Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минимальное социальное обеспечение




Основные виды минимальногосоциального обеспечения в Италии – это социальная помощь для неимущих в трудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление “минимальных для жизни средств” декларируется в итальянской Конституции[11], в стране отсутствует всеобщее, сходное, например, с немецкой системой социальной помощи, социальное обеспечение для людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит, как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальной помощи в зависимости от собственного бюджета. Понятно, что такой подход означает неизбежную дифференциацию в доходах населения разных областей страны.

Отсутствие единой системы социальной помощи при различии в доходах южных и северных регионов страны привело к тому, что на более богатом севере страны механизмы материальной поддержки, гарантирующие частичное минимальное обеспечение, более развиты, а размеры социальных выплат более существенны, нежели на менее богатом юге, где неимущие могут иногда рассчитывать только на помощь родственников. Однако часто социальные услуги, предоставляемые в рамках социальных программ, не унифицированы даже в пределах региона и устанавливаются местными учреждениями здравоохранения (USL) по собственному усмотрению. Это касается, в частности, таких регионов, как Сардиния, Пьемонт, Ломбардия или Колабрия, где социальные службы имеют больший вес, предоставляя малоимущим, а также другим целевым группам как материальную помощь, так и иные социальные услуги. В другой группе регионов (Лацио, Молизе) до 1992 года вообще не было системы обеспечения минимального социального дохода, только в Кампанье были предусмотрены меры по содержанию несовершеннолетних сирот, а в Апулии – для престарелых. Существующий на сегодняшний день механизм социальной поддержки предусматривает ограниченный во времени пакет социальных услуг, продление которого возможно только после проверки материального состояния нуждающегося. В пакет предоставляемых социальных услуг входит не только денежная помощь, но и бесплатное питание, такое же пользование общественным транспортом, оплата аренды жилья и коммунальных услуг, а также организация досуговых мероприятий. Поскольку предоставление социальной помощи находится в компетенции регионов, то финансирование связанных с этим затрат осуществляется, как правило, за счёт региональных бюджетов.

Более совершенной защитой от рисков, чем социальная помощь, является унифицированная система социальных пенсий по старости, предоставляемых людям, не имеющим права на страховую пенсию по старости, функционирующая на национальном уровне. Так же, как и в ряде других европейских стран, предпосылками для получения социальной пенсии являются такие необходимые условия, как, например, отсутствие минимального дохода, имущества, облагаемого налогом, и обеспечения в рамках других социальных систем. Размер пенсии составляет (2003 год) 4 429 евро в год с возможностью дальнейшего увеличения. Финансирование системы социальных пенсий осуществляется полностью из государственного бюджета.

* * *

Таким образом, реформирование системы социальной защиты в Италии, предпринятое с начала 1990-х годов, было обусловлено прежде всего реакцией на необходимость экономической модернизации в рамках европейской интеграции. Тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов XX века были, следовательно, связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии конвергенции ЕС обусловливали проведение жёсткой рестриктивной политики в социальном секторе, с другой – несовершенства итальянской социальной системы делали очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно “слабыми” в общей системе социальной защиты.

____________________________________________


[1] The Social situation in the European Union. 2002. In Brief. – Luxemburg: Eurostat. P. 21.

© Антропов Владислав Владимирович к.э.н., к.ф.н., доцент кафедры “Экономическая теория” МГТУ им. Н.Э. Баумана.

[2] Gohr A. Der italienische Wohlfahrtstaat: Entwicklungen, Probleme und die europaeische Herausforderung // Sozialstaat in Europa. Wiesbaden, 2001. S. 150.

[3] До 1992 года система пенсионного обеспечения Италии была, пожалуй, наиболее “щедрой” в сравнении с другими странами ЕС. Например, законом гарантировалось без определения границ пенсионного возраста получение пенсии после 35 лет страхования. Государственные служащие имели право на полную пенсию уже после 20-летнего страхового стажа. Среди других стран ЕС Италия обладала наибольшим числом пенсионеров в возрасте до 60 лет. Поскольку размер пенсии рассчитывался на основании дохода последних трудовых лет, характерные “сдвиги” в карьере перед выходом на пенсию стали частым явлением в стране. Кроме того, сравнительно просто можно было получить пенсию по инвалидности: для этого требовалось всего пять лет выплаты страховых взносов, а на решение о предоставлении пенсии по инвалидности зачастую оказывала влияние не только работоспособность претендента в медицинском смысле, но и социальные и экономические условия.

[4] Это мнение выразили 76% респондентов общественного опроса, проводившегося в конце 1990-х годов.

[5] Зезюлин А.Н. Современный рынок труда Италии: переход к новой модели // Труд за рубежом. № 4. 2003. C. 23.

[6] См.: Koerner B. Vom residualen zum institutionellen Wohlfahrtstaat Italien. Baden-Baden, 1993. S. 308-309; Soziale Leistungen und ihre Finanzierung. Berlin, 1999. S. 195.

[7] Однако для ряда отраслей (в частности, в строительстве) максимальный срок установлен в 360 дней.

[8] Hamann A. The reform of the pension system in Italy. IMF, 1997. P. 5.

[9] См.: Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия. М.: ИНИОН, 1994. С. 66.

[10] Altersicherung in Europa. – Luxemburg: Europaeische Gemeinschaft, 2001. S. 50.

[11]Ibid. S. 237.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.