Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсионное страхование




К основополагающим принципам построения системы пенсионного обеспечения в Италии относятся обязательность страхования всех лиц наёмного труда и финансовая поддержка системы пенсионного страхования со стороны государства. Организационно система пенсионного обеспечения достаточно сложна и запутана. Руководство этой областью страхования осуществляет Министерство труда и социального обеспечения. Помимо Национального института социального страхования в стране существуют различные фонды, одна часть которых связана с ним, а другая действует автономно. Так, в рамках этой системы работают фонд страхования руководящих работников в промышленности (Национальный институт социального страхования руководящих работников), фонд пенсионного страхования для журналистов, актёров и др. Все эти организации представляют собой независимые структуры с собственным юридическим лицом и самостоятельным ведением дел.

До проведения в 1995 году пенсионной реформы в стране существовало три основных базовых режима пенсионного страхования. Во-первых, это обязательное пенсионное страхование по старости, за выслугу лет, по инвалидности и потере кормильца, по нетрудоспособности. Этот режим распространялся на всех лиц наёмного труда, занятых в частном секторе, и осуществлялся Фондом наёмных работников – наиболее важным в системе Национального института социального страхования. Во-вторых, это пенсионное обеспечение государственных служащих. Наконец, особые режимы пенсионного страхования были предусмотрены для служащих учреждений и организаций, находящихся в ведении местных органов власти. Это учителя школ, служащие местных органов власти и др. В целом реформа 1995 года, не затронув основных принципов организационного оформления системы, была направлена на существенное снижение издержек прежней, ставшей неэффективной пенсионной системы. В качестве основных факторов, определивших снижение эффективности системы пенсионного обеспечения, указывались, прежде всего, последствия “демографического перехода” и, соответственно, увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Ожидается, что нагрузка пенсионной системы на занятое население будет увеличиваться быстрее и достигнет в течение первой половины этого столетия более высокого пика, чем в других развитых странах[8]. Одна из основных причин реформы пенсионного обеспечения в Италии связана с кризисом деятельности Национального института социального страхования. Показателем этого кризиса может служить растущий дефицит бюджета этой организации. Так, в 1990 году он составил 49 490 млрд лир, в 1991 году – 56 650, в 1993-м – 67 400 млрд лир.

Недостаточная эффективность деятельности INPS объясняется также его организационной сложностью: Национальный институт страхования включает в себя большое количество пенсионных фондов и касс, которые находятся от него в неодинаковой зависимости. Следующей причиной является один из самых высоких в Западной Европе уровней расходов на финансирование пенсионной системы, дополнявшийся самым низким пенсионным возрастом среди остальных европейских стран (60 лет для мужчин и 55 – для женщин). Всё это тяжелым бременем ложилось на общественные финансы и затрудняло экономическое развитие страны. Средний размер пенсии в Италии составлял в середине 90-х годов XX века 69,4% от заработной платы и был одним из самых высоких в Европе после Франции и Нидерландов.

Цель проводимой реформы состояла в переходе от системы пенсий, зависимых от доходов, к системе пенсий, зависимых от страховых взносов. По сути переход был лишь первым шагом в процессе организации новой системы социальной защиты, фундаментом которой должна стать постепенная оптимизация социальных расходов. Основными элементами новой пенсионной системы являются следующие.

1) Повышение возраста выхода на пенсию. Необходимость удлинения сроков трудовой деятельности в Италии, равно как и в других странах Западной Европы, обусловлено демографическими, экономическими и культурными факторами. Быстрое старение населения и изменение соотношения числа работающих и пенсионеров привело к тому, что с начала XX века доля лиц в возрасте до 20 лет сократилась в Италии с 44% до 20%, а лиц старше 60 лет, напротив, увеличилась с 10% до 23%. При сохранении нынешней демографической ситуации в стране в 2018 году на одного пенсионера будет приходиться 1,85 работающих, а в 2033 году это соотношение составит 1:1. Однако в случае увеличения пенсионного возраста до 65 лет в 2018 году на одного пенсионера будет приходиться 2,7 работающих. В этом случае существенно сократится вклад государства в пенсионную систему, поскольку число пенсионеров, по прогнозам, в 2018 году должно составить 12 млн против 17 млн человек[9]. Увеличение пенсионного возраста проводилось постепенно. Так, на период между 01.07.1995 и 31.12.1996 этот показатель составлял 57 лет для женщин и 62 года для мужчин. В течение последующих пяти лет он увеличивался на один год, составив в 2000 году соответственно 60 лет для женщин и 65 для мужчин.

2) Увеличение страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости с 15 до 20 лет и для получения пенсии за выслугу лет с 35 до 40 лет. Установление пенсионного возраста для мужчин в 65 лет и для женщин – в 60 лет (вместо 60 и 55, как это было ранее). Для лиц с пониженной трудоспособностью пенсионный возраст установлен в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин.

3) Финансирование системы пенсионного обеспечения производится преимущественно за счёт социальных взносов наёмных работников и предпринимателей. Они составляют 32,70% от фонда оплаты труда, из которых 8,89% уплачивает работник и 23,81% – работодатель. По сравнению с предыдущим периодом размер взносов был увеличен (ранее общая сумма составляла 26,72%). Вынужденное повышение выплат в пенсионный фонд, увеличение пенсионного возраста и санация системы финансирования должны в конечном счёте привести к снижению общей нагрузки на работающее население и стабилизации социальных расходов.

4) В отличие от предыдущей нынешняя система пенсионного обеспечения предусматривает иную форму расчёта пенсий. Если ранее размеры пенсий устанавливались с заработков будущего пенсионера за последние пять лет работы из расчёта 2% за каждый проработанный год, то сейчас величина пенсии определяется путём умножения величины накопленных вкладов на так называемый “коэффициент трансформации”. Размер выплачиваемой пенсии зависит от возраста прекращения трудовой деятельности: он, как правило, меньше полной пенсии, однако в случае наличия определённых предпосылок (например, экономических трудностей на предприятии и связанного с этим сокращения штатов) работник имеет право на получение полной пенсии, если его страховой стаж составляет не менее 35 лет[10].

Помимо общего режима пенсионного обеспечения существуют также специальные режимы, предусматривающие существование особых пенсионных фондов, которые являются альтернативой общему режиму страхования. Организационно подобные фонды либо функционируют в рамках Национального института социального страхования, либо полностью от него независимы. Такие фонды объединяют работников различных профессий: транспортников, электриков, таможенников и др. Полностью автономными от INPS являются пенсионные фонды, объединяющие журналистов, служителей культа, руководящих работников предприятий. Свои пенсионные кассы имеют также работники целого ряда профессий, таких как инженеры, архитекторы, адвокаты, прокуроры, ветеринары и др. Следует отметить, что большинство пенсионных фондов функционируют на тех же принципах, что и Национальный институт социального страхования, аккумулируя обязательные пенсионные взносы и распределяя их в соответствии с установленными нормами пенсий и пользуясь, так же, как и INPS, финансовой поддержкой государства.

Кроме общей системы пенсионного обеспечения, в Италии существует система дополнительного пенсионного страхования, представленная пенсионными фондами отдельных предприятий. В статье 38-й итальянской Конституции предусматривается возможность существования частных систем пенсионного обеспечения. Однако из-за отсутствия унифицированного законодательного регулирования и особенностей итальянской финансовой системы, а именно: постоянного кризиса государственных финансов и узости финансового рынка, в частности рынка ценных бумаг, дополнительные системы пенсионного страхования получили недостаточное развитие в силу отсутствия гарантий стабильности и надёжности, которые являются необходимыми условиями деятельности пенсионных фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.