Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 1




Тема: «Основы нейропсихологии. Основные принципы структурно-функциональной организации мозга»

Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара.

Метод обучения: беседа.

Значение темы: Изучение структурно-функциональной организации мозга является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств.

Цели обучения:

-Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2),владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-6), умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10), способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов (ПК-29).

-Учебная:

знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; методы исследования, экспериментальные модели; нозологические, синдромальные, социально-демографические, культуральные и индивидуально-психологические характеристики человека для разработки и реализации дифференциально-психологического исследования; особенности нарушений психических процессов при различных заболеваниях, виды индивидуально-психологических особенностей личности; психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии; общегуманитарные и математическо- статистические методы обработки данных.

уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; самостоятельно формулировать исследовательские задачи; осуществлять запланированное диагностическое или экспериментальное исследование на определение психологии индивидуальных различий; выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, разрабатывать программы вмешательства; создавать технологии, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных.

владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; способами выдвижения конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований; методами, процедурами и техникой дифференциально-психологической диагностики и эксперимента; навыками составления программы психологического вмешательства и анализа полученной информации; методами создания соответствующих технологий и обработки данных.

Место проведения семинарского занятия: учебная комната

Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

 

1. Аннотация:

Головной мозг как морфологический субстрат психической деятельности представляет собой единое целое, состоящее из множества дифференцированных отделов, зон, которые играют разную роль в организации и реализации психических функций. Такой принцип строения мозга подтверждается не только сравнительно-анатомическими, физиологическими данными, результатами клинических наблюдений, но и современными сведениями об основных принципах строения человеческого мозга.
Главную задачу организации высших психических функций выполняет кора больших полушарий головного мозга. Наиболее дифференцированным в морфофункциональном смысле отделом коры является новая кора (neocortex) конвекситальной поверхности полушарий, в то время как лимбической коре (paleocortex+archeocortex), расположенной на базальной и медиальной поверхностях полушарий, а тем более подкорковым структурам отводилась вспомогательная роль.

Н.П. Бехтеревой разработан новый комплексный подход к изучению принципов организации мозга. Он объединяет изучение на субмикроскопическом уровне микроструктуры нейронов, синапсов, глиальных клеток, физиологии отдельных нейронов и нейронных контактов с использованием полученных данных для построения общих фундаментальных представлений об интегративной системной работе мозга как целого.
Этот подход позволил сформировать концепцию о структурно-системной организации функций мозга, автором которой является академик О. С. Адрианов (Московский институт мозга АМН). В соответствии с этой концепцией структурно-системная организация мозга включает в себя ряд систем:

1. проекционные - обеспечивают анализ и обработку сигналов соответствующей модальности (общесоматических, зрительных, слуховых и т.д.);

2. ассоциативные - связаны с анализом и синтезом разномодальных сигналов;

3. интегративно-пусковые - обеспечивают синтез сигналов разной модальности с биологически значимой информацией и мотивационными влияниями;

4. лимбико-ретикулярные - присовокупляют энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния.

По О.С. Адрианову различным системам мозга свойственны две основные формы строения и деятельности:

1. генетически детерминированные (инвариантные);

2. вероятностно-детерминированные (подвижные).

Эти представления целиком совпадают с выводами Н.П. Бехтеревой о существовании "жестких" и "гибких" звеньев систем мозгового обеспечения психической деятельности человека, сделанными на основе экспериментальных исследований методом регистрации импульсной нейронной активности. "Жесткие" звенья принимают обязательное постоянное участие в реализации психических функций. "Гибкие" звенья включаются в работу при определенных условиях, составляя тот динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции.

На основе анализа нейропсихологических данных А.Р. Лурия была разработана общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой моделью мозг подразделяется на три основных структурно-функциональных блока:

1. энергетический блок (блок регуляции уровня активности мозга);

2. блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации;

3. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

В коре второго блока еще И.П. Павлов выделял я дерные зоны анализаторов и периферию. Г. Геншен и Ф. Кэмпбелл определяли их как первичные и вторичные (синоним павловских ядерных зон анализаторов), а также третичные поля (синоним периферии).

Вопросы по теме занятия:

1) Выделите функции первичных, вторичных и третичных зон коры больших полушарий.

2) Одинаково или различно строение мозговой коры в топологически разных участках.

3) Какие из трех блоков мозга обладают модальной специфичностью, а какие - нет.

4) В чем различие проведения возбуждения во втором и третьем блоках мозга.

5) Сущность закона убывающей модальной специфичности.

6) Сущность прогрессирующей латерализации функций.

Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1) Отделом коры наиболее дифферинцированным морфологически и функционально является

1. Лимбическая кора (paleocortex + archeocortex)

2. новая кора (neocortex)

3. старая кора (archeocortex)

4. древняя кора (paleocortex)

Правильный ответ: 2

2) Автором концепции о структурно-системной организации мозгя является академик

1. Н.П. Бехтерева

2. П.К. Анохин

3. А.Р. Лурия

4. О.С. Адрианов

Правильный ответ: 4

3) Анализ и обработку сигналов соответствующей модальности обеспечивают…системы

1. Проекционные

2. Ассоциативные

3. Интегративно-пусковые

4. Лимбико-ретикулярные

Правильный ответ: 1

4) Обеспечивают синтез сигналов разной модальности с биологически значимой информацией и мотивационными влияниями системы

1. Проекционные

2. Ассоциативные

3. Интегративно-пусковые

4. Лимбико-ретикулярные

Правильный ответ: 3

5) Связаны с анализом и синтезом разномодальных сигналов…системы

1. Проекционные

2. Ассоциативные

3. Интегративно-пусковые

4. Лимбико-ретикулярные

Правильный ответ: 2

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

1. Больной К., 28 лет, попал в автомобильную аварию. Основной удар пришелся на область затылка. В течение часа он не приходил в сознание, а,очнувшись, обнаружил, что ничего не видит. В стационаре окулист и невропатолог патологии не выявили. При нейропсихологическом исследования не удалось провести комплекс проб на зрительное узнавание из – за полной слепоты больного. Со стороны других высших психических функций патологии не выявлено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.