КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психографические особенности
Людей можно объединять не только по демографическим и социаль Подобное сходство во вкусах и предпочтениях, отмечаемое у столь разных людей, заставляет исследователей думать, что во многих случаях психографическое сегментирование потенциальной аудитории имеет исключительно большое значение, особенно при делении рынка так назы ваемых продуктов-символов (т.е. товаров, приобретаемых с целью демонстрации статуса, — напитков, сигарет, одежды, автомобилей и т.д.). К сожалению, классификация потребителей по их психологическим характеристикам — гораздо более сложная и трудоемкая задача, нежели деление по демографическим и географическим признакам. Такой информации не найти в статистических справочниках, ее приходится собирать по конкретному поводу с помощью специально подготовленных тестов. Так, например, полвека назад А. Полиц установил, что при схожих других показателях люди, любящие рисковать, чаще покупают сложную бытовую технику (фритюрницы, кондиционеры и пр.), нежели их более осмотрительные соседи, коллеги и друзья1.
Чаще всего подобное сегментирование осуществляется по образу жиз Исследования доказывают, что людям с различным образом жизни, мыслей и ценностной системой, независимо от их сходства по другим показателям, необходимо отправлять различные по форме и содержанию рекламные послания. Так, например, автомобильная компания Nissan, исследуя отношение собственников автомобилей к данному типу транспортных средств, установила, что их настоящие и потенциальные клиенты четко делятся на шесть разных типов: технократы (люди, которые любят водить машину и в ней «копаться»); эпикурейцы (предпочитают стильные, элегантные спортивные автомобили); пуристы (любят машины и получают удовольствие от вождения, но скептически относятся к утверждениям рекламистов); функционалисты (предпочитают практичные консервативные модели); домоседы (не любят ездить и прежде всего ценят безопасность автомобиля); негативисты (воспринимают машину как неизбежное зло)4. Конечно, располагая такими данными, фирма будет предлагать каждой (или отобранной) группе соответствующий автомобиль и представлять его в своем рекламном послании соответствующим же образом. Но даже близкие по «духу» и по положению люди при покупке определенного товара или услуги руководствуются различными психологическими мотивами, которые рекламист может положить в основу представления продукта на рынке. Интересным представляется подход корпорации Quidel Corporation1, производящей различные медицинские препараты для домашнего пользования, включая тесты на беременность. Ее фирма предлагала, используя два совершенно разных подхода и даже две совершенно разные упаковки (при том, что сам продукт внутри был один и тот же), «эксплуатируя» различия в ожиданиях и страхах женщин во время желанной и нежеланной беременности.
Среди психографических особенностей отмечают: жизненный уклад, Жизненный уклад. По жизненному укладу потребителей можно классифицировать следующим образом: • преуспевающие, • приспособленцы, • экспериментаторы и т.д. • Характер. С точки зрения характера группы людей можно представить; так: • общительные, • независимые, • апатично-индифферентные, • самодовольные, • беспокоящиеся, • модники и т.д. Эти особенности также можно использовать при разработке рекламы. Так, например, «независимые» менее, чем «общительные», подвержены эмоциональному воздействию. Покупательское поведение Очень часто осуществляется сегментирование и по потребительскому поведению в отношении определенной торговой марки или продуктовой категории, для чего проводятся систематические исследования. Основными показателями, по которым осуществляется такое деление аудитории, являются особенности потребления конкретного продукта, лояльность марке и искомые преимущества товара. Особенности потребления продукта обычно определяются по тому, какой тип и какую марку предпочитают потребители, с какой интенсивностью (как часто и/или в каких количествах) ее покупают и в каких ситуациях. Конечно, все это учитывается при составлении текста рекламы. (Иногда, когда нет подходящих маркетинговых исследований, встречается и иной подход: рекламисты целенаправленно ситуализируют потребление продукта. Например, пиво «Старый мельник» представляется как напиток для тихого отдыха после хорошо сделанной работы, а «Клинское» — как напиток для веселых тусовок.)
Величина этих сегментов у каждой марки в разных рыночных ситуациях будет разной, она не может иметь постоянного количественного измерения. Но есть общеприменимые закономерности, которые могут быть успешно использованы в процессе создания рекламного текста. Потребителей можно поделить и по искомым ими преимуществам в том коящимся за целость и сохранность своих средств при этом способе управления финансами, а в другом случае банк может адресовать свое предложение людям, превыше всего дорожащим своим временем, которые таким образом получают возможность сократить временные потери, неизбежные при оффлайновых банковских операциях. При этом каждая из названных групп скорее всего обращается к разным медиапродуктам. В целом, как было указано, потребителей обычно классифицируют по активности потребления, по приверженности торговой марке, по степени использования товара, по опыту потребления. Активность потребителей. Среди потребителей выделяются две группы: • активно потребляющие товар, • потребляющие время от времени. Потребителей также делят по их готовности к совершению покупки на «горячих» (готовых совершить покупку), «теплых» (обдумывающих возможность покупки) и «холодных» (тех, кто о подобной покупке и не помышляет). У всех у них разное поведение. «Горячие» клиенты, осознавшие необходимость (или неизбежность) совершения некой покупки, нередко целенаправленно собирают сведения по конкретной продуктовой категории, прежде чем сделать свой выбор. Они — самые активные потребители не просто рекламной информации, а подробной и исчерпывающей рекламной информации. Особенно подходящими носителями в таких случаях для них являются рекламные издания и Интернет, предоставляющий исключительно подходящие условия для поиска информации. «Теплые» клиенты не так активны, но они достаточно открыты к восприятию новых и разнообразных сведений об определенной категории товаров или услуг. «Холодным» же клиентам не интересна информация о продукте, и в общем случае они не станут уделять внимание изучению соответствующего рекламного сообщения, но на них можно воздействовать по-другому: посеяв зернышко симпатии к продукту, которое впоследствии может развиться в осознанный интерес.
Приверженность торговой марке. С точки зрения приверженности (лояльности) торговой марке покупатели классифицируются как: • приверженные, • неприверженные. Приверженные покупатели приобретают конкретную марку товара. Неприверженные же зачастую покупают несколько торговых марок или В некоторых случаях эффективнее будет реклама, направленная на удержание постоянных активных потребителей, а в других — реклама, нацеленная на привлечение новых или «колеблющихся». Степень использования товара. С точки зрения готовности людей к восприятию новых продуктов их можно поделить на пять категорий1: • новаторы (2,5% потребителей — люди, склонные к риску); • ранние последователи (13,5%, они обычно являются лидерами мнения в своем кругу общения); • раннее большинство (34%, они обычно совершают покупку раньше среднестатистического потребителя, но после продолжительного обдумывания); • позднее большинство (тоже составляет 34% — люди, выжидающие, пока о продукте не сложится общественное мнение); • отстающие (16%, жесткие противники перемен, нередко они принимают продукт только тогда, когда он начинает сходить с рынка, уступая место новому, более совершенному товару). Опыт потребления. Важным является также и деление покупателей по опыту потребления: • покупающие впервые, покупающие на основе предыдущего опыта Покупающие впервые и покупающие на основе предыдущего опыта обычно имеют различные приоритеты в характеристиках товара. Соответственно, эти две группы будут вести себя по-разному. Восприятие действительности. При обращении к потребителям важно понимать, что, с одной стороны, все люди наделены одинаковыми чувствами и в целом играют примерно одинаковую роль1. Но с другой — каждый отдельный человек сильнее всего реагирует на одно определенное чувственное раздражение, которое ему дает возможность лучше и понять предмет, и запомнить его. По определенным видам восприятия людей разделяют на три типа: а) зрительный (визуальный), б) слуховой (аудиальный), в) двигательный (кинетический). основном с помощью конкретных зрительных образов. Для людей этого типа стоит делать рекламу, основанную на визуальных элементах. В тексте для него наиболее информативны описывающие действительность слова. Глаголы: «видеть, сверкать, блестеть» и т.д. Наречия: «бело, прозрачно, тускло» и т.д. Прилагательные: «красный, тонкий, маленький» и т.д. Слуховой тип ориентирован на аудиовосприятие, связанное с движениями и речью. Для такого типа людей будут подходящи такие слова, как «тихий/громкий, свист, болтовня, мурлыкать, бормотать, орать» и т.д. Двигательный тип ориентирован на восприятие с помощью ощущений и чувств. Для таких людей свойственны слова: «острый, тяжелый, хватать, касаться, прижаться» и т.д. Для каждого из этих трех типов можно создать отдельный наиболее подходящий рекламный текст. Можно попытаться и в одном тексте обратиться сразу ко всем трем типам: «Посмотри... Услышь... Прикоснись...» Можно обращаться к разным людям через различные же чувства: через зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. Примеры обращения через зрение: «Только взгляните на формы этого автомобиля. *Вы будете наслаждаться видом из окна...»' * Смотрите, как это красиво...» . Через обоняние: «Волнующий аромат новых духов...» <s Хотите ощущать запах настоящего деревенского воздуха, свободного от в ЮПНЫЛ газов U городской грязи?..» «Экзотический запах...» Через осязание: «Мягкая на ощупь... >. «Прикоснитесь к этим настоящим дубовым перилам и кленовым панелям,..* «Этот руль тан приятно держать в руках...» Через вкус: «Вкус этого вина невозможно спутать ни с каким другим...» «Какие сочные шашлыки можно жарить прямо во дворе на этом специа,чьн, мангале...» «Прохладный коктейль будет необыкновенно вкусен на берегу этого тепле моря...» Через слух: «Даже на скорости шестьдесят и более миль в час самый сильный звук в са^ ■ не нового автомобиля «Роллс-Ройс» исходит от часов». «В этом доме вы будете просыпаться под пение птиц...» <?Слышите, как радуются дети ваших соседей, получившие в подарок...*
После окончания сегментирования копирайтеру необходимо составить ветствующих демографических, социальных, психографических и покупа-тельско-поведенческих характеристик. Нужно реально представить себе человека-покупателя. Чем больше характеристик рекламист подберет к своему потребителю, тем точнее получится его портрет. Усилия же по определению своего конкретного покупателя обязательно дадут понимание основных позиций разрабатываемой рекламы.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |