Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акустика-мнестпческая (сенсорно-амнестическая) афазия




Согласно концепции А. Р. Фурия, возникновение акустико- мнестической афазии обусловлено дефицитарностью слухо-ре- чевого анализатора, но, в отличие от акустико-гностической формы,при этой афазии речевой слух не страдает, а ведущим

пг

 

дефектом является неполноценность слухоречевой памяти (Лу- ри~ А. Р., 1974, 1976; Дорофеева С. А., 1967а, б). Клинико- псикологически это проявляется в значительном ограничении объема воспринимаемого речевого материала при его воспро- изведении или запоминании без повторения. Повторение от- дельных звуков речи, простых слов не затрудняет больных. Трудности возникают при воспроизведении серий гласных звуков, слогов, слов, более длинных предложений. Наряду с этим Имеет значение и семантический фактор — повторение серий из несвязанных по смыслу слов затрудняет болыпе, чем предложений из З-х, реже 4 — 5 слов. Способность воспроизве- сти предложения определяется не только его длиной, но и сложностью построения. В более грубых случаях акустико-мне- стической афазии дефект слухоречевой памяти может прояв- ляться нарушением повторения сложных слов.

Типичным для всех больных с данной формой афазии яв- ляется нарушение номинации. Функция называния может на- рушаться в большей или меньшей степени. Отчетливой раз- ницы в назывании предметов и действий нет. Трудности на- зывания выражаются увеличением латентного периода,припо- минания, вербальными заменами, реже литеральными или от- казом от ответа. Иногда называние заменяется описанием на- значения предмета или ситуацией, в которой он встречается. Не- редко конкретное название изображений предметов заменяется их обобщенным понятием (стол — мебель» и т. п.). Вспомнить нужное слово помогает подсказка или контекст, хотя и не всегда.

Спонтанная и диалогическая речь фразовая, но в той или иной степени обедненная. Наблюдаются затруднения в нахож- дении нужных слов или выражений, паузы внутри предложе- ний и между ними, вербальные и значительно реже литераль- ные парафазии. Произносительных нарушений речи не отме- чается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картин- кам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилую- щими вербальными заменами, персеверациями, вводными словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой фразы появляются обрывки незаконченных предложений. Еще грубее нарушается повествовательная речь — способность к пе- ресказу простого и короткого текста. Выявляются вербальные замены уже не отдельных слов, а целых предложений, вслед- ствие чего искажается смысл повествования. Фразы обычно не заканчива

ются, нарушается связь слов в предложениях и пред- ложений друг с другом, иногда пересказ не имеет ничего об- щего с образцом.

пз

 

В процессе общения с больными создается впечатление, о они хорошо понимают обращенную речь, однако вследст ие нарушения слухового внимания не всегда выполняют сло ес- ные инструкции. Понимание речи страдает также вследствие неудержания услышанного. Задания приходится повторять, тексты, а нередко и длинные инструкции предъявлять по ча- стям. Нарушения слухоречевой памяти в известной мере яв- ляются причиной нарушения понимания сложных логико- грамматических конструкций.

Нарушения письменной речи при акустико-мнестической афазии своеобразны. Не страдает способность узнавать буквы и синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как глобальный, так и аналитический способы чтения, т. е. механизм чтения не разрушается. Дефекты письма не определяются за- труднением фонематического анализа, не страдает способность фонологической квалификации произнесенной фонемы (как у больных с акустико-гностической афазией), нет затруднений в нахождении соответствующей графемы. Чтение облегчает номи- нацию, активизирует стереотипы, хранящиеся в долговременной памяти. Те же функции выполняет и письмо, заставляя фикси- ровать внимание на структуре слова, закрепляет зрительный об- раз слов. Вместе с тем, письменная речь при этой форме не- полноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого, письмо под диктовку, письменное называние, формулирование предложений. Причиной этих нарушений также является непол- ноценность функции запечатления следов услышанного.

В редких случаях у больных с акустико-мнестической афа- зией выявляются элементы теменной симптоматики: наруше- ние праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных опера- ций. Локализация очага поражения преимущественно в сред- не-задних отделах левой височной доли.

В классификации А. Р. Лурия выделены 2 формы афазии, связанные с поражением височно-теменной области левого полушария (у праворуких): амнестическая и семантическая. Если очаг поражения распространяется в каузальном направ- лении и захватывает теменно-затылочную область, то могут возникнуть специфические нарушения чтения и письма — оп- тическая алексия и аграфия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.