Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование по безработице




Характерные различия рынка труда, отличающие Италию от других стран Европы, основывались долгое время на её исторических и социальных особенностях. Его главной чертой была в первую очередь возрастная структура безработицы, которая отражала не только ситуацию в сфере занятости, но и служила показателем специфики всего итальянского общества. Прежде всего это касается преобладания среди безработного населения молодых людей, ищущих первое в своей жизни рабочее место, что позволяет говорить скорее о молодёжной незанятости, нежели о безработице. До начала 90-х годов прошлого века более трёх четвертей итальянских безработных были сконцентрированы в возрастной группе до 29 лет, тогда как в других европейских странах возрастная структура безработицы была более сбалансирована, а в некоторых из них даже имела противоположную направленность. Так, среди людей моложе 29 лет во Франции и Великобритании не заняты около 40%, а в Германии – 25%. В 1993 году этот показатель в Италии снизился до 65%, а к настоящему времени – почти до 50%.[5] Кроме того, безработица, как правило, не затрагивала взрослое население. По этой причине незанятость молодёжи имела характерную для Италии особенность: бремя содержания незанятых членов семьи (чаще всего собственных детей) смещалось от государства к семье. В такой ситуации рост безработицы не создавал острых социальных потрясений, а сама проблема для отдельного человека и семьи носила менее драматичный и травмирующий характер, а потому была экономически легче переносимой. Такая структура занятости приводила к формированию в обществе мнения, что потерять работу маловероятно, а если такое и случалось, то считалось, что при наличии опыта и достаточной квалификации найти новую работу легко.

Исходя из этой ситуации, само понятие “безработица” становилось в большей степени явлением социально-психологическим, нежели экономическим, рассматривавшимся, с одной стороны, как длительный, но временный период от молодости к зрелости, с другой – как кратковременное, но редкое состояние между потерей работы и устройством на новую. Подобная организация рынка труда воздействовала и на другие сферы жизни страны. Прежде всего это касалось образования, в котором многие итальянцы видели средство для повышения возможностей карьерного роста и снижения риска потери рабочего места в будущем. По этой причине значительные инвестиции в образование детей стали характерным явлением для многих итальянских семей. Понятно, что с учётом роли трудового стажа при приёме на работу образование оказывалось оторванным от реальных потребностей рынка труда. Таким образом, итальянская модель рынка труда была во многом проекцией социально-экономической жизни страны, которая, в свою очередь, была укоренена в итальянской культуре и сознании.

1990-е годы стали переломным периодом в развитии итальянского рынка труда, связанным в первую очередь с процессами интеграции Италии в единое европейское пространство и с необходимостью реформирования экономики и сферы занятости, в частности, в соответствии с новыми европейскими требованиями по социальной конвергенции. Результатом изменений в политике занятости стало сокращение уровня безработицы с 11,7% в 1997 до 9,5% в 2001 году и изменение её демографической структуры: безработица перестала быть исключительно молодёжным явлением и стала затрагивать взрослое население страны. Таким образом, процессы европейской интеграции оказали существенное влияние на структуру рынка труда в Италии, способствовав проведению правительством более активной политики занятости, чем это было прежде, и созданию новых условий для улучшения ситуации в сфере занятости.

Хотя обязательное страхование по безработице было впервые введено в Италии в 1919 году, оно было развито по сравнению с другими европейскими странами до 90-х годов XX века довольно слабо. Со времени своего возникновения эта отрасль социальной защиты практически не менялась, а размер пособий по безработице оставался на низком уровне. Изменения были связаны с введением специальных программ по смягчению отраслевых кризисов. Размеры пособия по безработице в Италии, сообразно с другими странами Западной Европы, невелики – около 20% предыдущего дохода в течение последних трёх месяцев, что не представляет собой достаточную финансовую защиту от риска безработицы[6]. Для получения пособия необходимы два года страхового стажа и выплата страховых взносов в течение 52 недель за последние два года. Выплата пособия непосредственно увязывается с существовавшими до увольнения трудовыми отношениями и, как следствие, выплатой страховых взносов, что, несомненно, является серьёзным недостатком. Ведь такая система – по понятным причинам – не защищает от риска вынужденной безработицы целый ряд трудоспособных групп населения, например таких, как выпускники школ, профессиональных учебных заведений и университетов. Пособие по безработице выплачивается по прошествии 7 дней с момента увольнения на срок до 180 дней[7]. Размер пособия по безработице зависит от предыдущей заработной платы, полученной в течение последних трёх месяцев, и колеблется от 745 евро (при доходе ниже 1611 евро) до 895 евро (при доходе, превышающем сумму в 1611 евро).

Финансируется система страхования по безработице за счёт взносов работодателей и наёмных работников. Размер взносов в фонд страхования дифференцируется по отраслям. Так, в промышленности он составляет 4,71% (из которых 4,41% приходится на долю работодателя и 0,30 – наёмного работника), а в торговле – 2,51% (из них 2,21% приходится на работодателя и 0,30 – на работника). Аккумулирование взносов и выплата пособий возложены на управление по услугам для наёмных работников, находящееся в ведении Национального института социального страхования – INPS.

В рамках общей системы обеспечения по безработице в Италии существуют две формы страхования. Первая из них действует в обычных случаях вынужденной полной безработицы, финансирование которой осуществляется исключительно за счёт взносов работодателя, а вторая представляет собой систему, направленную на возмещение заработной платы для временно незанятых или занятых неполный рабочий день работников в кризисных отраслях. Организационно последняя форма представлена так называемыми кассами компенсационных выплат (Cassa Integrazione Guadagni – CIG), финансирующимися как из взносов работодателя, так и за счёт государственных средств. Первоначально эти организации были задуманы для ограниченного возмещения доходов временно незанятых работников. Со временем они превратились в систему с высоким уровнем обеспечения по безработице, став, кроме того, достаточно эффективным инструментом регулирования рынка труда путём смягчения отраслевых и региональных кризисов. Однако в силу специфики деятельности касс компенсационных выплат контингент получателей пособий в рамках этой системы достаточно ограничен и представлен в основном работниками некоторых отраслей промышленности, строительного сектора и сельского хозяйства. Условием выплаты пособий является признание правительством соответствующих отраслей или отдельных предприятий в качестве кризисных. Отдельному предприятию для включения в список кризисных необходимо заявление работодателя с соответствующим обоснованием и планом его дальнейшего развития. Если кризисное положение предприятия и необходимость его реструктуризации подтверждаются, Министерство труда определяет количество увольняемых или занятых неполный рабочий день, для которых кассы компенсационных выплат выдают пособия.

В рамках этой системы действуют два вида пособий. Первое, так называемое “обычное” выплачивается наёмным работникам заводов, фабрик, а также их предприятиям-поставщикам из-за временной приостановки или сокращения хозяйственной деятельности, связанных с производственными или иными трудностями временного характера. Второе – “специальное” пособие – выплачивается наёмным работникам предприятий кризисных отраслей, находящихся в процессе реструктуризации или изменения направления своей деятельности. Размер первого составляет 80% заработной платы, не выплаченной в результате неполной занятости работника. Как правило, оплачивается от 24 до 40 вынужденно не отработанных часов в неделю за период не более 12 месяцев. Второе пособие также оплачивается в объёме 80% неотработанного рабочего времени, однако в последнем случае нижняя планка количества не отработанных часов в неделю снижается до нуля, тогда как верхняя остаётся такой же, как и в случае нормального пособия. Следует отметить существующее отличие в максимальных сроках предоставления пособия: в данном случае оно составляет не 12, а 36 месяцев. Различие между первым и вторым видом пособий, как видно, определяется прежде всего различиями в экономическом положении, существующими между предприятиями первой и второй групп. По окончании предусмотренного программой срока выплаты пособия как для первой, так и для второй формы в силу вступают общие правила страхования от полной безработицы.

Необходимо отметить ещё одно обстоятельство, связанное с финансированием некоторых пенсионных выплат из фонда страхования по безработице. Дело в том, что в Италии, так же, как в ряде других западноевропейских стран практикуется досрочный выход на пенсию в кризисных для предприятия ситуациях. Как правило, это возможно не более чем за пять лет до наступления пенсионного возраста. Финансирование пенсионных выплат на период до наступления пенсионного возраста осуществляется не из фонда пенсионного страхования, а за счёт средств фонда страхования по безработице. При наступлении пенсионного возраста выплачивается нормальная пенсия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.