Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение диагностической модели




Правила формулирования диагностических заданий

Последовательность создания информационной базы

Формирование информационной базы диагностической методики включает следующие шаги.

1. Сначала проводится тщательный анализ исследуемого конструкта с подробным его описанием.

2. Далее на основании собранных описаний конструкта отбираются или формулируются задания методики.

3. После того, как исходные диагностические задания будут сформированы, проводится предварительное исследование репрезентативной выборки испытуемых.

Существуют специальные правила для формулирования тестовых заданий (диагностических пунктов).

· Испытуемые не должны проникать в суть заданий. В противном случае ответы на диагностические пункты могут отражать не измеряемое свойство, а мнение испытуемых о выраженности у них этого свойства.

· Задания должны быть понятны и недвусмысленны, исключать ошибки их понимания.

· Задания методики должны отражать конкретные, а не общие аспекты исследуемого психологического свойства.

· Каждый пункт должен соответствовать только одному утверждению или вопросу.

Сформулированные диагностические задания должны удовлетворять в целом следующим требованиям:

· полнота отражения конструкта;

· экономичность описания конструкта;

· четкая структурированность и равномерная группировка заданий по отношению к различным аспектам исследуемого конструкта;

· диагностические пункты должны препятствовать формированию у испытуемого неадекватного отношения к исследованию.

 

Диагностическая модель представляет собой образ будущей методики, которая содержит корректно отобранные задания, организованные в соответствии с одним или несколькими диагностическими показателями.

Диагностический показатель - это показатель, который выводится в результате сложения ключевых ответов на соот-ветствующие задания методики.

Традиционно в психодиагностике диагностический показатель представляется в виде линейной модели, как сумма ключевых ответов на диагностические пункты методики.

Сущность построения диагностической модели состоит в анализе исходных заданий на основании результатов предварительного диагностического исследования. В процессе анализа отбираются наиболее информативные задания.

В клинической психодиагностике существует четыре способа построения диагностической модели:

· теоретический,

· критериально-ключевой (эмпирический),

· факторно-аналитический,

· на основе современной теории тестов.

Изложим суть каждого из них.

Теоретический (классический, рациональный) способ

Теоретический подход был первым классическим технологическим подходом к созданию психодиагностических методик. В этом подходе сначала теоретически описывается психологический конструкт, а затем конструируется методика его оценки. Другими словами, психодиагностическая методика создается на базе какой-либо теории.

В клинике теоретический подход основан на существующих теоретических взглядах и концепциях психиатрии и клинической психологии. Исходя из теоретических взглядов и практических задач, возникает необходимость диагностики определенного конструкта. Например, оценка проблем в межличностных отношениях или особенностей самовосприятия.

В рамках данного подхода диагностический показатель формируется на основе оценки коэффициента корреляции заданий методики с общей суммарной оценкой. Отбираются задания, имеющие высокие корреляции с общей оценкой по методике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.