Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины
Практическая реализация активных технологий предусматривает два типа занятий: в активной и интерактивной форме. В активной форме проводятся семинарские занятия, в интерактивной – практические занятия. По данной учебной дисциплине практические занятия сочетают обе формы реализации активных технологий.
Активное обучение обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и обучающегося с целью формирования практических навыков исследования вопросов, входящих в предмет криминалистики.
Задачами активного обучения по данной дисциплине являются:
– закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;
– овладение технико-криминалистическими, тактико-криминалистическими приемами, а также криминалистическими методиками выявления, раскрытия и расследования преступлений;
– обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;
– приобретение навыков публичных выступлений.
Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных практических занятиях по всем формам обучения.
Интерактивное обучение по данной дисциплинеобеспечивает более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование их активности в процессе обучения.
Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед аудиторией с применением следующих форм обучения:
– ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;
– модерация (способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена учебного коллектива, без лишних потерь рабочего времени);
– демонстрация слайдов или учебных фильмов;
– мозговой штурм.
Методика проведения тренинга предусматривает наличиеобщей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов.
Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Тренинг также обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга заключаются в следующем:
– оптимальное количество участников тренинга составляет 20-25 человек;
– соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;
– обязательное ознакомление участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
– проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» – правил работы группы;
– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
– уважение чувств и мнений каждого участника;
– поощрение участников тренинга;
– подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
– обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
– обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.
Необходимые условия для успешного обучения:
– готовность обучающегося учиться;
– применение различных форм и методов обучения;
– использование повторения для закрепления знаний;
– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;
– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.
Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции, мультимедийной презентации.
Выработка практических навыков. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по решению соответствующих криминалистических задач. С этой целью необходимо использовать работу в малых группах, мозговой штурм, дискуссии и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.
Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.
Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.
Наименование
интерактивных образовательных технологий
Реализации
интерактивных
образовательных
технологий
ОФО *
ОЗФО
ЗФО
Тренинг по теме 6«Криминалистическое учение о следах (трасология)»
Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных понятий и категорий трасологии.
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных понятий и категорий трасологии, а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- раскрыть понятие и указать научные основы трасологии;
- провести классификацию следов;
- раскрыть общие правила обнаружения, сохранения, фиксации и изъятия следов;
- дать характеристику следов человека, орудий взлома, инструментов и производственных механизмов, транспортных средств.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 2
2 часа
ПЗ 1
2 часа
ПЗ 1
1 час
Тренинг по теме 7«Судебная баллистика»
Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных понятий и категорий криминалистической баллистики.
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных понятий и категорий криминалистической баллистики, а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- раскрыть понятие криминалистической баллистики и показать ее значение;
- указать объекты баллистического исследования;
- определить задачи и возможности судебно-баллистической экспертизы;
- раскрыть процесс идентификации оружия по выстреленным пулям и стреляным гильзам.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 3
2 часа
ПЗ 2
2 часа
ПЗ 2
1 час
Тренинг по теме 10«Судебное почерковедение и автороведение»
Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных понятий и категорий криминалистического почерковедения и автороведения.
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных понятий и категорий криминалистического почерковедения и автороведения, а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- назвать криминалистические признаки почерка;
- раскрыть порядок получения и анализа образцов почерка для сравнительного исследования;
- охарактеризовать содержание судебно-почерковедческой экспертизы;
- назвать криминалистические признаки, указывающие на автора текста;
- охарактеризовать содержание автороведческой экспертизы.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 6
2 часа
ПЗ 4
2 часа
Тренинг по теме 12«Уголовная (криминалистическая) регистрация»
I. Информационный блок (мини лекция)
Тема 12
2 часа
II. Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание темы «Уголовная (криминалистическая) регистрация».
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных положений темы «Уголовная (криминалистическая) регистрация», а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- дать понятие и раскрыть структуру уголовной (криминалистической) регистрации как специальной информационной системы;
- дать развернутую характеристику системы криминалистических учетов.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 8
2 часа
ПЗ 5
2 часа
Тренинг по теме 16«Общие положения криминалистической тактики»
I. Информационный блок (мини лекция)
Тема 16
2 часа
II. Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных понятий и категорий криминалистической тактики.
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных понятий и категорий криминалистической тактики, а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- раскрыть основные понятия криминалистической тактики;
- охарактеризовать общие тактические приемы подготовки к следственному действию, его производства, а также фиксации хода и результатов.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 12
2 часа
Тренинг по теме 17«Криминалистические версии и планирование расследования»
I. Информационный блок (мини лекция)
Тема 17
2 часа
II. Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных положений темы «Криминалистические версии и планирование расследования».
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных положений темы «Криминалистические версии и планирование расследования», а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- дать понятие криминалистической версии и показать ее значение для практики раскрытия и расследования преступлений;
- охарактеризовать процесс выдвижения (построения) и проверки версий;
- охарактеризовать процесс планирования расследования.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 13
2 часа
Тренинг по теме 18«Взаимодействие следователя и оперативных подразделений, иных государственных органов при раскрытии и расследовании преступлений»
I. Информационный блок (мини лекция)
Тема 18
2 часа
II. Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных положений темы «Взаимодействие следователя и оперативных подразделений, иных государственных органов при раскрытии и расследовании преступлений».
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных положений темы «Взаимодействие следователя и оперативных подразделений, иных государственных органов при раскрытии и расследовании преступлений», а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- показать и разъяснить руководящую роль следователя в организации взаимодействия;
- раскрыть формы и виды взаимодействия следователя с правоохранительными органами;
- охарактеризовать виды следственно-оперативных групп.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 14
2 часа
Тренинг по теме 19«Тактика осмотра места происшествия»
Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных тактических приемов осмотра места происшествия.
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных тактических приемов осмотра места происшествия, а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- раскрыть сущность, задачи и виды осмотра места происшествия;
- указать и охарактеризовать тактические приемы исследования обстановки места происшествия;
- дать развернутую характеристику тактических особенностей наружного осмотра трупа на месте его обнаружения.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 15
2 часа
ПЗ 6
2 часа
ПЗ 6
1 час
Тренинг по теме 23«Тактика допроса»
Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных тактических приемов допроса.
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных тактических приемов допроса, а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- дать понятие и раскрыть сущность, задачи и виды допроса;
- охарактеризовать психологические основы допроса;
- охарактеризовать особенности тактики допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, несовершеннолетних.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
ПЗ 19
2 часа
ПЗ 9
2 часа
ПЗ 9
1 час
Тренинг по теме 25«Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений»
Выработка практических навыков:
1) мозговой штурм
Цель – формирование у обучающегося специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление и анализ точек зрения обучающихся на содержание основных положений темы «Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений».
2) работа в малых группах
Цель – возможность участвовать в совместной работе, сообща практиковать навыки изучения основных положений темы «Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений», а также совершенствовать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Задание:
- раскрыть содержание, значение и основные категории криминалистической методики как раздела криминалистики;
- дать понятие, раскрыть сущность и показать значение криминалистической характеристики преступлений;
- охарактеризовать типичные следственные ситуации и направления расследования;
- охарактеризовать криминалистические аспекты предупреждения преступлений.
3) дискуссия
В ходе дискуссии выявляются точки зрения обучающихся по исследуемому вопросу и анализируется каждая из них.
Цель– формирование у обучающихся специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление и анализ других точек зрения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление