Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа исследования 3 страница




План индивидуальной реабилитации включает комплекс целей, задач и мероприятий по реабилитации ребенка с учетом его возрастных и личностных особенностей, степени дезадаптации, направленных на решение трудной жизненной ситуации, по следующим направлениям:

- защита прав ребенка и оказание социальной помощи (оказание содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетнего; решение правовых, в том числе, жилищных проблем, осуществление социального патронажа несовершеннолетнего и т.д.);

- бытовая реабилитация;

- медицинская реабилитация (организация планового медицинского обследования и лечения);

- социализация и интеграция ребенка в социум (восстановление утраченных и завязывание новых социальных связей, содействие подросткам в профессиональной ориентации, получении образования и в трудоустройстве);

- психологическая реабилитация и коррекция, восстановление личности ребенка (развитие ребенка в соответствии с возрастными нормами, преодоление нарушений поведения, формирование позитивной установки на учебу и труд, на разрешение конфликтов со сверстниками и взрослыми);

- реабилитация в сфере учебной деятельности (мероприятия по включению дезадаптированного ребенка или подростка в систему обучения в массовой или специализированной школе; оказание репетиторской помощи в подготовке домашних заданий; обучение по индивидуальным программам);

- нравственное становление личности. Нравственный компонент плана нацелен на формирование целостного ядра, воспитание таких положительных качеств, как уважительное отношение к взрослым, любовь к родителям, неприязнь к порокам, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, любовь к чистоте и порядку, трудолюбие, желание учиться, воспитание семейных ценностей, умение прощать и т.д. Все эти качества необходимы для формирования личностного нравственного ядра ребенка, создание условий для переосмысления своей ситуации и построение им самим дальнейшей жизненной перспективы;

- восстановление связей ребенка с семьей (осуществление розыска его родителей или лиц, их заменяющих, розыска братьев, сестер, иных близких родственников; помощь в восстановлении внутрисемейных связей, подготовка ребенка к возвращению в семью или устройству в приемную семью);

- мероприятия по реабилитации семьи.

Социальная реабилитация семьи представляет собой систему профессиональных, педагогических, психологических и др. мероприятий, направленных на возвращение дисфункциональных семей к социально приемлемому, т.е. соответствующему общественным нормам образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи.

По каждой намеченной цели определяются сроки и ожидаемые результаты, а также индикаторы, позволяющие определить достижение данного результата. Разрабатываются и закрепляются в плане способы включения детей и подростков в разнообразные виды деятельности, а также формы сотрудничества со специалистами других организаций для решения наиболее сложных проблем.

При постановке целей используется метод переформулирования проблем – трансформирования проблемного поля в целевое пространство.

Требования к целям:

- они должны быть реалистичными;

- они должны быть согласованы (не противоречивы);

- они должны быть достижимыми;

- они должны учитывать социальное окружение ребенка (семьи);

- они должны соответствовать интересам ребенка, чтобы ребенок готов был исполнить намеченное.

План взаимоотношений целесообразно закрепить письменным договором о сотрудничестве и о наделении сторон определенными правами и обязанностями или полномочиями в отношении друг друга. В договоре оговариваются организационная и содержательная стороны работы с ребенком и другими членами семьи. Цель договора – разъяснение различных аспектов и условий работы с семьей, формирование представления у родителей о специфике этой работы и своей роли в процессе реабилитации.

5. Реализация плана индивидуальной реабилитации

В социально-реабилитационном центре организуются мастерские для обучения детей необходимым трудовым навыкам. Работа мастерских, проведение праздников, посещение музеев и театров – не только форма занятости детей и взрослых, но и необходимое условие создания атмосферы творческого сотрудничества детей и взрослых, формирование единого реабилитационного пространства.

Групповая работа в Центре строится из индивидуальных особенностей воспитанников и должна учитывать:

- периодическую смену контингента детей;

- разновозрастный состав группы;

- различия по уровню интеллектуального развития;

- различия в степени социальной дезадаптации;

- причины различных проблем детей;

- состояние соматического здоровья каждого ребенка;

- динамику изменения состояния каждого ребенка;

- срок пребывания в социально-реабилитационном центре.

Предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент – наличие ранее сложившегося коллектива детей и взрослых, с которым новичку приходится взаимодействовать. В коллективе происходит дополнительная социализация и восстанавливаются навыки социальных контактов. В целом, формируется воспитывающая среда, происходит лечение обстановкой.

Выбор методов и форм воздействия на ребенка и семью зависит от конкретной жизненной ситуации, ресурсов семьи, специфики учреждения, опыта работы и профессионализма персонала.

Как правило, реализация поставленных целей позволяет сформулировать новые цели. Поэтому после выполнения плана реабилитации необходимо оценить итоги проделанной работы, провести диагностику состояния ребенка и определить, возможно ли продолжение реабилитационной работы в рамках данного конкретного учреждения/ программы или необходимо завершить реабилитационный процесс и продолжить реабилитацию в рамках других программ.

Все данные о ребенке заносятся в реабилитационную карту.

6. Подготовка ребенка к жизнеустройству

На этом этапе проводятся мероприятия, подготавливающие ребенка и его семью к завершению совместной работы. Производится закрепление позитивных изменений в развитии ребенка. Подготавливаются необходимые заключения, характеристики, рекомендации службам последующего сопровождения ребенка, другие документы. Производится оценка эффективности реабилитационного процесса. Выбор той или иной форм устройства ребенка определяется, исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения.

Приоритетное право на воспитание ребенка в семье закреплено в ст.54, 55, 123 Семейного Кодекса РФ. В Комментарии к Семейному Кодексу подчеркивается: «Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и здоровья) на полное государственное обеспечение. Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется, исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения…»

Поэтому, в первую очередь, определяется возможность и перспективы возвращения ребенка в родную семью, затем воспитание ребенка родственниками, после этого изучается возможность воспитания его в опекунской или приемной семье. И только в случае невозможности устройства ребенка в семью, ему подбирается сиротское учреждение.

Если возвращение в родную семью не представляется возможным, проводится работа по устройству ребенка под опеку или в приемную семью. При подготовке ребенка к переводу в сиротское учреждение особое внимание уделяется возможностям дальнейшей поддержки подростка. Желательно, чтобы к моменту перевода из приюта, у ребенка появились надежные друзья – люди, которые могли бы навещать его, доверительно общаться, поддерживать в трудные моменты жизни.

На стадии подготовки к последующему устройству ребенка чрезвычайно важно понять ресурсы его будущего окружения, оценить полноту исполнения родительских функций в семье, прогнозировать возможные трудности, разработать желаемую тактику по разрешению проблем. Пусть и не с такими катастрофическими цифрами по уровню распространенности, как в африканских странах, но все же в Российской Федерации остро стоит проблема развивающейся эпидемии ВИЧ/СПИДа. Подводя итог, можно заключить, что проблема профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в России заявлена, но не является приоритетной, и часто финансируется по остаточному принципу, о чем свидетельствует государственный бюджет и его распределение. Оказываемую помощь можно условно разделить на государственную и негосударственную. Городским Центрам по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, которые в большинстве городов представляют собой основное медицинское учреждение, предоставляющее услуги и помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, более присуща работа в сфере диагностики и выявления заболеваний, назначения препаратов, АРВ-терапии и другого - в общем, оказание перечня услуг медицинского характера.

В то время как социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным людям, их семьям и так называемым лицам группы риска находится преимущественно в руках негосударственных организаций, число которых продолжает увеличиваться. Основные виды деятельности негосударственных организаций в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа связаны с информацией, профилактикой ВИЧ-инфекции в группах рискованного поведения, первичной профилактикой среди молодежи, оказанием медико-социальных услуг представителям групп рискованного поведения (прежде всего, потребителям инъекционных наркотиков, работникам коммерческого секса), оказанием помощи людям, живущим с ВИЧ, и их близким, юридическое консультирование.

 

На мой взгляд, объединение этих двух основных сторон оказываемой помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, чрезвычайно проблематично в рамках одной структуры. Рациональнее было бы предположить, что ею могла бы стать система государственной медицинской помощи, но характер работы персонала накладывает отпечаток - часто услуги формальны: они качественны, но не глубинны с точки зрения человеческих отношений. Некоммерческие организации, работающие в сфере поддержки ВИЧ-инфицированных, четче ориентированы на построение именно доверительных и эффективных межперсональных взаимоотношений, которые выступают залогом оказания психологической поддержки необходимой глубины. Поэтому логичным было бы структурирование и налаживание конкретной и действенной системы взаимодействия и взаимопомощи между государственными и негосударственными организациями.

Глава 3. Прикладное социологическое исследование на тему: « Медико-социальная помощь ВИЧ-инфицированным в Санкт-Петербурге»

Прикладное социологическое исследование на тему: «Медико-социальная помощь ВИЧ-инфицированным в Санкт-Петербурге» (на примере СПб ГУЗ «Санкт-Петербургский Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», СПб ГУЗ «Специализированный Дом ребенка №16 (психоневрологический)» и реабилитационный центр для ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних МОБФ «За здоровое поколение на пороге XXI века»»).

Обоснование проблемы: Развитие современного российского общества можно охарактеризовать не только преобразованиями в системе экономики, политики, права и социальной сферы жизни людей, но и распространением опасных заболеваний, угрожающих общенациональному здоровью. Одним из таких заболеваний является ВИЧ-инфекция. По данным Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в течение 2013 года было выявлено 79 728 новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией, в том числе более 7 444 ВИЧ-инфицированных детей. Умерло за данный период 22 387 ВИЧ-инфицированных. В последнее время в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается некая стабилизация в распространении эпидемии ВИЧ, но рост численности носителей инфекции растет. Специалисты связывают это, прежде всего, с увеличением продолжительности жизни людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, благодаря применению своевременной и эффективной антиретровирусной терапии. Учитывая то, что в течение последних лет происходят серьезные сдвиги в половозрастной структуре ВИЧ-инфицированных (увеличивается количество людей, принадлежащих к экономически-активной, трудоспособной части общества), можно говорить не только об угрозе национальному здоровью, но и о возможных экономических и демографических последствиях для страны.

В этой ситуации вопрос качества жизни ЛЖВС приобретает особую значимость и актуальность, а задача создания эффективной системы медико-социальной помощи данной целевой группе становится одной из приоритетных задач социальной политики.

Объект: ВИЧ-инфицированные жители Санкт-Петербурга и специалисты, работающие в сфере ВИЧ-медицины.

Предмет: оценка предоставляемой системы медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным в Санкт-Петербурге.

Цель: изучение потребностей людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в Санкт-Петербурге, оценка эффективности оказываемой помощи, разработка рекомендаций государственным и негосударственным учреждениям и организациям, работающим с ВИЧ-инфицированными людьми, для увеличения эффективности и результативности профессиональной деятельности в области предоставляемой медико-социальной помощи ЛЖВС.

Задачи:

  1. Сформировать представление об отношении, суждениях ВИЧ-инфицированных людей по поводу существующей системы медико-социальной помощи.
  2. Изучить деятельность государственных и негосударственных учреждений, работающих в сфере ВИЧ-медицины.
  3. Проанализировать существующую на данный момент времени систему оказываемой медико-социальной помощи для взрослых и детей, живущих с ВИЧ/СПИДом в Санкт-Петербурге.
  4. Выявить негативные тенденции в системе предоставляемой помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным взрослым и детям.
  5. Сформулировать рекомендации по улучшению и совершенствованию профессиональной деятельности в области оказываемой медико-социальной помощи ЛЖВС.

Гипотеза: В вопросе оказываемой медико-социальной помощи в настоящее время сложилась сложная ситуация, которая характеризуется наличием различных позиций и видений ситуации. Существует отчетливое противоречие между постоянно улучшающейся и развивающейся профессиональной деятельностью в области оказания услуг ВИЧ-инфицированным взрослым и детям, о чем свидетельствуют доклады государственных учреждений, с одной стороны, и регулярно проводимых акциях сообщества ЛЖВС, озвучивающих ряд перманентных трудностей и проблем на пути получения гарантированной государственной медико-социальной помощи, с другой.

Генеральная совокупность: исследование разделено на два этапа, поэтому и генеральная совокупность представляет собой две «подсовокупности» - 1) ВИЧ-инфицированные жители г. Санкт-Петербурга, вне зависимости от возраста и пола, являющиеся реальными и потенциальными потребителями услуг системы медико-социальной помощи; 2) специалисты государственных учреждений г. Санкт-Петербурга, работающие в сфере ВИЧ-медицины, а также сотрудники негосударственных организаций, оказывающие помощь и поддержку людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Выборочная совокупность:

1) «квотная» - выборочная совокупность (сформированная на основе полученных сведений о пациентах (клиентах) от специалистов учреждений) для определения основного спектра проблем ВИЧ-инфицированных людей. Применялась при анонимном анкетировании пациентов Санкт-Петербургского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (25 анкет) и во время анонимного анкетирования клиентов реабилитационного центра для ВИЧ-инфицированных МОБФ «За здоровое поколение на пороге XXI века» (25 анкет).

2) выборочная совокупность, дающая возможность выявления достоинств и недостатков существующей на данный момент времени государственной и негосударственной системы медико-социальной помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Три глубинных нестандартизированных интервью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.