Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. методов по Бодалёву и Столину




 

1. По характеристике методич. принципа, который положен в основу данного метода:

 

-объективные (предусм. возможность правильного ответа)

 

- стандартизованные самоотчёты:

* тесты, опросники

* свободные опросники

* шкальные техники

* индивидуально-ориентированные техники

 

- проективные техники

 

- диалогические техники:

* беседа

* интервью

* диагностические игры

* анкета

 

2. По мере вовлеченности психодиагноста в процедуру исследования и степени его влияния на процедуру исследования:

 

- объективные (меньшая степень вовлеч., обработка строго стандарт.)

- субъективные

Вопрос 6

Определение понятия теста

 

Под тестом понимается ансамбль стандартизованных, стимулирующих опред. форму активности, часто ограниченных по времени заданий, результаты которых поддаются качественной и количественной обработке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

 

Понятие тест предложил Д. Кеттел в 1980 г. Родоначальник теста Ф. Гальтон

 

 

Классификация тестов

Тесты классифицируются по:

 

1. Особенностям использования тестовых заданий: вербальные, невербальные

 

2. По форме процедуры обследования: групповые, индивиуальные

 

3. По направленности: т. способностей, т. личности, т. отдельных психических функций

 

4. В зависимости от времени выполнения: т. скорости, т. мощности

 

5. В зависимости от принципа разработки, положенного в основу теста: компьютерные, компьюторезированные.

 

Предложенная классификация основана на диагностическом подходе

 

Наряду с термином «тест», используется термин «методика». Термин «методика» исп. относительно тех инструментов, которые недостаточно стандартизованы, а так же тех, которые претендуют на глобальную оценку личности.

В 1947 г. создана международная тестовая комиссия.

 

Вопрос 7

Виды тестов

 

Психологический тест - это стандартизированный инструмент, по результатам которого судят о психофизиологических и личностных свойствах.

Тесты, о которых судят по знаниям, умения и навыкам располагаются между психологическими, образовательными и профессиональными тестами.

 

Виды:

 

1. Вербальный (словестное описание ответов)

 

2. Невербальные

 

3. Стандартизированные(психологический тест с чётно определёнными, неизменными списком вопросов, инструкций, методами обработки результатов и подсчёта баллов)

 

4. Тесты личности (психологические тесты направленные на изучение характера, способностей, эмоция, потребностей и т.д.)

 

Личностные тесты в свою очередь подразделяются на:

 

а) Личностные опросники

б) проективные

в) тесты действительности(ситуационные тесты)

 

5. Тесты достижений (Стандартизированный тест использующийся для проф.отбора и проф.ориентации)

 

6. Тесты имитации (это когда испытуемому надо выполнить определённое задание, но ситуация в которой он находится не воссоздаётся)

 

7. Тесты проф.пригодности (психологические тесты направленные на выявление индивидуальных интересов и предпочтений)

 

8. Тесты интеллекта (степень развития интеллекта)

 

А так же есть индивидуальные и групповые тесты, письменные и устные.

 

 

Вопрос 8

Этапы стандартизации теста

 

Стандартизацияэто единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает регламентацию процедуры, унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристика контингентов испытуемых (указывается область применения теста). К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента относятся такие: инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно;

 

При составлении теста должно представляться психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест. Должно быть достаточное количество вопросов на каждое обследуемое психологическое свойство. тест должен соответствовать целевой группе на которую он направлен. При разработке необходимо учитывать некоторые эффекты, которые будут наблюдаться при заполнении теста. (Например: эффект социальной желательности, следовательно нужно введение «шкалы лжи» или подмена цели исследования.) Существуют специальные требования к: порядку вопросов, формулировке вопросов. Правильно составленный т. ещё не считается разработанным, для этого он должен быть стандартизован.

 

 

Существует 3 условия стандартизации (этапа стандартизации теста):

 

1. Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов

 

2. Единообразие оценки выполнен. теста

 

3. Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ней показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

 

Ошибки, влекущие за собой снижения эффективности т. появляются если:

 

- тест неправильно составлен

- тест неправильно стандартизован

- тест неправильно использован

 

 

Вопрос 9

Понятие и виды надежности

 

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностического измерения и устойчивость результата теста к действию посторонних случайных факторов.

 

 

В самом широком смысле надёжность понимается как характеристика того, в какой степени, выявленные у испытуемых различия соотносятся с действительными различия измеряемых свойств и в какой степени они могут быть приписаны случайным ошибкам.

О высокой надёжности теста говорят в тех случаях, когда метод измеряет то свойство, для которого он предназначен.

Диапазон разброса данных в измерении должен быть в пределах 0.7-0.8.

 

Виды надежности (методы измерения н.)

1. Ретестовая надёжность (метод: повторное тестирование)

Характеристика надёжности путём повторного обследования одних и тех же испытуемых с помощью одного и того же теста, в одних и тех же условиях, через определенный интервал времени.

Коэф. надёжности подсчитывается между первым и вторым исследованиями. Низкий результат может быть связан с произошедшими изменениями с испытуемым, а так же может свидетельствовать о низкой надёжности теста. Тест – Время – Тест.

 

2. Надёжность параллельных форм теста (метод: параллельное тестирование)

Характеристика исследования с помощью взаимозаменяемых форм теста. Тест А – Время – Тест В.

Требования к созданию параллельной формы теста:

- П.ф.т. должна быть независимо построенной, но отвечать одним и тем же требованиям, что и основной тест.

 

- Параллельные формы должны содержать одинаковое количество вопросов, со сходной степенью трудности

 

- Эквивалент параллельных форм проверяется ретестовым методом.

 

 

3. Надежность частей теста (метод: м. расщепления)

Характеристика надёжности путём анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей теста и единичных заданий. Выполнение испытуемым двух равноценных частей теста в один промежуток времени.

 

 

Подвиды надёжности: внутренняя согласованность теста, консистентность (гомогенность набора пунктов теста)

 

Вопрос 10

Достоверность теста

 

Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике.

Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т. е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

 

Вопрос 11

Понятие и виды валидности

Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен.

Существует достаточно много разных способов доказательства валидности теста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.