Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 3




Дополнительная

Какой представлен профиль асимметрии?

Какой представлен профиль асимметрии?

В обоих полушариях

В левом полушарии

В правом полушарии

Е,40-е,45-е поля

Год, Поль Брока

2. 1974 год, Роджер Сперри

3. 1924 год, А.Р. Лурия

4. 1896 год, В.М. Бехтерев

2.БОЛЬШУЮ ПЛОЩАДЬ У ПРАВШЕЙ В ЛЕВОМ ПОЛУШАРИИ ЗАНИМАЮТ:

1. 45е,39-е поля

3. 40е поле

4. 44-е, 45-е поля

3.ПРИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМИНИРУЕТСЯ a-ДЕПРЕССИЯ:

2. В левом полушарии

3. В обоих полушариях

4. Все ответы правильные

4.ПРИ ВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМИНИРУЕТСЯ а-ДЕПРЕССИЯ:

1. В правом полушарии

3. В обоих полушариях

4. Все ответы верны

5.ПРИ ДВИЖЕНИИ ВЕЖУЩЕЙ РУКИ У ЛЕВШЕЙ ЭЭГ АКТИВНОСТЬ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ:

1. В правом полушарии

2. В левом полушарии

4. Все ответы верны

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. У испытуемого И., 30 лет, при исследовании характера функциональной асимметрии мозга выявлено: а) руки: предпочитает держать ложку, писать, рисовать, резать, бросать камень, бить молотком правой рукой, б) ноги: предпочитает прыгать на правой ноге, бить по мячу правой ногой, при закидывании ноги на ногу правая нога сверху, в) тело: вращение вокруг своей оси осуществляется в сторону правой половины тела, г) слух: Кпу = 40%, д) зрение: первым прищуривается левый глаз, в калейдоскоп смотрит правым глазом.

Ответ: правый профиль асимметрии.

2. У испытуемого К., 45 лет, при исследовании характера функциональной асимметрии мозга выявлено: а) руки: предпочитает держать ложку, писать, рисовать, резать, бросать камень, бить молотком правой рукой, б) ноги: предпочитает прыгать на правой ноге, бить по мячу правой ногой, при закидывании ноги на ногу левая нога сверху, в) тело: вращение вокруг своей оси осуществляется в сторону правой половины тела, г) слух: Кпу = 40%, д) зрение: первым прищуривается правый глаз, в калейдоскоп смотрит левым глазом.

Ответ: смешанный профиль асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

 

11. Перечень и стандарты практических умений.

Нейропсихологическая диагностика межполушарной ассиметрии.

 

12. Примерная тематика НИРС по теме.

1. Особенности и виды «зеркальных феноменов».

2. Проявления феномена «обратной последовательности устной и письменной речи».

 

13. Рекомендованная литература по теме занятия:

-обязательная:

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

2. Потапова Т.Ф. Нейропсихологическое исследование:учеб. Пособие. Красноярск: тип. Крас ГМУ, 2009.

 

- электронные ресурсы.

 

 

Тема: «Затылочные отделы мозга. Зрительные агнозии. Височные отделы мозга. Слуховые агнозии»

Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара.

Метод обучения: беседа.

Значение темы: изучение строения затылочных и височных отделов мозга является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств.

Цели обучения:

-Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идиографических) методов (ПК-5), умение самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования (ПК-7).

-Учебная:

знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; особенности наблюдения за пациентом (клиентом) и беседы с ним. Виды вопросов и порядок их предъявления, виды слушания; психические процессы, состояния, состояния, свойства личности, уровень интеллекта, стратегии поведения в конфликте, адаптация и ее виды, деонтологические нормы.

уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; самостоятельно формулировать исследовательские задачи; правильно, в нужном порядке задавать вопросы, выбирать предпочтительный способ слушания; диагностировать нарушения психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта; определять психологические проблемы и способы адаптации личности.

владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; навыками получения и анализа информации о пациенте (клиенте); навыками

постановки психодиагностических задач, обработки и анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования.

Место проведения семинарского занятия: учебная комната

Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Аннотация:

Первичные зоны затылочной коры являются местом, где кончаются волокна, идущие от сетчатки глаз; эти волокна идут сначала в составе зрительного нерва. затем не полностью перекрещиваются в хиазме, продолжая свой путь в зрительном тракте, причем зрительный тракт правого полушария включает волокна, передающие возбуждения, которые воспринимаются левыми половинами зрительного поля обоих глаз, а зрительный тракт левого полушария - волокна, несущие возбуждения, воспринимаемые правыми половинами зрительного поля обоих глаз; волокна зрительного тракта оканчиваются в наружном коленчатом теле, где начинается новый зрительный путь, который веером располагается внутри височной области («зрительное сияние») и заканчивается в первичном (проекционном) поле затылочной коры. В результате такого расположения волокон зрительных путей поражение зрительного нерва приводит к слепоте на один глаз, поражение зрительной хиазмы в ее внутренних отделах - к выпадению обоих внешних (височных) полей зрения, а поражения зрительного тракта, зрительного сияния или зрительной коры одного полушария - к выпадению противоположных полей зрения, что обозначается в неврологии как контралатеральная гомонимная гемианопсия.

Выделяют шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса:

1) апперцептивную (предметную) агнозию;

2) прозопагнозию (на лица) агнозию;

3) пространственную агнозию;

4) буквенную агнозию;

5) цветовую агнозию;

6) симультанную агнозию.

Апперцептивная (предметная, Лиссауэра) агнозия связана с поражением нижней части "широкой зрительной сферы". Больной, правильно оценивая отдельные элементы предмета или его изображения, не может понять смысла предмета в целом. При ощупывании предмета больной справляется с этой задачей но зрительно не может его опознать. Больные, хотя и не натыкаются на предметы, но постоянно ощупывают их или ориентируются по звукам как будто слепые. Прозопагнозия (на лица) - потеря способности распознавать реальные лица или их изображения на фотографиях, рисунках, картинах. При тяжелых формах прозопагнозии больные не в состоянии узнавать лица родных и близких, не различают женских, мужских, детских лиц. Они узнают людей исключительно по голосу. Лицевая агнозия (у правшей) связана с поражением задних отделов правого полушария и преимущественно с нижними отделами "широкой зрительной сферы". Пространственная (оптико-пространственная) агнозия в тяжелой форме проявляется при двустороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга, но и в случаях одностороннего поражения ее проявления достаточно выражены. Больные теряют возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка, больные не понимают план маршрута передвижения, схему улиц города, своего района, не ориентируются в сторонах света, топографических и географических картах. Буквенная агнозия проявляется в том, что больные правильно копируя буквы, не могут их назвать. У таких больных подвергается распаду навык чтения - первичная алексия. Эта форма агнозии имеет место при поражении левого полушария мозга (у правшей) в нижней части "широкой зрительной сферы" (первичные (17е) зрительные поля; вторичные (18 и 19е) зрительные поля; третичные (37 и 39е) поля). Цветовая агнозия, в отличии от дальтонизма, является приобретенным зрительным гностическим расстройством. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета, не могут выполнить процедуру классификации цветов, т.к. у них отсутствует обобщенное представление о цвете. Цветовая агнозия может быть связана с поражением затылочной коры (17 поле) и латерального коленчатого тела. Симультанная агнозия, впервые была описана Р. Балинтом. Эта форма нарушения зрительного гнозиса характеризуется неспособностью одновременно воспринимать два изображения в условиях патологического сужения объема зрительного восприятия. Больной не может воспринимать целое, а видит только его часть. Причиной тому является сложное нарушение движений глаз - атаксия взора. Глаза больного совершают непроизвольные скачки, постоянно находятся в хаотическом неуправляемом движении, что не позволяет ему рассмотреть объект последовательно. Предполагают, что причиной патологии является слабость корковых зрительных клеток, которые способны только на локальные очаговые возбуждения.

Слуховая кора занимает внешние (конвекситальные) отделы височной области мозга и так же, как и зрительная (затылочная) область коры, распадается на первичные (проекционные) и вторичные зоны.

Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражений, начинается в Кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего уха. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания, и нервные волокна, передающие эти колебания, сохраняют соматотопическую организацию. Они идут по слуховому пути, частично перекрещиваясь во внутреннем лемниске, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных (проекционных) отделах слуховой зоны коры, расположенных в поперечной извилине Гешля (41-е поле Бродмана).

Общим в организации проекционных отделов слухового пути с проекционной зрительной корой является то, что и эта зона коры имеет соматотопическое строение: волокна, несущие возбуждение от высоких тонов, располагаются в медиальных, а волокна, несущие возбуждение от низких тонов, — в латеральных отделах этой зоны.

Нарушение фонематического слуха и явления речевой акустической агнозии — основные признаки поражения вторичных отделов левой височной доли.

В тех случаях, когда поражение нарушает нормальную работу тех отделов вторичной слуховой коры левого полушария, которые располагаются несколько дальше от первичных (проекционных) отделов слуховой коры и занимают область средней височной извилины (или же располагаются в глубине левой височной доли), фонематический слух может оставаться сохранным или слабо нарушаться, и де фект принимает форму нарушения слухо-речевой памяти или своеобразных акустико-мнестических расстройств. Его основным признаком является невозможность удержания в памяти даже небольших серий звуков, слогов или слов: больной путает их порядок или отмечает, что часть предъявленных ему в серии элементов просто исчезает из его памяти. Если такому больному предъявить ряд, состоящий из трех или четырех слогов («бу—ра—ми», «ко — на— фу—по») или такого же количества слов (дом—лес—стол», «ночь-кот—дуб—мост»), он оказывается в состоянии повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы. Остальные, по словам больного, «не удержались в его памяти». Это нарушение имеет модально-специфический характер, и если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением "ядерной зоны" звукового анализатора, которая включает в себя кроме 41го поля еще и 42е и 22е поля. При поражении "ядерной зоны" правого полушария больной не может определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение квалифицируется как слуховая агнозия.

В грубых случаях слуховая агнозия выражается в том, что больной не может определить смысл самых простых звуков: шагов, скрипа дверей, половиц, льющейся или капающей воды, закипающего чайника - т.е. всего того, что имеет отношение к бытовым звукам, различаемым нами без специального обучения. У больного теряется смысловая характеристика звуковых сигналов, хотя слух как таковой у него сохранен и он может различать звуки по высоте, длительности, громкости, тембру.

Случаи слуховой агнозии достаточно редки, т.к. для ее появления нужно весьма обширное поражение правой височной области. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти. Эти дефекты обнаруживаются при проведении специальных исследований, когда экспериментально выясняется, что больной, способный различать звуки по высоте не может запомнить два или больше звуковых эталона. Больные с височными поражениями также теряют способность различать звуковые комплексы разной сложности, особенно состоящие из серии последовательных звуков.

Вопросы по теме занятия:

1) Каково строение зрительной коры?

2) В чем заключаются особенности строения первичных и вторичных проекционных зон зрительной коры?

3) Какие нарушения возникают при поражении первичных проекционных зон зрительной коры?

4) В чем проявляется соматотопическая организация слухового анализатора?

5) Как проявляется латерализация функций в работе вторичных зон височной области коры?

6) Что общего между слуховой предметной агнозией и амузией?

Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1) Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражений называются

1. Афазиями

2. Апраксиями

3. Агнозиями

4. Амнезиями

Правильный ответ: 3

2) Термин «зрительная агнозия» был введен в науку

1. З.Фрейдом

2. А.Р. Лурия

3. Р. Балинтом

4. Х. Лиссауэром

Правильный ответ: 1

3) Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения квалифицируется как агнозия

1. Апперцептивная

2. Прозопагнозия

3. Пространственная

4. Симультанная

Правильный ответ: 2

4) Височные отделы коры левой височной области состоят из следующих проекционных зон

1. Первичных

2. Первичных, вторичных

3. Третичных

4. Первичных, вторичных, третичных

Правильный ответ: 4

5) Левая височная область коры ответственна за

1. Слухо – речевое восприятие

2. Неречевое слуховое восприятие

3. Тактильное восприятие

4. Мышление

Правильный ответ: 1

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

1. Больной Л., 55 лет, придя домой с работы, вдруг почувствовал резкую головную боль в затылочной области и потерял сознание. Пришел в себя он в больнице. Ему был выставлен диагноз: нарушение мозгового кровообращения. После проведения реанимационных мероприятий Л. был доставлен в неврологическое отделение, где и проводилось нейропсихологическое обследование больного. При нейропсихологическом исследовании выявлены нарушения в выполнении комплекса проб на зрительное узнавание, а именно: неузнавание букв и цифр, невозможность прочитать текст и написать предложенные слова; имели место трудности при выполнении заданий «поставить точку в центр креста и круга», «обвести крест и круг». Самостоятельный рисунок больной выполнял с трудом и его отдельные части не всегда соотносились друг с другом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.