Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и марксизм. 1 страница




Говоря о бессознательной психической деятельности, ов, таким образом, устраняет тот субъективный признак, который лежал в основе выделения психического как особого, отличного от физического рода явлений. Бессознательная психическая деятельность становится всецело объектом, еимптомы которого легче наблюдать объективно, со етороим, чем воспринимать на себе самом путем самонаблюдения, и, такмм образом, она становится в один ряд с прочими процессами организма, отличаясь от последних не принципиально, но лишь функционально, динамичееки (скорее, сказали бы мы, по своей связи с социальными раздражителями, поддерживаемой сложной системой рецепторов и зффекторов. И своей формации благодаря влвяниям средм, чем по принципиальному своему характеру). Это уже значительнмй шаг по пути к построению системы монистической психологии.

Рассматривая, далее, психическую деятельность как энергетический процесс, принципиально не отличный от соматическвх процессов, психоанализ развертмвает нам свое чисто монистичеекое понимание зтой знергии, указывая, что она может чрезвычайно легко принимать как

«психичеекие», так и явно соматические формы.

Система психоанализа в большей своей части основана на том положении, что «психическая знергвя» вполне подчиняется основному закону всякой знергии: она не может исчезнуть, но может превратиться в другой вид, принять другую форму, обратиться на иной объект.

Так, например, сильная «психическая» травма, полученная человеком и хотя бм забытая им или сильное влечение, завладевшее личностью, не могут совершенно бееследно исчезнуть; при условиях, пренятствующих свободному протеканию таких процессов, они заменяются нимми, так же легко психическими, как и соматическими. Так, энергия, связанная с психической травмой, может превратиться в соматическую и выразиться (что бывает особенно показательно в случае невротических заболеваний, особенно истерического типа) в появлении ряда соматических симптомов: функциональнме заболевания сердца, желудка и др., основаннме на

нарушении иннервации, различные «истерические стигмы» вплоть до симптомов ожога, ран и тп., и даже изменения строения отдельнмх органов1.

Такие симптомы, характеризующие переход знергии из психических

форм в формы чисто соматичеекие, далеко не редкоеть в психоаналитической практике, и некоторые пеихоаналитические авторы, как, например, О. ОгогМесi и др.2, дали многочиеленнме описания подобных явлений.

 

 

ооо iеь ооб йоо Бо. Р., i923. 0. 9, гг. деовии по ввезению впоихоонолиз. т. п. дено. и и др.

1 Ср.: дооизсii. 6’. Роуеьоопоиуое ооб огбоыхоысьеiiео. iоiего. Беiiосьоiо. г. Роусьооооиуое. i922. 8. 290 гг.

2 Ср.: Отосiсiесiс о. ььег Роуеьооооiуое дов оерооiосьео йз мепоеьео. iоиееооi. Беiиоеье. г Роусьоопоiуое. i92и. 8. 252. Гетевстi Б нуоиеоiосье моiегiиiооиiоо РБщооюеве (нуоiееiе ооб Роиьооеоеооео. и9i9). леоодсб Е. ьхрейжеоиеiие $ообiеп ооо Роусьоаооiуое. iоiеоо. Беiiосьо’iгi. г Роусьооооiуое. 8923. 8. 484 гг этому же

ооевощеоо много робот б. Рееоои,о. (ом. его: Кiеiое беiзеi1бео ооо чевеооеоиеьее). из оеооехологочееоех оотороо, оодходоожохотой же оробоеме е оооб точно зреооо, уiоожом оо шороо, жоне, дожорооо, п.

дюбуо, рооее ох короеотеро о мо. лр.


Эти процессы, называемые в психоанализе конверсиями, принципиально ничуть не отличаются от других, в которых отдельные влечения, вытесняясь, как бы исчезают из сферы психического, но их энергия превращается в иную форму психических проявлений, например в страх1.

«Превращение» одного вида психической энергии в другой или

«превращение» его в соматический процесс это явления принципиально одного порядка, что объясняется единым органическим характером этих обоих видов энергии.

Без сомнения, здесь сделан крупнейший шаг по пути к монистической психологии, и указанное (не являясь, правда, определением психического) дает нам гораздо больше для понимания психических явлений и их связи с явлениями соматического порядка, чем дуалистические рассуждения старой психологии об отношении «души» и «тела».

Наконец, на последнем уже положительной характеристике психики ее способности реагировать на сложные внутренние и внешние

(социальные) раздражители и создавать сложные реактивные образования мы остановимся еще ниже.

 

**

 

Естественно, что, приступая к изучению сложной системы, какой является личность в целом, психоанализ должен прежде всего выделить из всей организации личности некоторые исходные определяющие моменты и с них начать свое исследование.

Мы не будем далеки от психоаналитического подхода к личности, если

скажем, что психоанализ понимает ее как организацию, реагирующую на целый ряд внешних и внутренних раздражителей, и в своем изучении выделяет прежде всего эти две группы процессов, как основные, характеризующие всю психическую структуру, дающие ключ к пониманию всей личности2.

действительно, такие именно реакции отражают всю реагирующую личность, характеризуют все ее главнейшие особенности, дают основное представление и о ее структуре.

О такого типа реакциях говорили Шерингтон3 и Лоеб4, указывая на

<4оа1 геЯехе$» и «тропизмы»; такие же, характеризующие весь организм целостные реакции имели в виду и Ье1iiуiогi, и такие авторы, как К. Н. Корнилов5 и др.

 

 

1 Ср.: Етеькi 5’. вытеснение. цит. библ. Т. III. С. 96. и сл. Бессознательное. Там же. С. 136 и др.

2 к этому, по нашему мнению, основному исходному положению психоанализа нам еще придется

вернуться не раз, указав на его обоснование. Сейчас же отошлем читателя к тем работам, где психика рассматривается как аппарат, реагирующий на раздражсния и влсчсния: ср.: Етеис! 5. Зеп$еii$ сiе5 Гп$iргiп7iр. 1921, особ. с. 21 и сл. и Ц27iiЁе иг. цит. соч., особ. с. 2,4, 5 и сл.

Ср.: Зiiеттiпщоп. Тие Iп{е8гаiiУе Ецпсiiоп оГ йiс псгуоц $у1еш.

Ср.: ЁоеЬ. Тие ощапi$ш ш а У1iо1е Ггош а р11у$iо1оiса1 Уiе’ роiпi Гопсiоп, 1916.

5Корнилов К. Н. Учение о реакциях человека. м., 1922.


Таким образом, проблема личности сводится в общем и целом к проблеме раздражений, доходящих до организма, и особенно реакций, которыми организм отвечает на эти раздражения.

Психоанализ склонен, как уже было указано, различать два вида таких раздражений: раздражения внешние, идущие от биологической и социальной среды, и раздражения внутренние, идущие от физиологических процессов, происходящих в организме и отдельных его частях1.

Раздражения такого типа, по преимуществу социальные, в

существенном формируют всю психику; на них мы остановимся позже; постоянные же раздражения второй группы, в их отражениях на психическом аппарате, психоанализом квалифицируются как влечения2.

Следует тут же отметить, что принципиальной разницы в характере тех и других психоанализ не видит3 однако его внимание останавливают прежде всего мало изученные и принципиально важные влияния внутренних раздражений влечений.

Уже в этом, по существу самом главном, пункте психоаналитической системы4 психоанализ резко отмежевывается от классической школьной психологии.

Явление влечения рассматривается им в том же строго монистическом аспекте, как и личность в целом; это явление не может быть названо в строгом смысле психологическим; оно включает в себя и явления чисто соматического, нервного раздражения, и внутренней секреции с ее химизмом, и часто не носит на себе чисто «психологического» отпечатка; скорее мы можем считать влечение понятием «пограничным между психическим и соматическим» (3. Фрейд5). дуализм старой психологии здесь оставляется совершенно в стороне; сознаваемость или несознаваемость влечения личностью оказывается совершенно побочным, второстепенным признаком, зависящим от ряда более мелких деталей развития влечения; остаются в стороне и все необходимые для старой психологии гипотезы об отношении «души» и «тела», будь то психофизический параллелизм или

 

 

1 Етеас! З.)еп$еii сIе$ iаi$iIiгiпяiр$. 1921. 8. 21 и ел. «теория полового влечения». цит. изд. т. уiii. С. 83 и др. Ср. также: Аiехапа’ет Е. Ме1ар$ус11о1оi$сЬе ВеiгасЫппеп//iпегва1. Iеii$сIiгiГi i. РусЬоапаiу$е. 1921. 8. 280—28 1.

2 Фрейд 3. влечения и их судьба. цит. изд. т. iii. С. 104—105. Вiпзи’апет I. Р$усiiоапаiу$е ппсi Кiiпiсiз

Рус1iiа1тiе II iпiейзаiiопаIе 7еi1сiзгiй Г. Р$усiiоапаiу8е. 1921. 8. 153 и др.

Етеас! 5. 1епеi1 с1е Епi1iгiпяiр. Ср.: Аiехапсiет Е. цит. соч. 8. 181: «Оiе$е Ьеiсiегi i{еiячпеiiеп, сие iшiеге ппс1 сие дпеге, IiаЬеп еiпеп йешеiпеп Сiчргiiп».

Вiпк’аiщет Е. цит. соч. 8. 153, говорит: «Вег Вейгiй сiе$ тгiеье ii сiег еiцепiiiсiзе Кегiiрппiс1 сiег

Егепс1с1iеп Беiiге, сiав Еппсiашепi сiе$ апкеп ОеЪдгiсiе$».

Ср.: Етеас! 5. Влечения и их судьба. психол. и психоав. библ., т. iii. м., 1922. С. 107 и ел. Ср. также его

«РвусЬоапаiуii$сIIе Вешег1апеп ьЬег еiп аЫоЫогар11i$с11 ЬшсiiгiеЪепеп Ран оп Рагапоа». ХаiiгЬпсii Г. Рус1iоапа1у$е. 11. 8. 65: «‚Уiг Га$$еп сiеп тгiеь, аiз сiеп Сгеп7ЬегiГ{ сiе$ $ееiiвс1iеп ееп сiа8 $оша?iсiгiе, $еiiепiii iiiлi р$усIтIвсIIе аергееп1апiе ощаiмвсiiег МдсЫе». теория полового влечения, цит. библ. т. уiii. В1п8И’аiщетЕ. цит. статья. 8. 153, 155. Ср., например: ИЪiее У. 1Чеу Уогiс. 1921. Р. х. и 1, где вопрос о «духе»

и «теле» вообще отпадаст при псренссснии проблемы психичсской жизни в плоскость изучения психики,

как «конечного вмражения интеграции индивида в органическое единство»... ‘УIiiiс правильно отмечает, что

«единственная возможность правильно подойти к психологии это бросить метафизические спекуляции о сущности души... и ее отношения к телу... исходя из предпосылки, что то, что мы привыкли называть психическим, есть выражение организма как целого».

 

45


взаимодействие. Вопрос переносится психоанализом в совершенно иную плоскость плоскость монистического подхода к психике. Такой подход к проблеме несколько напоминает положение Лапласа, который, построив систему мироздания, исходя из взаимного притяжения небесных тел, ответил на вопрос своего высокого покровителя о месте бога в его системе: «Ваше величество, без этой гипотезы я смог обойтись...».

Именно такой подход дал психоанализу возможность наново пересмотреть вопрос об отдельных психических функциях и увидеть их органическую связь с личностью как с биологически-цельным организмом.

Несколько примеров покажут нам, как психоанализ уже с самого своего возникновения начал отходить в этом вопросе от учений классической психологии. Уже в первых исследованиях отдельные психоаналитические авторы заметили, что строгая изоляция отдельный «актов» и «состояний», чисто пассивных или чисто активных, является в классической психологии недостатком, ведущим к невозможности понять ряд явлений.

Так, например, было замечено, что в такой якобы простой функции, как

«память», фактически принимают участие еще и иные функции психики, регулирующие весь процесс запоминания, удерживания и реализации накопленного опыта.

Оказалось, что далеко не все запоминается, сохраняется и припоминается одинаково легко; объекты (мы скажем раздражения), не связанные с интересами «личности», удерживались слабее, чем ярко окрашенные такой «заинтересованностью».

Объекты, резко противоречащие интересам личности, труднее удерживались и чрезвычайно быстро, видимо, изглаживались из памяти (как впоследствии было установлено, все же сохраняясь в бессознательной сфере); именно этим активным воздействием «интереса», «цензуры» личности и объяснялись случаи «вытеснения», «Забывания» неприемлемых для личности имен, действий и другие трудно объяснимые без этого явления1.

Так психоанализ пришел к понятию «влечения», активно участвующего во всех психических проявлениях личности, подбирающего из многочисленных раздражений лишь соответствующие ему и таким образом осуществляющего активное приспособление организма к среде.

Не менее ярко сказалось направляющее влияние влечений в акте

внимания, где влечения производили некоторый автоматический отбор, заставляя внимание направляться в ту сторону и воспринимать сознательно главным образом те раздражеНия, которые больше всего соответствовалинаправлению осознанных или бессознательных влечений2. Направляющая

 

 

1 Кроме классических работ Фрейда (ср. его «Психопатологию обыденной жизни» 2-е изд. М., 1923.

«Лекции по введению в психоанализ». Т. 1. М., 1922 и его работы по теории неврозов Кiеiпе с1iгЖеп кпг Тегiгоеп1е1эге) ср.: .Iопез Е. ТIэе гергеiоп Ьеогу iп i1 ге1аiоп Iо кIеiпогу. 1/ Вгii1i Iоцгваi оГ Рус1эо1оу. УIII Т4 2 и работы Т. ЕоУесIау, Т. ‚У Мiс1iе11, Т. Н. Реаг, А. Уо1Г на тему «Тие гоiе оГ герге$$iов iii Гощеiп» II Вгi1i1i Зопггiаi оГРус1эо1оу. УII КI 2.

2 Первый поход к этой проблеме дала нам литература о свидетельских показаниях, которая указала на роль интересов в направлении внимания и отборе воспринимаемого (ср. работы В. Штерна, Г. Гросса и др.).


роль влечений особенно ясно была видна на процессе связывания отдельных видов реакций, так называемых ассоциациях, где огромным количеством исследований было установлено определенно «аффективное» направление хода ассоциаций и его нарушение вторжением влечений1, наконец, даже такие процессы, особо оберегаемые старой психологией, как мышление и основанное на нем «познание», оказались в высокой степени зависящими от направления влечений2.

Исходя из этих наблюдений, психоанализ и сделал тот первый шаг, который так плодотворно отразился на его последующем развитии: он резко отмежевался от изолированного изучения отдельных сепаратных

«психических явлений» и, найдя общий во всех их момент действия влечений, перенес вопрос в плоскость изучения взаимодействия психических функций в плоскость интерреляции отдельных сторон психики, положив этим начало целостной, позитивной психологии.

Понятие влечения, руководящего детерминирующего момента3 встало, таким образом, в основу учений психоанализа и помогло ему сделать второй шаг по пути к монистическому подходу к изучению цельной личности.

Мы не будем долго задерживаться на вопросе о влечениях; нам важно лишь указать своеобразный подход к ним психоанализа.

Самый важный для нас момент мы уже указали выше: влечения являются для психоанализа понятием не чисто психологического порядка, но шире понятиями «пограничными между психическим и соматическим», понятиями биологическими.

Таким образом, в системе психоанализа особенно подчеркивается зависимость психических функций от раздражений органического порядка; психика вводится в систему организма, изучение ее теряет свою изолированность, которой она отличалась в старой школьной психологии, стремившейся представить психику как нечто не связанное с общей жизнью всего организма и изучавшей мозг вне всяких влияний на него отдельных органов тела (желез внутренней секреции и др.) и общей динамики всего организма. Эта-то попытка ввести психику в общую систему интерреляции органов, рассматривать мозг и его деятельность не оторвано, но наравне с другими органами тела, дать психологии крепкую биологическую базу и тем окончательно порвать с метафизическим подходом к ней, эта попытка составляет крупнейшую заслугу психоанализа4.

 

 

1 Литература вопроса огромна, и подробно на проблеме так называемых комплексных ассоциаций (гшр. реакций) я остановлюсь в другом месте. Сейчас отмечу лишь, что проблема была поставлена и разработана школой Юнга, ср. его Вiапокiс1зе А$$ояiайоп$$iцсiiеii. 1910—1911. Вй. 1—2.

2 Ср.: $сiзiiсiе, Р. Уа1зп ппсi Ег1ешi1пi. 1918, Гаiепс!ов1i. IЗа$ огЬечнше р1iапшйс1iе Веаiеп. Iпегii.

Рус1зоапа1у. ВiЫiойiеI. 1922.

Ср. На’iвЬеi. IЗiе ТгiеЪЬеаiпшеii аш $ее1iс1-iеп @е5с11е11iп аI$ @гппагогсiегпп еiпег Ыо1оiс1зеп Рус1зо1оiе. еiс1згii Г. 11епго1оiе п. Рус1зiагiе. ВсI. 77. 5. Фрейд З. Влеченгя и их судьба. Формулировка двух принципов психической жизни, цит. изд. Т. III и мн. др.

Между прочим, наиболее яркую формулировку такой необходимости ввести мозг и психику в систему органов тела дал еще Л. Фейербах. В статье «Против дуализма души и тела» (Соч., 1923. Т. i. С. 157) он пишет: «... думает и ощущает не душа, потому что душа есть олицетворенная и гипостазированная, превращенная в особое существо, функция или


Я не ошибусь, если скажу, что психоанализ сделал этим серьезный шаг на пути создания системы монистической психологии1.

Попытаемся остановиться на этом подробнее, несмотря на те трудности ясных формулировок, которые представляют собой психоаналитические системы (впрочем, как и все системы не философского, но опытного знания)2, и на ту субъективную терминологию, которую сам Егепсi признал

«временной», нуждающейся в замене терминологией «органической»3.

Нам прежде всего будет интересно знать, с какими группами влечений, этих «постоянных» внутриорганических раздражений4, имеет дело психоанализ.

Он склонен грубо выделить два класса влечений: один из них имеет дело с интересами личности как отдельной особи, стремящейся к самосохранению; другой включает группы влечений, биологически связанных с продолжением рода и называемых влечениями сексуальными5.Первый из них, который психоанализ называет кратко «влечениями Я» (iсЬ­ ТгiеЬе), основан на том, что принято называть инстинктом самосохранения6,и связан с пищевыми и оборонительными реакциями организма7 и играет

 

 

явление мышления, ощущения и хотения, и не мозг, потому что мозг есть физиологическая абстракция, орган, вырванный из целостности, из черепа, из головы, из тела вообще, фиксированный как нечто самостоятельное. Но органом мысли мозг служит только в связи с человеческой головой и телом». К сожалению, эта по существу простая истина была надолго забыта общей психологией.

в этом отношении психоанализ идет в ногу с новейшими учениями о внутренней секреции и ее влиянии

на психику, также вводящими психическую жизнь в систему органов тела. Из работ этого направления укажу лишь на новую книгу 1-1. А. ьелова «Физиология типов», орел, 1924.

1 Иа монистически-материалистический характер психоанализа кроме з. Фрейда указывали и ряд авторов, из которых ср.: Вiепiег. РIIу$i$сIIе$ ппй Р$усiзi$сiзе$ iii а Ра1гiо1ойiе II 7еi1сiiгiй Ё а. ез. ТЧепгоi. п.

Р8усiгiiаiтiе. ХХХI. 1916. ИГIiйе Ц” Рогшааiiоп$ оГ Р$усiiiаiгу. Вiпзч’апет Е. Р8усiгiоапаiу$е ппа Ыипi$сIIе

Р8усiгiiаiтiе II Iп1егп. 7еi$с11гiГ1 Г. Рвус1iоапа1уе. 1921. 8. 155 (в связи с учением о характере). Месщi’гет 1. Р8усIГIоапаIу$i$ ана iI$ сгiйс8 II Р$усiiоапаiуiiс 1922. К 3. Р. 326, а также Ш. Ференци в целом ряде статей.

2 «в том, что некоторые понятия психоанализа не отличаются достаточной ясностью... говорит

Фрейд, и заключается разница между спекулятивной теорией и наукой, которая создается посредством

эмпирических данных. Иоследняя охотно уступает спекулятивному умозрению все преимущества гладкой, логической безупречной обоснованности и готова удовлетвориться туманными, едва уловимыми основными

положениями». о нарцизме. Исих. и психоан. библ., м., 1923. Т. УIII. с. 121. в другом месте Фрейд

добавляет: «У меня отвращение к упрощениям за счет истинм». «Лекции по введению в психоанализ». 1922. т. II. С. 71. это делает изложение основных принципов психоанализа чрезвычайно трудным.

Ср.: з. Фрейд: «необходимо помнить, что все временно нами допущенные психологические положения придется когда-нибудь перенести на почву также органической основм» (о нарцизме. цит. изд. Т. УIII. С. 122); ср.: л. к. Ленц о внешне психологичной терминологии психоанализа в ст. «Условные рефлексм и

конструкция современной психиатрии» II Iтiовые идеи в медицине. птт., 1924. Х2 4. С. 69.

Фрейд З. влечения и их судьба. Исихол. и психоанал. библ. т. III. С. 104—105 и «теория полового влечения». то же изд. т. УIII. С. 83 и др., ср. также: $уйзро$iпш оп iiiе геiайхе гоiе iп Р$усiзо$оiоцу оГ Е8о, нега ана $ех Iняйпсi$ (вгiii1з Хопгпаi оГ Р$ус11о1оу. ХУI), статьи вго, СашрЪеII, ОIпосI, МасСпгау.

Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Т. i. С. 141, 201, 202, 208 и др. о нарцизме, русс. изд. т.

УIII. С. 121—122 и др.: «весь психоанализ построен на резком разделении сексуальных влечений и влечений Я»... Лекции. С. 140—141. «обе группы представляются нам названиями двух источников энергии индивида» (С. 201). Ср. также: Ртеисi5. Влечения и их судьба. психол. и психоан. библ. т. III. С. 109 и сл.

Ср.: Фрейд З. влечения и их судьба. С. 109: «Влечения» или «самосохранения»...

Ср.: Фрейд 3. 0 нарцизме, очерки по теории сексуальности. Русс. изд. Т. УIII. С. 121— 122; Лекции... Т. II. С. 170—17 1, 200 и др. Эта группа влечений принимает особо деятельное участие в таких процессах, как торможение поступающих извне раздражений

 


часто доминирующую роль в жизни организма, в судьбе поступающих извне раздражений, в заболеваниях индивида и т.д. Именно эта группа больше всего обусловливает ту единую, цельную личность, к изучению которой подходят теперь психологи; поэтому проявления этих влечений чаще всего принято определять как «интерес» личности1.

Группа сексуальных влечений изучена в психоанализе гораздо лучше. Это обусловлено прежде всего тем, что психологи классической школы, изучавшие психику отдельно, оторванно от различных лежащих вне мозга функций организма, мало обращали внимание на влияние на психику сексуальной деятельности человека2 быть может, здесь играл роль какой-то

особый ложный стыд, мешающий до сих пор объективно подходить к

сексуальным переживаниям человека; с другой стороны, особо развитой теории сексуальных влечений в психоанализе мы обязаны тому, что весь психоанализ построен, главным образом, на изучении тех нервных заболеваний (так называемых неврозов перенесения), где сексуальные влечения играют особо важную роль и особо доступны для исследования3.

Эта группа влечений, безусловно, эндогенного происхождения4,

являющаяся, таким образом, одной из самых древних частей личности5,рассматривается психоанализом также не как явление чисто психическое, но скорее как явление органического порядка6, явление несколько чуждое сознательной психике в собственном смысле слова, как ее понимает обычная психология, и влияющее на нее лишь в силу теснейшей связанности отдельных сфер организма.

В определение сексуальных влечений психоанализом входят отдельные моменты, очень ярко демонстрирующие органический характер психоаналитической психологии, и мы остановимся на этой стороне подробнее.

 

 

(так называемое вытеснение, цензура), а также в образовании так называемых нарцистических неврозов. Об этом ниже.

Надо отметить, что в психоанализе эта группа влечений, несмотря на ее кажущуюся простоту, еще очень мало изучена. Ср.: Фрейд з. лекции... т. i. лекц. 26. влечения и их судьба. т. iii. С. 111 и одна из последних работ з. Фрейда «Оа$ 1сЬ ний йа$ Е$» (1923).

1 Ср.: Фрейд з. лекции. т. i. С. 20 1—202 и сл.

2 Ср.: Фрейд з. лекции. т. i. С. 141. Ср. также: Вiеиiет. Оiс Р$усiiоапаiуБс РгеГкI8. 1911. РЛзет О. ГИс

р$усiiоапаiуii5сiiс мсйiойс. 2-с изд. 1920; 7пш КашрГпiтi сИе Р$усiiоапаiу$е. 1920.

Фрейд 3. лекции. т. i. С. 169—170. обвинение психоанализа в пансексуализме, в узком сексуальном

монизме, очень напоминает обвинение марксизма в панэкономизме, признании экономического фактора

единственнмм определяющим моментом истории. это недоразумение, а также основы преимущественного изучения экономического фактора прекрасно осветил Ф. энгельс в его письме к и. Блоху от 21 сент. 1890. Ср.: Маркс и Энгельс. письма. Нзд. моск. рабоч., 1923. С. 303 и сл.

Ср.: Аiехапсiет Е. меыр$ус1iо1оiвс1iе Ве1гас1тЁввеп II Iпейi. 7еiI$сIIг. Г. Р$усiiiап. 1920. 8. 284. приэкзогенном происхождении «влечения» из раздражений среды эндогенное происхождение имеет лишь половое влечение.

Ср.: Е1ье1 I. С. оп Же Ыо1оiса1 Ьавi$ оГ $ехпаi герге$iоп II IпЁ 7еi$с11г. Г. Р$усIIIап. 1920. 8. 324.

«Сексуальныс влечения наиболее старая и примитивная форма жизненной энергии».

Ср.: Фрейд 3. лскции. т. i. С. 176.

 

 


Сексуальное не нашло у Фрейда своего законченного определения1однако в качестве составных частей в это понятие входят: функции, связанные с различием полов и продолжением рода2, хотя последние не обязательно3, получение наслаждения от функций, связанных с этим влечением органов4, некоторая сила притяжения к объектам, возбуждающим такое влечение; короче, существенным моментом, наряду с органической основой, входит сюда то отношение к вещам, которые мы называем любовью и которое, по аналогии с голодом, получило в психоанализе свое более узкое название «либидо»5. Мы уже отметили, что сексуальное влечение имеет в психоанализе очень ясный не-психологический, но биологический смысл; сопоставляя «теорию либидо» с биологическими теориями сексуальности, Егешi наталкивается на близкое сходство этой теории с данными новых иследований в области сексуальной биологии, и особенно тех из них, где подчеркивается влияние половых секретов на мозг и нервную систему, и в частности с данными исследований Штейнаха и его школы6 именно это

наводит на мысль, что недалеко то время, когда психоанализ сможет

оперировать терминами сексуальности и сексуальных влечений, вкладывая в них реальное содержание того специфического сексуального химизма, которым эти влечения отличаются от иных, например «влечений личности» («Iсiгi-ТгiеЬе»)7.

На двух моментах указанного определения сексуального влечения? Не является ли этот момент сугубо психологичным, возможность рассеять одно возникающее по поводу этого определения сомнение» оба они углубят наше понимание психоанализа как системы материалистической психологии.

В самом деле, что мы имеем в виду, указав на момент «наслаждения»

как на существенную, характерную черту сексуального влечения? Не является ли этот момент сугубо психологичным, субъективным, и если нет,

 

 

1 В психоаналитической системе психика в узком смысле рассматривается часто даже как нечто противоположное, враждебное сексуальности. В определение психики часто входит понятие о ней, как о

«тормозящем органе», органе, регулирующем поступление раздражений. Особенно ярко это в применении к одному из важных моментов психики к сознанию; ср.: Фрейд З. О нарцизме. Русс. изд. Т. УIII. С. 129; Аiехапсiег Г. Меар$ус11о1оi$с1iе ВеIгасЫшщеп. Цит. место, 273. Гетепсi ‘. Iiе Рус1iе аI$ Нешшп1гщ$огап

/1 iпегв. еi8с11г. Г. Рус1гiоап. 1922. 4.

2 Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. цит. изд. Т. УiiI. С. 80, 116; Лекции... Т. II. С. 177.

3. Фрейд рассматривает широкий класс сексуальных явлений, где сексуальная деятельность не связывается с функцией продолжения рода (так называемой перверзии, детская сексуальность, невротические симптомы и т.д.); таким образом понятие сексуального у него шире понятия генитального, ср.: Фрейд З. Теория полового влечения (ра$iiгй). Лекции. Т. II. С. 110 и др. Ср. также: Вiеиiеi-. Еiе Рус1iоапа1у$е Егеж1. цит. изд. 25. Нiiсiiтапп Е. Егеж1 1епгоеп1еЬге. 1911. 4; РЛет О. 7iiйi КапiрГiiш сие Рус1iоапа1уе. 237; $сi’шiгI. Н. Еiе Рус1iоапа1у$е. еiIсЬг. Г. ап8е’. Рус1iо1оiе. В. II. 471.

На эрогенности органов мы остановимся ниже. Пока же ср.: Фрейд З. Лекции... цит. изд. Т. II. С. 93,

113. Ср.: Теор. полов. влечения. Цит изд. Т. УIII. С. 59—бО и др.

Именно такой постановкой вопроса подчеркивается то широкое значение, которое приписывается психоанализом сексуальности; ср.: Фрейд З. Цит. изд. Т. IУ. С. 46—47. Теория полового влечения. Цит. изд. Т. УIII. С. 11,91 исл.

Ср.: Етеис! 5. Теория полового влечения. Т. УI. С. 90 и сл. Гесiегп Р. $сЬеша йег ЫЫсiоапГваЫтiе япг Вепас1iпп ппсi iпаi1сайопе11цп. доклад на УII психоаналит. конгрессе /1 Iпегпа. 2еiс1iг. Г.Рус1iоапа1уе. 1922. 8. 486—487.

Взгляд на сексуальность как на особый химизм см.: Фрейд З. Лекции... Т. II. С. 177. Теория полового влечения. цит. изд. Т. УIII. С. 9 1—92; различие обеих групп влечений с этой точки зрения см. Т. УIii. С. 43.

 

50


то как понимает его психоанализ? Можем ли мы и в этом моменте констатировать ту же органическую объективность, на которую мы указывали и раньше, и нет ли здесь ультрапсихологической телеологии, учения о том, что влечения эти созданы «с целью» борьбы за наслаждение? Попытаемся же кратко указать на место, которое занимает «наслаждение» в общей системе психоанализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.