Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция семнадцатая. Труд




(Природа труда. Проблема отчуждения. Предназначение труда. Труд самопреобразования.)

 

“Телесный труд не только не

исключает возможности умственной

деятельности, не только не унижает

ее достоинство, но и поощряет ее”

(Л.Толстой)

 

“Человек развивается тогда, когда находится в центре жизни” (Исход 1998, 235).

Человеку механическому в готовом виде природа дает немногое. Труд есть деятельность по преобразованию материалов природы в необходимые для человека предметы. В рамках вещно-ориентированной цивилизации труд означает деятельность людей по производству товаров и услуг. Именно поэтому в данном понятии есть моменты смысла, показывающие нерадостность этой деятельности для человека, определенную степень принуждаемости. “Трудно” и “труд” имеют общие корневые основы. В.В.Налимов приводит очень интересное высказывание на эту тему своего отца, который считал, что “современные революции до некоторой степени представляют протест против труда, лишенного радости творчества ” (приводится по Налимов 1989, 216).

Труд есть процесс, сформировавшийся из повседневной собирательно-охотничьей модели жизни, позволявшей человеку пребывать в гармонии с природой. Труд в нынешнем его представлении есть результат такого варианта развития общества, когда насилие и принуждение формировали простые операции, обеспечивающие общество питанием, жильем, одеждой и прочим. С другой стороны, сформировалась каста людей, присвоивших себе творческую компоненту деятельности (жрецы, правители, лица, их обслуживающие).

Труд в современном представлении и в современной глобалистике превратился в очень разветвленный процесс, в котором каждый индивид занимает или не занимает свою клеточку (большую или меньшую) в системе общества и тем самым фиксирует большую или меньшую частичность своего жизненного бытия. В противоположность творческому, ибо “Мы должны быть многовариантны, истинный сотрудник света владеет всеми профессиями сразу” (Марченко 1999, 89).

Труд бывает соединенным с предметами и орудиями. Совершенство орудий обеспечивает человеку изменение его места в самом процессе труда. “Труд есть вечное естественное условие человеческого существования. Процесс труда есть не что иное, как самый труд, рассматриваемый в момент его творческой деятельности. Всеобщие моменты процесса труда поэтому независимы от какого-либо определенного общественного развития. Средства труда и материал труда, часть которых составляют уже продукты прежнего труда, играют свою роль в любом процессе труда во все времена и при всех обстоятельствах” (Маркс 49, 54-55).

В труде есть определенная последовательность событий. Есть цель, есть начало действий, есть его выполнение и завершение. Труд творческого человека полон именно с этой стороны: он сам ставит цель или цели, сам выбирает время начала, развертывания основных действий и время завершения. Он определяет объем энергий, которые он собирается и вкладывает в труд.

Любое разделение труда между различными людьми начинает формировать в них механизменность, требует дополнительных согласований.

С другой стороны, труд вместе всегда плодотворней. Но это тот случай, когда люди сами договариваются кто и что делает, а не получают извне готовую технологическую схему, задающую им разделение труда. Разделение труда долго рассматривалось как достижение цивилизации, ведущее к резкому подъему производительности труда. Так и происходило за одним и не самым слабым исключением - человек становился все более механистичным...

Труд не может быть направлен на самого человека, ибо труд всегда меняет форму предмета с помощью тех или иных орудий.

“Человек - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим” (Энгельс т.20, 510). Человек пребывает на Земле в действии. И это действие сейчас большей частью направлено на внешнее - вещные стороны жизни. Отсюда и структура деятельности.

Труд бывает примитивным и труд бывает высокосодержательным. Труд бывает творческим и труд бывает исполнительским. Труд бывает подневольным и труд бывает свободным. Для человека творческого в труде не бывает негативного: оценок, эмоций, чувств. Он радуется трудом. Он созидает себя своим трудом в каждую данную ему сейчас минуту.

Технологизация труда, казалось бы, освободила человека от многих простых и монотонных операций. Но вопрос о монотонности есть вопрос мотивации и понимания механизма жизни. Когда сеятель разбрасывает горстями по полю зерна пшеницы или ржи, он в каждое из них вкладывает часть своей любви, частичку своего сердца. Зерно, прорастая, вырастая в колос, умножает искру его энергии, его личной энергии и возвращает ему ее многократно, отвечая на его зов.

Экономичность этого процесса такова, что от такого зерна сеятель получает только чистое здоровье.

Интенсивность труда бывает задаваемой ритмом технологической системы, приспособленной или не приспособленной к ритму жизнедеятельности хотя бы среднего человека. И есть интенсивный труд творческого человека, свободно творящего свою реальность. Одна интенсивность забирает здоровье, другая дает человеку долголетие и просветленность. “Придет время, когда человечество поймет, что техника - это не прогресс, а регресс, и перейдет к созданию живых инструментов, то есть таких, которые работают исключительно в сотворчестве с оператором, образуя с ним как бы одну команду” (Платонова 1999, 207).

Следует выделить особо труд по спасению своей души. Труд самопознания лучше выделить в особую категорию - саморазвития, ибо мы уже утверждали, что труд всегда направлен на внешний для человека предмет или вещь. Саморазвитие связано с непрерывным пробуждением в себе все новых и новых цепочек ДНК, раскрытием все более глубоких возможностей понимания себя и воздействия (взаимодействия) со все большими объемами реальности.

Саморазвитие происходит от простого к сложному, но бывают и случаи озарения, когда человек с помощью Учителей вдруг сразу открывает в себе массу новых феноменов и начинает сразу видеть совершенно иную реальность. Все это зависит от духовной устремленности человека, интенсивности и чистоты его помыслов, дисциплины относительно себя и окружающей его социальной среды.

Саморазвитие есть движение в себя и к себе с помощью Учителей. И это понятно, так как человек столь могуществен, что неоптимальное открытие этих возможностей дисбалансирует не только его самого, но и космическую реальность. Именно поэтому даже экспериментирование над собой нуждается в осмыслении и понимании последствий, которые очень часто не могут быть зафиксированы человеком вследствие незнания тех или иных взаимосвязей реальности.

Саморазвитие, самоосознание нуждаются в дисциплине. Следует учитывать, что когда человек начинает пробуждаться относительно самого себя, он задействует вокруг себя гигантские космические силы. Он идет не один. И любой его срыв относительно самого себя есть дезорганизация весьма сложных сообществ живых организмов. Именно поэтому вопросы дисциплины становятся для идущих основными.

Дисциплина есть первый шаг к пробуждению. Групповые же формы движения требуют еще более скоординированных действий, так как здесь все умножается геометрически.

Активность есть темп реализации деятельности. Темп может быть различным - внешне-принуждаемым, мотивированным внешними стимулами, исходящим из внутренне осознанной миссии человека или организации (просветленная организация). Лень (ничегонеделанье) и сверхактивность есть разные стороны этой шкалы. “Несчастье деятельных состоит в том, что их деятельность почти всегда немного неразумна...Деятельные катятся, подобно камню, в силу глупости механики” (Ницше 1-1990, 390).

Существование в потоке есть оптимальная мера активности.

“Того, кто пашет, плуг делает сытым,

Дорогу осилит идущий,

Поучающий брахман достигает большего, чем непоучающий.”(Ригведы 1969, 74).

 

Литература:

Исход. Книга вторая. - С.-П.: Диалог, 1998.

Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т.49.

Марченко

Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.

Ницше Ф. Сочинения. Т.1. - М.: Мысль, 1990.

Платонова Т. Тайная доктрина Гермеса Трисмегиста. - М.: Белый Ашрам, 1999.

Ригведы./ Антология мировой философии. Т.1, ч.1. М., 1969.

Ф.Энгельс. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т.20.

 

Глава восемнадцатая. Политика

 

(Государство. Понятие политики. Власть и общество. Политика и общество. Демократия и консенсус. Социальный конфликт: парадигмы насилия и ненасилия.)

 

“Двадцатый век можно назвать веком насилия и

веком наиболее активного поиска путей его преодоления”

Государство всегда было аппаратом принуждения одной группой других групп людей. Отсюда и соответствующее его устройство. За основу понимания государства можно взять ленинские работы. Ленин писал, что “государство сводится именно к такому выделенному из человеческого общества аппарату управления. Когда появляется такая особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию - в тюрьмах, в особых отрядах людей, войске и пр., - тогда появляется государство.” (Ленин 39, 69). С точки зрения философии космического сознания, государство есть развивающаяся система отношений граждан в двух возможных направлениях:

1. Внешнее регулирование для мира внешних отношений, что характерно для третьего измерения реальности, дуального мира. Его полярность регулируется внешними для человека институтами.

2. Внутреннее регулирование, когда все общество стоит на понимании духовных процессов и обращено к формированию внутреннего опыта проходящего свои уроки индивидуума.

Особенность государства переходного трансформационного периода в том, что оно, с одной стороны, не может не подавлять ситуации отклонений, вызванных поведением механистических людей. А с другой стороны, инерция подавления, естественно, может и касается творческих людей. Ибо еще одна особенность государства - стандартизация жизни будь то законом или же подзаконными нормами. Естественно, что для творческих людей “искрит” именно здесь. Выход для последних - совместная концентрация энергий, в том числе созданием союзов, организаций, поселений.

Для нового времени государство первого типа своим идеалом имеет демократию. Государство (общество) второго типа стоит на консенсусе.

В первом типе государства регулируется социальный конфликт. В государстве второго типа идет непрерывное согласование интересов методом создания все более совершенных мыслеформ с переходом в последующем на созидание самих себя и через это - общего.

Государство переходного периода есть структура с быстро размываемыми функциями. Усиливается значимость самоуправления. Все больше вопросов перекладывается на местные общины.

С другой стороны, мобилизационная функция государства в условиях трансформации сохраняет свою значимость, так как есть группы населения в больших городах, которым будет довольно трудно в короткие сроки уйти на землю. Добавим пенсионеров старших возрастов, инвалидов, детей-сирот, чтобы понять масштабность задач поддержки этих социальных групп.

Эта противоречивость явно раскачивает основы традиционного государства. И сохранение хотя бы относительной устойчивости жизнедеятельности зависит от групп населения, просветливших себя к грядущим переменам.

Усиление ориентации на первичные просветленные группы людей будет являться одной из гарантий гармонизации перехода и снижения числа катастроф, которые всегда в той или иной мере в этот период охватывают всю Землю.

Тема прогресса и его критериев всегда рассматривалась относительно состояния цивилизации и движения общества. Материалистическая точка зрения на общества, детерминированная экономикой, свела прогресс к уважению и приращению производства и услуг. Более прогрессивным считалось и считается государство, обладающее большей экономической мощью.

Понятие политики относится к области распределения власти между различными социальными группами общества. Политика есть система мер по снятию противоречий между группами. Сама постановка вопроса о противоречиях связывает термин политики с разделенным, механическим миром людей, с которыми все случается.

Политика формируется элитными группами, включающими в себя центральные фигуры экономической, политической и научной сфер и обслуживаемых государственными и/или партийными структурами.

Основная масса решений в настоящее время затрагивает три вопроса:

1. Уровень безопасности в его внутренних и внешних аспектах.

2. Регуляция экономической жизни.

3. Оформление самой политической жизни системой меняющихся законов.

При этом существуют несколько ключевых методов оформления политики в конкретном государстве:

(а) Принятие закона и сопровождающих его актов;

(б) Выборность;

(в) Независимость различных ветвей власти;

(г) Коллегиальность принятия решений;

(д) Сочетание централизации и местного самоуправления и т.д

Эту схему можно детализировать.

Четвертое измерение есть социальное пространство выработки коллективных мыслеформ. И здесь уже нет политики в привычном нам смысле.

Политика в посттрансформационном мире будет связана с согласованием интересов в решении нескольких крупных задач (ситуаций):

Первая ситуация - движение больших групп людей в ходе перестройки континентов и появления новых материков.

Вторая ситуация - нейтрализация монстров уходящей цивилизации.

Третья ситуация - организация нового типа образования.

Четвертая ситуация - организация хозяйства нового типа.

Пятая ситуация - формирование поля единого мирового сознания.

Будут и другие задачи. И решаться они будут во многом принципиально иными методами. Ненасильственно. Консенсусом.

 

Литература:

Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000.

Ленин В.И. О государстве / ПСС, т.39.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.