Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосублимация сексуальности




Для Г. Маркузе нерепрессивная цивилизация — это прежде всего уста­новление новых отношений между инстинктами и разумом, при которых освобожденные от тирании разума инстинкты порождают новый прин­цип реальности.

Но не ведет ли раскрепощение инстинктов человека к регрессу, поскольку в историческом плане именно подавление его бессознательных влечений и усиление рациональности способствовало развитию культуры и достижению ее цивилизованной формы? Не противоречит ли подоб­ное видение перспектив нерепрессивной цивилизации идеям З.Фрейда, в соответствии с которыми культура строится на подавлении влечений человека, а регресс к предшествующим стадиям инфантильного либидо чреват психическими расстройствами или рецидивами варварства?

Г. Маркузе предвидел такую постановку вопросов, но он исходил из того, что, во-первых, в фрейдовской теории инстинктов содержит­ся такая скрытая тенденция, которая позволяет говорить о примире­нии принципа удовольствия с принципом реальности, а во-вторых, воз­можность нерепрессивной цивилизации связана не со сдерживанием, но с раскрепощением прогресса, обусловленного новой, так называемой «либидозной рациональностью». Стало быть, то, что традиционно вос­принимается в качестве регресса, на самом деле может стать таким про­грессом, при котором освобожденные от прибавочной репрессии сексу­альные инстинкты смогут создать «либидозную рациональность», способ­ную направить прогрессивное развитие человечества на формирование новых форм цивилизованной свободы.

О чем все-таки идет речь? Об ослаблении табу на сексуальность? О воз­рождении прегенитальной полиморфной сексуальности, свойственной, по мнению З.Фрейда, инфантильному развитию? Об освобождении инстинктов от давления со стороны общества?

Если бы речь шла именно об этом, то тогда бы подтвердились опасе­ния, высказываемые критиками свободного проявления либидо по пово­ду того, что освобождение инстинктов с неизбежностью приведет к заси­лью в обществе сексуальных маньяков. С точки зрения Г. Маркузе, речь должна идти не просто об освобождении, а о преобразовании либидо из сексуаль­ности, ограниченной генитальностью, в эротизацию человеческого тела в целом. Благодаря такому преобразованию либидо, предполагающему прежде всего преобразование общества, откроется путь к свободной игре инди­видуальных потребностей и способностей. Словом, необходимо не оправ­дание либидо внутри институтов, управляемых принципом производи­тельности, а свободное развитие преобразованного либидо за пределами


ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ

данных институтов, в результате чего сексуальность будет стремиться к собственной сублимации, т.е. к самосублимации.

Под самосублимацией понимается «способность сексуальности соз­дать при специфических условиях высокоцивилизованные человече­ские отношения, свободные от репрессивной организации, налагаемой на инстинкт существующей цивилизацией» [21, с.211]. По мысли Г.Мар-кузе, подобная самосублимация предполагает исторический прогресс, преодолевающий институциональные пределы принципа производитель­ности. Для инстинктов это означает регресс от сексуальности, направ­ленной исключительно на воспроизводство, к сексуальности, связанной с получением наслаждения от зон тела, что означает отход от предшест­вующей десексуализации тела, уход от приоритета генитальности к эротиза­ции всего организма и концептуальное преобразование сексуальности в Эрос.

Последнее положение, т.е. концептуальное преобразование сексу­альности в Эрос вытекало из идей 3. Фрейда о сублимированных либи-дозных связях и расширении значения сексуальности до понятия Эроса, что нашло свое отражение в таких работах основателя психоанализа, как «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Именно в этих работах содер­жатся скрытые представления о сублимации без десексуализации, о видах деятельности и отношениях, которые, не относясь к сфере организован­ной генитальной сексуальности, тем не менее оказываются либидозными и эротичными.

Эта психоаналитическая идея была воспринята Г. Маркузе как плодо­творная, способствующая реальному пониманию возможности развития нерепрессивной цивилизации. Отсюда его представления о том, что либи­до может пойти путем самосублимации и что возрождение полиморфной и нарциссической сексуальности не составит угрозу культуре, а напротив, будет предопределять направленность ее развития. Во всяком случае пре­одоление противоречия между телом и духом откроет духовную сферу навстречу эротическому порыву, когда сексуальность не будет отклонять­ся на пути к своей цели, а, достигая ее, обеспечит переход к другим целям, способствующим полному удовлетворению человека. При этом Г. Мар­кузе исходил из того, что в контексте размышлений о нерепрессивной цивилизации фрейдовское понятие Эроса как инстинкта жизни получает дополнительное значение, в результате чего биологический импульс превра­щается в культурный, а преобразование сексуальности в Эрос распространяется на либидозные трудовые отношения.

В представлении Г. Маркузе с преобразованием сексуальности в Эрос инстинкты жизни смогут развить свой собственный чувственный поря­док. Сам разум станет чувственным настолько, что выступит на защиту

i86


РАЦИОНАЛЬНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

и обогащение инстинктов жизни. В результате подобных изменений борь­ба человека за существование, столь характерная для предшествующих периодов развития цивилизации, окажется фундаментом эстетического опыта. Тем самым будет подготовлена почва для возникновения новой рациональности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.