Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательная валидность




В контексте психодиагностики валидность понимается, прежде всего, как показатель соответствия диагностической методики и диагностического процесса в целом тому, что должна оценивать данная методика и на что должен быть направлен диагностический процесс.

ВАЛИДНОСТЬ

Стандартизация и испытание диагностической модели

Современной теории тестов

Присвоение диагностических весов на основе

Дифференцированный подход к оценке ответов на пункты диагностической методики можно реализовать не только с помощью теории распознавания образов, но также и на основе технологии анализа тестовых заданий. Данная технология позволяет оценить диагностические веса ответов на пункты методики двумя способами.

· Как уже выше указывалось, данная технология оценивает такие характеристики ответа на утверждение как информативность и дискриминативность. С помощью этих характеристик не составляет труда рассчитать условные диагностические коэффициенты для ответов на каждое утверждение.

· Второй способ основан на том, что вследствие разных характеристик трудности и дискриминативности утверждений различные сочетания утверждений, на которые предоставлены ключевые ответы, отражают разные уровни диагностической информативности. С помощью специальных компьютерных программ можно рассчитать диагностическую информативность для каждого возможного сочетания и формализовать ее в виде нормализованной шкалы.

Суть этого заключительного этапа создания психодиагностической методики состоит в приведении построенной модели в соответствие с критериями психометрии и доказательной клинической диагностики. Каждый из этих критериев представляет собой важную психодиагностическую категорию, которая должна быть тщательно проработана перед введением методики в клиническую практику.

Данный этап включает следующие процедуры:

· оценка валидности;

· оценка диагностической эффективности;

· оценка надежности;

· стандартизация процедуры исследования,

· формирование критериев оценки полученных результатов.

В представленных ниже разделах приводится подробное описание перечисленных диагностических категорий.

 

 

ГЛАВА 9

Сущность валидности. Классификация видов валидности

Валидность представляет собой одно из важнейших и центральных понятий медицинской диагностики, психодиагностики в целом и клинической психодиагностики в частности.

Данная катагория применяется для характеристики всех аспектов психодиагностического исследования в клинике:

· психодиагностической методики,

· диагностического процесса,

· трактовки полученных результатов,

· выводов и заключений.

Существует и более широкое понимание валидности в психодиагностике. В широком смысле валидность рассматривается как диапазон интерпретаций, которые могут быть корректно применимы к трактовке полученных данных. В этом контексте валидность перестает быть характеристикой отдельной диагностической методики, а становится характеристикой всего диагностической процесса. Особенно актуальна такая трактовка валидности для клинической психодиагностики, поскольку клинико-психологическое исследование основывается на интерпретации диагностических данных, полученных из разных источников. Кроме того, применение валидности не только к отдельной методике, а ко всему диагностическому процессу полезно еще и потому, что многие методики изначально заявлялись для оценки одних свойств, а позже стали эффективно использоваться для оценки совершенно других психологических свойств.

Таким образом, понятие валидности в клинической психодиагностике применимо абсолютно ко всем этапам клинического и психологического исследования в клинике. В этом понимании валидность характеризует следующие аспекты:

· насколько каждый этап и аспект диагностического исследования, независимо от применяемых методик, соответствует целям исследования,

· насколько технически правильно проводится исследование,

· корректно ли получены диагностические данные и оценки,

· адекватно ли проведена интерпретация результатов,

· правильны ли окончательные выводы.

Валидность как центральная характеристика относится ко всем методам и методикам, применяющимся в клинической психодиагностике, начиная от метода наблюдения и заканчивая психологическими тестами. Наряду с психодиагностическими методиками соответствовать критериям валидности должны клинические методы оценки психического статуса и постановки психиатрического диагноза.

Существует несколько видов валидности, характеризующих клиническую психодиагностику с разных сторон:

· Очевидная (внешняя валидность) – отражает, насколько по внешнему впечатлению от методики можно определить её направленность.

· Содержательная валидность - определяет, насколько задания теста отражают все аспекты исследуемой области поведения.

· Критериальная валидность - показывает, как задания методики коррелируют с каким-либо внешним критерием.

· Конкурентная валидность - характеризует, как результаты, полученные по данной методике, коррелируют с результатами по другим тестам.

· Прогностическая валидность – отражает, как задания данной методики коррелируют с каким-либо поздним временным критерием.

· Конструктная валидность отражает, насколько задания теста коррелируют с различными сторонами измеряемой психологической переменной или конструкта.

· Концептуальная валидность - показывает, насколько результаты исследования данной методикой согласуются с ее диагностическим механизмом и с данными из других источников в отношении конкретного испытуемого.

В последующих разделах подробно излагаются наиболее важные виды валидности.

 

Содержательная валидность является показателем того, насколько стимульный материал методики соответствует назначению данной методики.

Стимульный материал – это материал, включающий все средства метода или методики, которые стимулируют у испытуемого предоставление диагностически значимой информации. К стимульному материалу относятся:

· задаваемые вопросы,

· пункты-утверждения шкал и опросников,

· когнитивные задания,

· изображения и рисунки.

Применительно к клиническим методам, таким как интервью или беседа, содержательная валидность показывает, насколько полно поставленные вопросы отражают направленность данных методов, насколько корректно они сформулированы для решения поставленных задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.