Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение за другими специалистами и обратные примеры




 

Наблюдение за другими специалистами

Итак, желаемая способность смоделирована. НЛ-программист умеет делать то, что умеет делать специалист, делая это, разумеется, в своей собственной, не­повторимой манере; он достигает аналогичных результатов. Но что именно смоделировал НЛ-программист? Вполне возможно, что он - наряду с тем, что необходимо для желаемой способности — перенял у специалиста что-то лишнее и ненужное. Возьмем, к примеру, наш предыдущий случай, «чувствовать себя как дома в незнакомой компании». У специалиста были выяв­лены две стратегии, стратегия ориентации и стратегия создания позитивных ожиданий. Стратегия ориентации кажется излишней. От нее нет никакого вреда, но, в действительности, в ней нет и никакой необходимости. Используя только вторую стратегию (нарастающие позитивные ожидания), можно пре­красно научиться чувствовать себя как дома в незнакомой компании.

Для того, чтобы отфильтровывать подобные лишние элементы, НЛ-прог­раммист может использовать три различных пути:

(а) удалить элементы и проверить, не отражается ли это на работе модели;

(б) смоделировать других специалистов и сравнить их с первоначальным специалистом;

(в) смоделировать обратные примеры.

Когда НЛ-программист смотрит на других специалистов, у него сразу же возникает вопрос: Действует ли этот специалист подобным образом, или же он делает все совершенно иначе? Как известно, все дороги ведут в Рим. Мо­гут существовать абсолютно несхожие альтернативные способы успешного проведения презентаций, умения чувствовать себя как дома в незнакомой компании и т.д. Если выясняется, что второй специалист действует совер­шенно иначе, он может быть использован для создания второй модели. Таким образом, НЛ-программист может предложить своей целевой группе различ­ные способы обучения желаемой способности. Зачастую речь может идти о несколько ином варианте желаемой способности, которая имеет несколько иное применение. Если же второй специалист действует подобно первому специалисту, то возникает следующий вопрос. «Что они делают одинаково?».

Что общего в структуре их внутреннего опыта? Эти элементы, очевидно имеют существенное значение.

Наблюдение за обратными примерами

Вторым способом выявления существенных элементов в случайных вариациях является моделирование обратных примеров. Обратным примером являет­ся тот, кто не обладает желаемой способностью либо обладает ею в весьма незначительной степени. Идеальным обратным примером может служить тот кто во всех отношениях похож на специалиста, но при этом не обладает желае­мой способностью. В этом случае возникает следующий вопрос: Что специалист делает иначе, чем обратный пример? В этом, очевидно, и заключается различие являющееся определяющим для обладания или необладания желаемой способ­ностью. В свете вышеизложенных принципов идеальная составляющая модели НЛП должна обладать следующими четырьмя качествами:

(а) если ты это делаешь, тебе это удается;

(б) если ты от этого избавляешься, тебе это больше не удается;

(в) это умеют делать несколько специалистов;

(г) обратные примеры этого делать не умеют.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.