Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямое изложение




Форма

Идея

Большие идеи — это обычно простые!

идеи.

Д. Огилви

Основная идея всегда соотносится с выбранной рекламной стратеги­
ей. Ее разработка основана на анализе лучших из ранее выбранных ключе­
вых выгод. В работе над ней необходимо преодолеть ряд противоречий,
характерных для потребностей и желаний потребителей. Люди часто стре­
мятся к несовместимым вещам (например, чтобы автомобиль был мощным
и экономичным, чтобы сосиски были из мяса и без холестерина и т.д.). «Ни
одна краска не делает поверхность одновременно и матовой, и глянцевой.

Самые тонкие чулки не могут быть самыми крепкими. Дверь, открывающая­ся вправо, не может открываться влево»1. Задача рекламистов состоит именно в определении, какой из мотивов будет ведущим.

Времени на эту умственную, незаметную со стороны, но весьма напря­женную работу может уйти достаточно много. Жесткой последовательно­сти действий в этом процессе, пожалуй, не существует. Каждый доходит до своих идей по-своему. Можно снова и снова перечитывать информацион­ный перечень. Можно перебирать успешный опыт предыдущих кампаний. Можно вновь и вновь рассматривать товар. Можно изучать публикации, комментарии в рекламоносителе, ища в них подсказку. Можно записывать все ассоциации, приходящие на ум по ходу работы с рекламируемым пред­метом. Можно изучать слова, которыми описывается товар. Можно рас­сматривать временной промежуток, даты публикации рекламы на предмет совпадения каких-либо значимых событий и т.д.

Каким образом идет поиск идеи, не так уж важно. Важно, чтобы она не была оторвана от товара, не стала самостоятельно интересной. Чтобы из­бежать этого, не стоит хвататься за первую пришедшую в голову мысль. В редких случаях она именно то, что нужно. Порой хорошая идея может родиться даже при недостатке информации, интуитивно. И все-таки обычно
первыми в уме всплывают штампы, банальные вещи, то, что лежит на поверхности, то, о чем думают и многие другие работающие над рекламой люди.

Особенно осторожно нужно относиться к идеям, появившимся до ра­боты с информационным перечнем, до знакомства с основными характери­стиками товара, покупателей, рынка.

Всегда полезно набросать, записать десяток мыслей, дотошливо изу­чить каждую на предмет удовлетворения потребностей покупателя, ориги­нальности, убедительности и т.д. И уже затем на основе такого подхода вы­брать самую сильную.

В процессе работы над главной идеей следует стремиться создать об­щий образ рекламы. Образ, на который будут «работать» вербальные и ви­зуальные элементы, — текст и изображения. Процесс создания такого об­раза иногда называют визуализацией или концептуализацией.

Учесть, объединить много различных факторов при разработке глав­ной идеи очень непросто. Но необходимо. Без сильной центральной мысли не будет эффективного текста.

При разработке идеи необходимо иметь в виду не только выгоды по­требителя. Во многом она определяется, как уже говорилось выше, и ха­рактером рекламы — ее рациональностью или эмоциональностью. Соот­ветственно, ставка в объявлении будет делаться на выгоды (существенные отличия от конкурентов) или на эмоциональный настрой (несущественные отличия).

Также важно учитывать и особенности конкретной акции или кампа­нии, стратегические и тактические задачи, вид будущего рекламоносителя, размер сообщения. Так, например, рекламу в целом несложно адаптиро­вать к меньшему размеру, но во время «сжатия» вполне может произойти искажение идеи. То же самое можно сказать и о цвете. Задуманный цвет­ной шрифт произведет иное впечатление, когда его опубликуют в чер­но-белом издании.

На выбор идеи оказывает влияние и технический прогресс. Так, ранее приходилось учитывать, что процесс создания объявления осложняется ручным набором текста, оформительских элементов, фотоформ для иллю­страции. Многие операции проводились в различных местах разными людьми. Ныне все можно делать быстро и в одном месте с помощью на­стольной издательской системы. При этом, однако, не стоит забывать: то, что выглядит хорошо на экране компьютера, совсем не обязательно полу­чится таким же, например, в газете. Технические возможности печати час­то весьма ограничены.

Также звучание профессиональной студийной радиоаппаратуры весь­
ма отличается от звучания домашних радиоустройств.;

Для того чтобы обеспечить эффективность рекламного сообщения, его
следует нацеливать только на одну группу потребителей. Не зря народная;

мудрость гласит: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Однако случается, что рекламисты не прислушиваются ни к другим людям, ни к собственному здравому смыслу. Рекламируют сразу и скрепки, и буль­дозеры. Вместо экономии денег добиваются обратного — аудитория «многоцелевой» рекламы сужается до незначительной. И это подтвержда­ет еще одну народную мудрость: «Не стоит стрелять из пушки по воробь­ям», это неэффективно. Одна аудитория — одна реклама. И одна основная выгода.

Если у рекламной кампании несколько целей, то существует опасность, что единый текст станет чем-то средним, неэффективным для всех целей. Реклама, направленная на достижение одной цели, часто неэффективна для других. Так, например, реклама, достигшая успеха в привлечении вни­мания с помощью страха, зачастую не убеждает потребителей, потому что беспокойство обычно вызывает у людей защитную реакцию. Когда перед рекламой стоит несколько целей, лучше разработать несколько самостоя­тельных сообщений.

При разработке идеи текста следует иметь в виду, что потребитель склонен запоминать из рекламного объявления только одно: либо один сильный довод, либо одну сильную мысль. Поэтому после обработки ин­формации, когда идет выбор основной идеи для объявления, важно оста­новиться на чем-то одном. Как правило, в фундамент будущей рекламы за­кладывается самая сильная выгода, выявленная на предварительном этапе работы. Та выгода, которая эффективно удовлетворяет насущную потреб­ность потенциального покупателя.

В самом тексте могут быть развернуты несколько дополнительных ар­
гументов: покупатели, как правило, приобретая товары, руководствуются
одновременно двумя или более мотивами, причем ведущим для каждого
может быть свой. (Например, пищу люди покупают не только для утоления
голода и для обеспечения необходимых для организма веществ, но и для
получения вкусового наслаждения, при этом желательно, чтобы она не со­
держала вредные/искусственные/генномодифицированные добавки, что­
бы продавалась по разумной цене, а еще чтобы ее дальнейшая кулинарная
обработка не отнимала времени и пр.) Потребители как бы суммируют раз­
личные доводы и принимают решение о покупке, лишь получив на то необ­
ходимое количество оснований. Поэтому в тексте уместно приводить и не­
сколько дополнительных аргументов. Иными словами, главная идея долж­
на быть одна, а поддерживающих ее утверждений несколько. Обычно сильны те идеи, которые в большей степени отвечают интере­сам реципиентов. Считается, что при выборе почти всех «рациональных» товаров главными критериями являются цена и качество, а также их соот­ношение1. Поэтому, если рекламируемый продукт выгодно отличается сво­ей ценой или качеством, именно на это следует делать акцент. Хотя другие рекламные теоретики и практики придерживаются иного мнения. По сло­вам Д. Огилви2, нет нужды представлять товар как превосходящий все ос­тальные на рынке, вполне достаточно, чтобы он был просто хорошим. По­добный подход используется, например, в рекламе зубных щеток Braun — их не описывают как уникальные или лучшие, они просто представлены достаточно серьезно и убедительно:

Многие клинические испытания в известных международных исследователь­ских центрах подтверждают высокую эффективность электрических зубных ще­ток Вгаип.

Их модельный ряд разнообразен, и вы можете выбрать именно то, что нужно вам. руководствуясь функциональностью щеток и их целой.

Все зубные щетки Вгаип работают согласно системе...

В определенных ситуациях цена может быть менее важной, нежели ка­чество. В других ее значение первостепенно. Часто реципиент не заинте­ресуется продуктом и не будет запрашивать по нему дополнительной ин­формации, если в рекламном сообщении не обозначена его цена, т.е. если потребитель заранее не соотнес ее со своими финансовыми возможностя­ми или со своими представлениями о том, сколько должен стоить такой то­вар или услуга. При этом более низкая цена не всегда бывает более при­влекательной. Многие не желают рисковать, покупая дешевые продукты, так как убеждены, что более высокая цена означает и более высокое каче­ство (и ряд примеров из истории рекламы подтверждают данный тезис: продукты Davidoff, история с перепозиционированием виски Chivas Regal в категорию Premium и т.д.). Нередко в рекламе косметических услуг и процедур (похудение, декоративное протезирование и др.) появляется да­же специальное примечание: «Дорого!»

Цена также должна быть увязана с размером упаковки (т.е. с количе­ством). «Семейная» обычно означает много и дешево, маленькая упаковка означает, что она не занимает много места и не испортится прежде, чем кончится, или что специально предназначена для потребления в дороге.

В целом в рациональной рекламе одним из наиболее эффективных на­правлений разработки главной идеи является апеллирование к желанию заработать больше денег и сэкономить.

Таким образом, если у рекламируемого товара есть положительные от­личия в цене или качестве, то лучше делать упор именно на них. Дополни­тельные выгоды можно привести для усиления воздействия.

Если же цена и качество товара примерно одинаковы с конкурентны­ми, то стоит сосредоточиться на подчеркивании других выгод. Опираясь в первую очередь, конечно же, на самые привлекательные для потенциаль­ного покупателя.

В разных случаях хорошими аргументами могут стать сроки исполне­ния заказа, безопасность эксплуатации, гарантийное и сервисное обслу­живание, большой срок гарантии, возможность замены товара, дополни­тельные удобства, местонахождение фирмы, профессионализм служащих, теплая атмосфера в пункте продаж, хорошая репутация продавца и т.д.

В прошлом считалось, что предложение возврата денег в случае не­удовлетворенности покупателей повышает их интерес. Однако сегодня продавцы склоняются к тому, что это не оказывает существенного влияния на потребителей. Подобное заявление скорее воздействует на самого про­давца, придает ему уверенности. Но стоит ли в таком случае заносить воз­врат денег в перечень предлагаемых покупателю выгод? Едва ли.

В рекламе с рациональным подходом слабыми идеями будут те, что оттал-киваются от цвета упаковки или формы товара. В рекламе же, нацеленной на эмоции, когда рациональные выгоды не являются значимыми, такие идеи мо­гут быть вполне уместны. Например, при рекламе недорогих товаров или то­варов с практически одинаковыми техническими характеристиками. В таких случаях могут быть обыграны не только второстепенные детали товара или его упаковки, но и действие, совершаемое с товаром или вокруг него.

Маленьким компаниям лучше сосредотачиваться не на том, как хорош их товар, а на том, в чем он превосходит товары других фирм. Иначе можно спровоцировать спрос на товар, но покупать его будут у более известных, крупных или рекламируемых конкурентов.

Основное преимущество должно быть легко воспринимаемым и понят­ным для всех членов целевой аудитории. Предлагаемую выгоду необходи­мо сформулировать таким образом, чтобы она наиболее эффективно рабо­тала, вызывая ожидаемую реакцию.

И, конечно, при разработке основной идеи не стоит придумывать попу­лярные эстрадные номера, нацеленные на привлечение внимания публики, а не на продажу товара. Также следует избегать самолюбования: на пер- вом месте товар, удовлетворяющий определенные потребности покупате­ля, а не название компании и уж тем более его собственника, решившего таким способом потешить свое самолюбие. Товар не должен конкуриро­вать с продающей его компанией.

При разработке основной идеи важно понимать, что реклама запоми­нается тем сильнее, чем многочисленнее и ярче вызываемые ею в созна­нии читателя ассоциации идей. При создании эффективного текста и ил­люстраций необходимо использовать наиболее сильные ассоциации, те, которые сильнее всего «работают» в сознании потребителя.

При разработке текста важно также избегать напоминания чего-либо не­привычного, легко ускользающего от запоминания. Например, для специали­ста по работе на бирже будут легко понимаемы образы «быки» и «медве­ди» — брокеры, работающие на понижение и повышение акций. Для обыч­ных людей быки скорее ассоциируются с фермой, а медведи бродят по лесам. Человек легче всего ассоциирует все, что попадает в область его зре­ния, с тем, что закрепилось в его сознании ранее. Следовательно, эффек­тивная реклама должна налаживать связи именно с его сложившимися ра­нее представлениями, а не пытаться вытеснить их, заменить их новыми. Это сделать очень сложно, а зачастую попросту невозможно в силу того, что многие ассоциации жизненно важны для человека.

Не стоит давать объяснения женщинам, используя мужские аргументы,

и наоборот, мужчинам — женские, рыбакам приводить доводы охотников, потребителям пива излагать соображения пьющих молоко и т.д.

Если идти этим путем, то придется использовать большое количество

повторов. Например, вдалбливать потребителям, что «джине» и «мали­на» — это не вид брюк и ягоды, а тарифы на мобильную связь. Название тарифа «Джине» происходит от «Jeans». «Джинсы» — это в первую очередь брюки определенного типа. На такой текст обратят внимаие прежде всего те, кому нужны джинсы, а не услуги мобильной связи.

При создании ассоциаций важно идти до конца. Цепь ассоциаций нельзя разрывать, так как в большинстве случае потребитель не сможет са­мостоятельно добраться до конца задуманной копирайтером логической цепочки или вообще сделает неверный, непредусмотренный вывод. Очень опасно использовать сильные ассоциации, уводящие сознание потребителя от самого товара. Особенно часто такое бывает при использо­вании таких мощных тем, как секс, юмор, страх и т.д.

Непредвиденная ассоциация может вызвать у потребителя чувство не­удовольствия, неудовлетворения, которое будет направлено и на рекламу, и на собственно товар. Например, не лучшие ассоциации вызывает рекла­ма обувной торговой компании: «Мы обуем всю страну!»

Для того чтобы избежать нежеланного эффекта, следует соблюдать за­коны ассоциации, основанные на привычной связи, на сходстве и на сораз­мерно возникающих настроениях. Первой в сознании должна всплывать привычная мысль — та связь между предметами или событиями, которая наблюдалась уже неоднократно и повторение которой кажется естествен­ным. Также первой может всплыть ассоциация с предметом или событием, оказавшим на человека очень большое эмоциональное воздействие. Оно может быть присуще как определенной группе людей, так и отдельному ин­дивидууму.

Конечно, копирайтеру не удастся выявить и учесть частные ассоциа­ции, но групповые выявить не так уж сложно.

Пример идеи, вызывающей сильные, уводящие в сторону от предмета рекламы ассоциации.

А вот пример уместной идеи:

Как приклеить слона к потолку?

Если Вы зададите нам этот, вопрос, мы не скажем: *Это невозможно! * Мы лишь уточним, из какого материала сделан потолок. Затем сообщим, ка­кая лента класса VHB поможет решить Вашу задачу. Напомним норму расхода и правила нанесения клейких лент...

Нельзя сказать, что использование образа слона в рекламе клейкой ленты является сильной продающей идеей. Вместе с тем в данном случае такой подход достаточно уместен. Ведь слон ассоциируется с большим размером, с большим весом, который может удержать, конечно, не каждый клей.

Задача коммуникации достигается легче, когда рекламная кампания сосредоточена на простой, четко сформулированной цели. Простота — не­обходимое качество рекламного текста. Объявление, пытающееся сооб­щить слишком много, разваливается, становится неэффективным.

Главная идея должна существенно отличаться от предлагаемого бли­жайшими конкурентами. Кроме того, идее следует быть достаточно сильной, значимой, действительно привлекающей покупателей. Если в рекламе под­черкивается микроскопическое отличие от других товаров, которое потре- битель не в состоянии уловить или не считает важным, то эффект от такой рекламы будет таким же — микроскопическим (что и получилось в одной из реклам автомобиля «Волга», где акцент сделан на новые фары машины).

Одним из самых простых путей выбора основной идеи является адап­тированный повтор уже имевшей успех в предыдущих кампаниях идеи. Но для обеспечения максимальной эффективности в большинстве случаев лучше использовать свежую сильную идею. И не обязательно одну. Так, например, в одной из рекламных кампаний автомобиля «Фольксваген» в первом объявлении упор делался на экономии бензина, в другом — на от­сутствии радиатора, в третьем — на контроле качества в процессе произ­водства и т.д. Иначе говоря, в рамках одной стратегии в разных текстах мо­гут быть реализованы разные идеи, подкрепляющие друг друга.

В соответствии с главной идеей рекламы выбирается форма текста, в которой будет передана информация. Наиболее широко распространен­ные подходы: прямое изложение фактов, повествование, диалог, монолог, интрига.

При прямом изложении фактов текст непосредственно разъясняет
смысл иллюстрации и заголовка. В рекламе просто описывается, что пред­
ставляет из себя товар и как он действует. Характеристики товара при пря­
мом изложении представляются в порядке значимости. Потребителя аргументированно убеждают в необходимости покупки.

Пример прямого изложения фактов:

Авгпомобили в кредит за 30 минут!

Не копи!

Без залога

Без обязательного страхования

Без предоставления справок о доходах

Оформление документов на месте

Ежедневная информация о ценах и наличии автомобилей в салонах -«Авто

мир*

Факты также могут быть поданы в процессе показа, демонстрирующе­го, как товар помогает решать проблемы потребителя.

Текст может принять форму информационного сообщения. В таком случае в нем будут фигурировать слова «состоится», «открывается», «про­водится» и т.д.

Нередко информацию подают в форме инструкции. В таком случае в тексте для потребителя прямо пишется, что он должен сделать. «Хочешь получить... Тогда купи... подсоедини... получи...»

Такой вид подачи благодаря простоте может быть очень эффективен при ориентации на минимум умственной работы потребителя.

Нередко в рекламе используется повелительное наклонение. Например: «Приобретите... и считайте вашу дополнительную прибыль!» Эффективность этой формы подачи зависит от ситуации. Если товар не требует сложной аргу­ментации или он не относится к категории дорогих, то использование повели­тельного наклонения может быть оправданным («Купи за копейку!» — «Лад­но, куплю»). Однако в рекламе дорогих или сложных продуктов такой подход будет неуместен («Купи за тысячу!» — «Подумать надо»).

При выборе повелительного наклонения необходимо помнить о том, что косвенному внушению обычно следуют охотнее, чем прямому. Человек не любит принуждения. Как только его начинают подталкивать к покупке, а он при этом не полностью убежден, нужна ли она ему, в нем зарождается внутреннее противодействие. И чем активнее покупателя толкают, тем ак­тивнее он сопротивляется.

При прямом изложении фактов часто используется предложение вариан­тов. Например: «Семь путей решить вашу проблему. Первый... второй... и т.д.».

Прямое изложение фактов наиболее подходит для промышленной рекламы, а также для рекламы сложных потребительских товаров, т. е. в тех случаях, когда внимание покупателей фокусируется на рациональной аргументации текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.