Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника моделирования




 

А теперь давайте посмотрим, как технически осуществляется моделирование. Когда речь идет о практике, то сущностью моделирования является: делать, как будто. HJI-программист, занимающийся моделированием, мысленно по­стоянно поступает так, как будто он является другим человеком. Фактически, в НЛП существуют два пути от специалиста к его способности: (а) интуитив­ное перенимание, и (б) кодированное перенимание. Эти два пути являются взаимозаменяемыми и могут чередоваться.

(а) Интуитивное перенимание

Интуитивное перенимание похоже на идентификацию. Оно заключается в том» что НЛ-программист стремится максимально точно перенять манеры поведения специалиста и отожествляет себя со специалистом. НЛ-программист поступает так, как будто он является специалистом, и делает то, что делает специалист. Если специалист начинает глубже дышать, НЛ-программист делает то же самое. Если специалист слегка отводит голову назад, НЛ - программист повторяет это движение, и т. д. Очень точное отражение вербальных реакций специалиста помогают идентифицировать себя с ним. Как только НЛ-программист перенял какую-нибудь способность специалиста он начинает внимательно наблюдать за собой: «Как именно я это делаю?» кодирует это при помощи терминов НЛП. Затем он проверяет, действительно ли он делает это так, как это делает специалист. Отличие от идентификации заключается в том, что через некоторое время НЛ-программист перестает идентифицировать себя со специалистом, то есть идентификация в этом слу­чае происходит в ограниченных рамках способностей и времени.

(б) Кодированное перенимание

Вторым путем является кодированное перенимание. НЛ-программисг наблю­дает за специалистом и кодирует его поведение при помощи терминов НЛП. После этого он перенимает способности специалиста. Возможно, он заметит, что специалист, к примеру, очень часто использует метапрограммы «избегать» и «внутренняя референция». Иными словами, этот специалист уделяет много внимания тому, как быть не должно, что что-то может навредить, чего необ­ходимо избегать и т. п. Кроме того, он очень уверен в своем собственном мнении и своих собственных критериях, и его очень трудно переубедить (внутренняя референция). Выяснив это, НЛ-программист старается макси­мально полно перенять эти две метапрограммы.

Моделирование требует, чтобы специалист повторно демонстрировал же­лаемую способность. При этом тот, кто осуществляет моделирование, должен уметь абстрагироваться от своих собственных внутренних процессов, чтобы его собственное субъективное впечатление не могло «заглушить» моделируе­мые паттерны (процессы, навыки). На английском языке это звучит «going blank slate» («стать чистым листом бумаги»). Наряду с тем НЛ-программист должен уметь «возвращаться в себя», иначе моделирование может превра­титься в «настоящую» идентификацию со всеми вытекающими отсюда по­следствиями. Один НЛ-программист, который однажды моделировал Милтона X. Эриксона, столкнулся с проблемами. Он позволил погрузить себя в глубокий транс и в этом состоянии полностью идентифицировал себя с Эриксоном. Таким образом, ему удалось в рекордный срок освоить навыки гипноза Эриксона. Однако наряду с тем у него появились ревматические симптомы, очень похожие на симптомы Эриксона

Кроме «уметь делать, как будто» моделирование также требует, чтобы НЛ-программист умел определять, в какой именно момент необходимо на­блюдать за специалистом. Специалист, обладающий желаемыми способностя­ми, может быть занят всевозможными делами. Поэтому в процессе моделиро­вания очень важно не собрать слишком много информации. И последнее, но не менее важное: НЛ-программист должен уметь правильно распорядиться он видит, слышит и чувствует; он должен уметь анализировать, кодировать, повторять и перенимать внутренние процессы специалиста.

Переняв какую-либо способность, НЛ - программист может передавать ее другим людям. Для этого необходимо, чтобы он разделил выстроенную мо­дель на управляемые части, а затем эти части перевел в доступные для обуче­ния техники. А для этого ему необходимо знать критерии и типичные внут­ренние процессы своей целевой группы. Он должен получить представление об «усредненном» представителе целевой группы и сравнить его со специалистом. Перенос способностей, как правило, в форме курса или индивидуального тренинга, дает начало новой модели ТОТЕ. Техники постоянно проверяются совершенствуются на основании полученной информации и снова про­веряются. Критерием при этом является следующее: перенос способностей специалиста при хорошем соотношении затраты/выгода. Иными словами: чем быстрее и проще, тем лучше. По сути, при осуществлении переноса часто весьма полезными оказываются техники НЛП. Например, перенос будет эффективней в том случае, если НЛ-программист установит с целевой группой более хороший раппорт и т. д. Кроме того техники НЛП часто необходимы для того, чтобы помочь преодолеть препятствия, с которыми участники группы сталкиваются при обучении способностям. Работа с целевой группой становится причиной нового наблюдения за специалистом или нового разговора со специалистом. Так возникает взаимодействие между тремя полюсам экспертом с его структурой опыта, НЛ-программистом с его моделью и целевой группой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.