Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система социальной защиты В Италии




Проблемы реформирования социальной сферы в Италии выдвинулись в последнее десятилетие ХХ века на первый план. Этому способствовали такие факторы, как традиционное для этой страны несоответствие в экономическом развитии северных и южных регионов, высокая государственная задолженность, существование теневой экономики. Ощутимым толчком для перемен стали и возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на конвергенцию социально-экономических параметров стран-участниц Европейского союза.

На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешённых вопросов. Одна из основных проблем – историческое различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается в статистике по безработице. По отношению к общему уровню незанятых в Италии (1999 г. – 11,3%) доля безработных на севере страны составляла 7,5% (что приближается к среднеевропейским показателям), на юге – более 20%. Особенно отчётливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социального страхования начинают играть некоторые его виды. Речь идёт прежде всего о пенсии по инвалидности, выполняющей в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения ещё и роль пособия по безработице и социальной помощи.

Характерным для Италии моментом является также более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых среди женщин. Число их в общем показателе безработных составляет 16%, что почти вдвое превышает уровень мужской безработицы – 9%. Уровень безработицы среди молодёжи также достаточно высок – 12,4%[1]. Серьёзной проблемой системы социальной защиты является одновременное существование в экономике плохо социально-гарантированных структур и секторов, где в силу различных обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения, особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Кроме того, к этому также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как “рудиментарная”[2].

Следующей по значимости проблемой является асимметричная структура социальных расходов. Она проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть таких расходов составляет пенсионное обеспечение – 15,4% в ВНП (при среднеевропейском уровне – 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости тратятся сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию (не без основания) иногда называют страной пенсионеров[3]. Проблему значительной доли пенсионеров в общей структуре населения осложняет также неблагоприятное демографическое развитие в стране: средний показатель рождаемости составляет 1,26 ребёнка на семью – один из самых низких в Европе. Рост доли пожилых обуславливается и увеличением продолжительности жизни: в 1997 году число 65-летних составляло 16,7% всего населения.

Есть и хроническая проблема – высокий уровень государственной задолженности (внутренний государственный долг в 90-е годы более чем на 120% превысил валовой национальный продукт), что, естественно, ограничивает финансовую свободу государства в социальной сфере. Характерным для Италии и до сих пор самым большим в Западной Европе остаётся теневой сектор экономики. Около 30% ВНП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, а почти 25% трудящихся заняты в теневой экономике, в то время как занятость в официальном секторе продолжает сокращаться. Всё это, безусловно, сказывается на объёмах инвестирования в социальную сферу.

Новая эра в итальянской социальной политике началась в 1992 году, когда правительство Дж. Амато предприняло шаги к давно назревшей реформе в области социальной защиты. Основные мероприятия затронули систему пенсионного страхования. С одной стороны, предусматривалось постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, с другой – был увеличен минимальный срок страхового стажа до 20 лет. Кроме того, пенсионная реформа была направлена на снижение размера пенсий с 80% до 68% последней оплаты труда.

В последующие годы реформирование пенсионной системы было продолжено. В частности, в новой, предпринятой правительством Ламберто Дини пенсионной реформе предусматривались изменения в методике расчёта пенсий: за основу была принята ориентация не на прежний доход, а на уровень взносов, что в большей степени отвечало принципу эквивалентности и было более похоже на принципы, характерные для добровольного частного страхования. Кроме того, реформа предусматривала постепенное сокращение различий между пенсиями по старости и за выслугу лет, а также возможность более раннего прекращения трудовой деятельности с соответствующим уменьшением размера пенсии.

Основной задачей правительства в социальной сфере во второй половине 1990-х годов была консолидация социального бюджета. Необходимость экономии обосновывалась прежде всего тем, что только благодаря ей была возможна дальнейшая интеграция Италии в Европейский союз. Начатый в 1996 году правительством Романо Проди курс на снижение государственных расходов предусматривал обширную приватизацию государственных предприятий, снижение расходов на образование и здравоохранение. Новая программа была бы заведомо непопулярной и гибельной для любого правительства, если бы она проводилась раньше, однако тогда общественные протесты не приобрели широкого звучания: многие итальянцы понимали, что эти жертвы необходимы для выполнения критериев Маастрихтского договора. Однако, несмотря на курс жёсткой экономии в 1990-х годах, итальянская социальная политика всё же не была нацелена на повышение эффективности социальных мероприятий за счёт снижения жизненного уровня населения.

В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ, начатых правительством в (90-е годы) конце ХХ века. Во-первых, это стремление к созданию наряду с финансовой консолидацией социального бюджета более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением её эффективности. Во-вторых, проведённые пенсионные реформы должны были унифицировать предпосылки для расчёта пенсий в различных отраслях. В-третьих, целевой установкой правительства был переход к активной политике занятости и более активному диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей с целью повышения эффективности воздействия на рынок труда.

Несмотря на то что социальная политика Италии по-прежнему является компетенцией государства, экономический курс Европейского союза всё же оказывает на неё определённое влияние. С одной стороны, ЕС не вмешивается в социальную политику стран-участниц, с другой – его экономический курс косвенно влияет на экономику входящих в него государств посредством установления критериев конвергенции в экономической сфере. Решающее воздействие она оказала на итальянскую социальную политику в начале 1990-х годов, дав решающий толчок реформаторским мероприятиям в социальном секторе. Таким образом, “европеизирование” оказалось важным фактором для проведения социальных реформ в Италии, причём не в последнюю очередь и потому, что в отличие от других стран Европы, в которых Евросоюз зачастую рассматривался как новая бюрократическая структура, ограничивающая полномочия деятельности национальных государств, в Италии с европейским объединением всегда связывали надежду на улучшения в собственной стране, а итальянцы принадлежали к сторонникам интеграции, ценя её даже выше, чем объединение Италии в XIX столетии[4]. Подобное отношение населения страны к вопросу, который вызывал не всегда положительную реакцию в других странах-участницах Европейского союза, видится прежде всего в традиционно глубоком недоверии населения к собственному государству. Причины такого недоверия, очевидно, коренятся не только в особенностях национального характера или менталитете итальянцев, но и в тех конкретных проблемах, которые характерны для итальянской экономики и социального сектора, в частности.

Реформаторские мероприятия, предпринятые с начала 90-х годов, были обусловлены в основном реакцией на необходимость экономической модернизации в рамках европейской интеграции. Кроме того, всё это дополнялось внутренними условиями, к которым относятся специфические проблемы и особенности социального сектора Италии, а также положительное отношение населения к процессам европейской интеграции. Тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов XX века были, следовательно, связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии конвергенции ЕС обуславливали проведение жёсткой рестриктивной политики в социальном секторе, с другой – несовершенства итальянской социальной системы делали очевидной необходимость расширения тех сфер соцобеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно “слабыми” в общей системе социальной защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 5181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.