительский коллектив» и «клуб по интересам» в педагогике социально-культурной деятельностирассматриваются какспособы организации свободного времени человека, при этом терминологически они различаются. Как культурологические и педагогические феномены «любительское объединение» и «клуб» представлены в работах Е.И. Григорьевой, Б.В. Куприянова, Л.Л. Новиковой, Е.И. Смирновой, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Г.П. Щедровицкого.

Заимствованное в середине XVIII века в русский язык из английского слово «клуб» означало «объединение людей». В Большом энциклопедическом словаре находим «клуб (англ. club) – общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и другими интересами [8][1].

Отметим, что у славян еще до ХVІІІ века было слово «клуб» – оно образовалось из старославянского «клубок», означающего «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар», при усечении суффикса. Общим в старославянском и английском определениях «клуб» является единство, сплоченность (единый «шар»). Именно в этом значении (клуб есть группа людей) мы и будем употреблять этот термин в дальнейшем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.