Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пиктограммы




Методика «Пиктограммы», предложенная А.Р. Лурия широко известна в патопсихологии как методика исследования когнитивных функций. Проективные возможности этой методики проявились в ходе ее стандартизации. В настоящее время «Пиктограммы» как личностная методика используется в двух модификациях.

 

Пиктограммы в модификации Б.Г. Херсонского

Стимульный материал методики представляет собой стандартный набор из 16 понятий, характеризующихся различным уровнем абстрактности и эмоциональной насыщенности.

Процедура исследования состоит в том, что испытуемому требуется нарисовать несложный рисунок, который мог бы помочь запомнить предъявленные понятия. Весь ход исследования стандартизирован и четко регламентирован. Анализ результатов состоит в количественной обработке ответов испытуемого по определенным формальным категориям.

В плане проективной психодиагностики при анализе результатов интерес представляют выделенные автором модификации так называемые «особые феномены», которые определяются на основе оценки следующих переменных:

· содержание пиктограмм;

· вербальные объяснения рисунков;

· особенности поведения испытуемого в ходе исследования;

· формальные особенности рисунков (размер, локализация и т.д.).

Наиболее значимыми для проективной диагностики «особыми феноменами» являются:

· шоковые реакции (необычные эмоциональные реакции, вызванные эмоциональной значимостью стимула);

· отказ от выбора стимула;

· употребление буквенных обозначений вопреки инструкции;

· «феномен единой системы» (использование предыдущей пиктограммы для построении следующей);

· феномены «замены» или «возврата» (при предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый стремится вернуться к предыдущему рисунку);

· упорядоченность пиктограмм (чрезмерное структурирование рисунков);

· «органический графический симптомокомплекс» (отклонение рисунка более чем на 5 градусов от вертикальной оси, наличие несовпадающих и пересекающихся линий);

· тип реакции на фрустрацию.

Формализованные показатели, предложенные Б.Г. Херсонским для анализа рисунков в «Пиктограммах» позволяют определить такие личностные характеристики как эгоцентризм, демонстративность, эмоциональная неустойчивость и др.

Кроме того, автором модификации разработаны дифференциально-диагностические критерии для распознавания различных психических нарушений.

 

Пиктограммы в модификации Н.И. Евсиковой

Еще одну модификацию «Пиктограмм» в плане проведения личностной диагностики предложила Н.И. Евсикова. В этом варианте методика используется для оценки личностных особенностей и сферы значимых отношений у подростков.

Вместо стандартного набора стимулов испытуемому предлагается 16 понятий, соответствующих основным сферам отношений: мать, отец, я сам, жизненные цели, начальство, будущее, друзья, любовь, семья и др. В ходе анализа рисунков особое внимание обращается на следующие типы образов:

· образы, в которых спроецированы личные переживания, проблемы, потребности;

· «эгоцентрические» образы, содержащие прямое обращение к своему «Я»;

· «холодные» эмоционально-безразличные образы.

Анализ пиктограмм по предложенным критериям позволяет выявить доминирующие эмоциональные, личностные, стилевые особенности личности и характеристики системы значимых отношений, что является важным при проведении психотерапии и психокоррекции подросткам с нарушениями адаптации.

 

«Цветоструктурирование графического образа»

Данная методика, предложенная Т.В. Чередниковой, является проективным вариантом цветографического теста-раскраски, предназначенного для оценки уровня развития мышления у детей. Концептуальной основой методики явилась структурно-информационная теория психических процессов Л.М. Веккера.

Суть исследования состоит в оценке способности символического выделения цветом пространственных отношений типа «часть-целое» разного уровня сложности. В соответствии с теоретической концепцией метода предполагается, что способ соотнесения цветом частей рисунка между собой непосредственно отражает уровень развития операциональной и понятийной сторон мышления.

В ходе исследования ребенку предлагается раскрасить стилизованный рисунок птицы теми карандашами, которые ему больше понравятся из предъявленного набора. В модификации В.Н. Чередниковой при проведении анализа раскраски используются предложенные ею две шкалы оценок цветоструктурирования:

· оценка стилей цветоструктурирования (18 параметров – хаотичный, локальный, планомерный, гештальтный и др.);

· оценка качества цветографической структуры (28 параметров - характер ориентировки, сформированность гештальта, дифференцировка фигуры и фона, симметрия и др.).

Выделенные автором методики диагностически значимые паттерны цветоструктурирования при различных видах психической патологии у детей и подростков могут использоваться для дифференцировки отдельных видов интеллектуальных нарушений, при планировании и определении эффективности коррекционно-обучающих и лечебных мероприятий у детей.

«Совместный тест Роршаха» (СТР)

СТР разработан на основе стимульного материала теста Роршаха и представляет собой самостоятельную методику, по своей концепции полностью отличающуюся от известного теста чернильных пятен Роршаха.

Основная цель СТР состоит в исследовании скрытых эмоционально-коммуникативных установок в сфере семейных взаимоотношений. Испытуемым, как правило, членам одной семьи, предлагается достичь согласия в ходе обсуждения таблиц теста чернильных пятен Роршаха. Обмен высказываниями в процессе формирования совместного решения по поводу аморфного стимульного пятна, особенности взаимодействия между членами семьи при этом, способствуют обнаружению эмоциональных установок по отношению друг к другу и выявлению особенностей индивидуального стиля коммуникации каждого участника исследования.

Наибольшее применение «Совместный тест Роршаха» нашел в области семейного консультирования и психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.