Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичная процедура изменения Личностной Истории




 

Ниже мы приводим пример наиболее изученной процедуры: классиче­ский подход, описанный Бэндлером и Гриндером в книге «Из лягушек в принцы».

1.Вызовите неприятные ощущения«здесь и сейчас»

Попросите клиента мысленно вернуться к последнему случаю, когда у него появлялись подобные ощущения. Заякорите эти неприятные ощу­щения: якорь X. Коротко протестируйте якорь X.

2.Используйте якорь X в качестве поискового якоря

Активизируйте якорь X. Попросите клиента вернуться вместе со свя­занным с ним ощущением в то время... «Когда ты испытывал это ощу­щение прежде?».

У клиента начинают появляться специфические воспоминания. Со­ставьте их список.

Каждой извлеченной из памяти ситуации дайте (кодовое) название. Продолжайте работу до тех пор, пока клиент не дойдет до самого ран­него воспоминания об этом ощущении.

Пусть клиент расположит (кодовые) названия ситуаций в хронологиче­ском порядке и по степени интенсивности; все ли из приведенных при­меров связаны с одним и тем же ощущением?

3.Отыщите ресурсы

Найдите один или несколько ресурсов для самой ранней или самой яр­кой ситуации (например, посредством визуально-кинестетической дис­социации клиента в прежнее переживание).

Усильте действие и заякорите этот(и) ресурс(ы) с помощью якоря Y.

4. Протестируйте экологию и эффективность ресурса(ов), включая их в первую и в самую яркую ситуацию из списка. Ресурс(ы) удовлетворяет(ют) требованиям? С какими трудностями вы столкнулись?

Оцените способность ресурса(ов) разрешать проблемы.

5.Если ресурсы удовлетворительны, примените их к двум - трем промежуточным (по времени) переживаниям клиента, а также к самой недавней ситуации.

6.Протестируйте возможность клиента использовать эти ресурсы самостоятельно. Для этого попросите клиента использовать ресурсы применительно к оставшимся ситуациям из списка, не прибегая при этом к активизации якоря Y.

При необходимости попросите клиента использовать ресурсы примени­тельно ко всем остальным ситуациям из списка.

7.Подстройтесь к будущему

«Мысленно представь себе ситуацию, подобную ситуации X, в будущем. Ты сможешь воспользоваться в этой ситуации найденным ресурсом?»

Данный метод работы используется при наличии у клиента относи­тельно контролируемых негативных эмоций. В случае очень сильных эмоций сначала необходимо использовать визуально-кинестетическую диссоциацию, чтобы сделать эмоции управляемыми (см. главу 11, «Визуально-кинестетическая диссоциация»).

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ НА ОСНОВАНИИ РАБОТЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ

 

Ранее мы уже продемонстрировали работу с техникой Изменение Личностной Истории в рамках практического тренинга НЛП. Количество положительных результатов, которых начинающие могут достичь в процессе подобного обуче­ния, просто поражает. За последние десять лет автор обучил данной технике 790 начинающих НЛ-программистов, 40 раз продемонстрировал ее перед группой и примерно 200 раз применил ее в своей практике.

Далее мы приводим некоторые психологические выводы, которые можно сделать на основании широкого применения данного метода на практике.

1. Что такое травматическое переживание?

Изменение Личностной Истории проливает свет на травмирующие пережива­ния. Тот факт, что некоторые люди получают проблемы, связанные с теми переживаниями, к которым другие люди с удовольствием возвращаются, сви­детельствует о том, что слово «травмирующий» относится не к самому пере­живанию, а к невозможности правильно обращаться с этим воспоминанием. Например: преступление, связанное с насилием, является травмирующим пе­реживанием для многих людей, однако у мафиози, воспитанных на подобных преступлениях, подобной проблемы не существует. Говоря терминами НЛП, можно перевести это следующим образом: травмирующее действие проявля­ется из-за неспособности найти верные ресурсы. Наиболее травмирующими являются те переживания, при которых кому-то и после долгих попыток не удается найти подходящие ресурсы, и, в конце концов, эти поиски прекраща­ются. Мы согласны с русским психиатром Вадимом Ротенбергом в том, что прекращение поисков является корнем практически всех психологических проблем. Прекращение поисков лишает человека шанса отыскать решение.

Эмоциональные, новые и неясные события юности имеют самые большие шансы на то, чтобы остаться без ресурсов. И пока отсутствующие ресурсы не найдены и не соединены с травмирующим воспоминанием, воздействие на подобное воспоминание представляется весьма проблематичным. При каждом воспоминании о таком переживании клиент сталкивается с эмоциями, кото­рые являются следствием неуверенности в том, что поиск ресурсов окажется успешным.

Придерживаясь подобной точки зрения, целесообразно рассматривать травматические ситуации в Качестве переживаний, в которых отсутствуют ре­сурсы, и для разрешения которых необходимо помочь клиенту найти недос­тающие ресурсы.

2.Связь между «раньше» и «позже»

Изменение Личностной Истории демонстрирует нам способ, которым наш головной мозг «складирует» и извлекает информацию, а также то, как может осуществляться изменение наших воспоминаний.

Практика показывает, что старая информация может доминировать над новой информацией: то, чему мы обучились раньше, побеждает то, с чем мы столкнулись позже. Поэтому нам часто бывает недостаточно изменить свои нынешние мысли; нам приходится изменять и свои прежние мысли. Чем ста­рее воспоминание, тем больше у него связей с нашим мыслительным аппара­том; чем раньше было осуществлено изменение, тем более глубоким оно бу­дет для чьей-то личности в целом.

Два направления воспоминаний: по ходу времени и против времени Изменение Личностной Истории это изменение воспоминаний. Чтобы иметь возможность изменить воспоминание, сначала необходимо извлечь их из памяти. Доступ к воспоминаниям может быть получен двумя способами ассоциирования: против времени и по ходу времени. При этом мы исходим из того, что каждое воспоминание начинается «здесь и сейчас», чтобы впоследст­вии с помощью процессов ассоциации переместиться в извлеченную из про­шлого информацию. Данная информация впоследствии поступает в распоря­жение «здесь и сейчас». Необходимо подробнее остановиться на различии между «по ходу времени» и «против времени».

(а) По ходу времени: посредством следующих друг за другом в хронологическом порядке представлений.

Большинство психологов рассматривают как само собой разумеющееся тот факт, что мыслительная программа расширяется и дифференцируется с детст­ва. На протяжении нашей жизни мы воспринимаем все больше концептуаль­ных и поведенческих различий.

Для НЛ-программиста очень важно знать, что мыслительные программы имеют друг с другом связи на уровне ассоциаций, которые формируются с течением времени. Ассоциативное направление из прошлого к настоящему соответствует порядку получения последовательных мыслительных представ­лений. Это может осуществляться двумя способами.

С одной стороны, мыслительные программы возникают посредством обу­чения на уровне подсознания. Подобные программы имеют само собой разу­меющийся характер и лишь иногда становятся осознанными; а именно тогда, когда они конфликтуют друг с другом. С другой стороны, мыслительные про­граммы могут быть сформированы посредством вмешательства избирательно­го внимания: это обучение на сознательном уровне. Шаг за шагом мы осуще­ствляем свое программирование.

В отличие от компьютеров, которым для обработки информации постоян­но требуется одно и то же время, человеческий мозг способен работать все быстрее и быстрее. Мыслительные программы со временем работают все эф­фективней, переходя при этом из осознанных в бессознательные. Повторение мыслительных программ способствует значительному упрощению соответст­вующих энграмм. Кроме того, благодаря повторению мыслительные програм­мы избавляются от бесполезных вариаций; в результате остаются только сильные, единообразные мыслительные паттерны, которые работают макси­мально быстро и с минимальным расходом энергии.

Поэтому ассоциация «по ходу времени» может осуществляться чрезвы­чайно быстро, особенно если происходит совершенно бессознательно. Подоб­ные свойства мыслительного аппарата заботятся о том, чтобы люди имели возможность в течение нескольких минут вспомнить определенный момент из своего прошлого, который в действительности длился в течение двенадцати лет. Внушения, которые используются «по ходу времени» в процессе выпадения процедур Изменение Личностной Истории, к примеру, с целью внедре­ния ресурса в чью-то «прошлую» жизнь, как правило, осуществляются в те­чение нескольких минут и не вызывают никаких проблем. Особенно эффек­тивно подобные внушения могут быть использованы в формах работы «личная линия времени» и «линия жизни». Некоторым клиентам бывает дос­таточно внушения «попробуй вырасти снова, используя ресурс». При этом мы часто наблюдаем, как клиент погружается в глубокий транс и постоянно ки­вает головой, демонстрируя согласие. Можно предположить, что несколько небольших кивков головой совпадают с завершением процесса образования новых ассоциативных связей под влиянием добавленного(ых) ресурса(ов). Усмешка на лице и вздохи также кажутся признаками завершения интегра­ции ресурса в воспоминание.

(6) Против времени: ассоциация на основе аналогии.

Извлечение из памяти воспоминаний неизбежно начинается с мыслительного процесса, направленного против времени: ассоциация из «здесь и сейчас» в прошлое.

Путешествуя против времени, человек наталкивается на определенное воспоминание, которое после этого может быть осмыслено «по ходу време­ни». «Да, и тогда пришел греческий рыбак и уговорил нас совершить прогул­ку по воде. Мы плыли вдоль берега Турции, где в этот год была неспокойная обстановка... На следующий день наша лодка взяла курс на север...».

Таким образом, отталкиваясь от определенного представления в «здесь и сейчас», двигаясь при этом против времени, можно достичь определенного пункта в прошлом. Из этого пункта можно снова продвигаться вперед «по ходу времени».

Как уже говорилось в главе 8 («Ресурсы»), поиск на основе аналогий яв­ляется обычным способом, который люди используют при поиске ресурсов. Когда кто-то сталкивается с проблемой, он автоматически начинает искать воспоминание, аналогичное данной проблеме. Как только он обнаруживает подобное воспоминание, выясняется, содержит ли это воспоминание инфор­мацию, которая может быть использована для разрешения проблемы, иными словами, является ли найденное воспоминание ресурсом. Подобный способ поиска ресурсов является, по сути, формой мышления против времени.

4. Возникновение и протекание проблем

Изменение Личностной Истории помогает разрешать проблемы. Наряду с тем эта техника дает представление о том, как проблема возникает и продолжает существовать. При этом закономерен вопрос: Почему происходит так, что кто-то сталкивается с проблемой, начинает искать ресурсы на основании аналогии против времени, но при этом не находит подходящих ресурсов?

Самым очевидным объяснением подобной неудачи является отсутствие поминаний, признаки которых в достаточной степени совпадали бы с признаками проблемной ситуации. Чем специфичней проблемная ситуация, тем меньше шансов обнаружить воспоминания с теми же самыми признаками. В этом случае поиск на основании аналогии не приносит никаких результатов. В результате появляется неразрешимая проблема, сопровождаемая негатив­ным эмоциональным переживанием.

Поиск на основе аналогии НЛ-программисты переводят в поиск соответ­ствий в субмодальностях. Одним словом, разрешение проблемы возможно только в том случае, если имеется Достаточное соответствие между субмо­дальностями репрезентации проблемы и субмодальностями репрезентации потенциального ресурса. Если такого соответствия нет, ресурсы не могут быть найдены.

Часто удается обнаружить достаточное число соответствий, а ресурс при этом не может быть использован. Это можно объяснить слишком быстро про­текающими бессознательными мыслительными процессами, которые могут вмешиваться в осуществляемые процессы поиска. Контролируемые, управ­ляемые и отбираемые мысли появляются в течение процесса, поиска и могут влиять на направление поиска. То же самое относится и к субмодальностям. Ведь подобное вмешательство представляет собой подавление либо усиление определенных субмодальностей, что оказывает влияние на вид аналогии, на основе которой ведется поиск.

Подобные контролируемые и отбираемые мысли относятся к набору чьих-то «рациональных информационных рамок». Эта рациональность состоит из усвоенных, связанных с контекстом критериев, актуальных либо неактуаль­ных в определенной ситуации.

Понимание реальности, актуальности, контекста и информационной рам­ки складывается из огромного множества неосознанных функциональных систем убеждений и ценностей. В процессе поиска ресурсов эти системы ак­тивизируются, чтобы обеспечить использование человеком подходящих суб­модальностей в процессе поиска ресурсов. Одновременно с тем они образуют ограничительный фактор; поэтому огромное число потенциальных (неак­туальных и менее рациональных) ресурсов остается при этом неиспользован­ным.

Одним словом, люди, исходя из своих убеждений, могут осуществлять быстрые процессы отбора, в результате которых определенные ресурсы при­знаются неактуальными либо недостоверными и подавляются.

Поиск ресурсов, осуществляемый в рамках НЛП, разрушает бесполезные рамки поиска, которые клиент использовал самостоятельно; речь идет о под­ключении новых для клиента стратегий поиска. То же самое относится и к отключению бесполезных стратегий поиска. Эриксон видел в отключении ис­пользуемых кем-то систем верований одно из условий успешной терапии; гипнотический транс снижает склонность к осуществлению отбора по досто­верности и актуальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.