Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Создание переживаний




И. Метафоры

Выдуманные ресурсы

Иногда мы излишне — и бессознательно — ограничиваем свое про­странство поиска, отдавая предпочтение исключительно реалистичным или реальным переживаниям. В этой связи возникает необходимость стимулирования фантазии клиента.

1.Формулирование воображаемого ресурса

«Какое переживание могло бы способствовать тому, чтобы это не было проблемой? Постарайся основательно пофантазировать».

2.Поиск реального воспоминания

«Хорошо, этого не было на самом деле. Тогда попробуй вспомнить о том, что произошло на самом деле и было похоже на нынешнюю ситуа­цию».

3.Превращение фантазии в «реальность»

Установите, что представляют собой субмодальности реального воспо­минания.

Изменяйте субмодальности выдуманного воспоминания до тех пор, по­ка они не совпадут с субмодальностями реального воспоминания.

4.Использование ресурсов

«Почувствуй, как изменилось твое отношение к прежней проблемной ситуации».

Эффективность данного метода может быть увеличена, если клиент бу­дет извлекать выдуманные воспоминания-ресурсы из различных фаз своей жизни, как будто эти переживания на самом деле имели место. Если ему это удастся, необходимо помочь ему перенести этот опыт на проблемную ситуацию.

Рассказывание историй и анекдотов (метафор) может оказать помощь в поиске ресурсов. Когда клиент находится в состоянии поиска — поиска посредством восприятия проблемы — возможность использования в ка­честве ресурса ассоциаций, вызванных метафорами, значительно повы­шается, особенно в том случае, если метафоры в полной мере соответ­ствуют восприятию проблемы.

1. Создание метафорического контекста

Выберите время, место и действующее лицо рассказа (сказки, описания случая, анекдота, пересказа фильма, книги и т. п.).

2.Определение сути проблемы

Опишите, какую проблему имеет действующее лицо.

Позаботьтесь о том, чтобы эта проблема имела точки соприкосновения с проблемой клиента.

3.Описание неспецифичных ресурсов

Расскажите, каким образом действующему лицу удалось достичь такого состояния сознания, в котором он сумел найти наилучший способ разрешения проблемы (расслабление, творчество, транс и т. п.).

4. Описание специфичных ресурсов

Опишите, как действующему лицу удалось найти и использовать спе­цифичные ресурсы.

Если клиенту тяжело извлекать ресурсы из собственной памяти, можно пойти по пути создания переживаний в повседневной жизни, которые затем могут быть использованы в качестве ресурса. В этом случае необ­ходимо дать клиенту такое задание, которое привело бы его подобным переживаниям. Милтон Эриксон был истинным мастером в подборе учебных заданий подобного рода. Для успешной работы с учебными за­даниями были разработаны различные рекомендации. Ниже мы приво­дим самые простые из них.

1. Определите ресурс

Какой ресурс необходим клиенту?

2. Определите необходимые мысли и необходимые эмоции

Что он будет при этом думать и чувствовать?

3.Определите вытекающее из этого поведение

Что бы он стал делать, если бы он так думал и чувствовал?

4.Дайте задание применительно к этому поведению

Дайте ему задание попробовать вести себя таким образом.

Подобные переживания, действующие в качестве ресурса, можно созда­вать и напрямую. К примеру, методом обыгрывания ситуации. При этом НЛ-Программист сам играет различные роли: родной матери, старшего брата и т. д. Такие воспоминания могут перемещаться в раз­личные периоды жизни человека, подобно выдуманным ресурсам. На­пример: мы обыгрываем такую ситуацию, словно клиент является на­шим другом, которого мы повстречали сразу после какого-нибудь трав­мирующего события. «1942 год, заболоченная местность в Ватерланде. Я иду тебе навстречу. О чем ты хочешь мне рассказать?».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.