Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 8. Тема: «Проблема факторов в нейропсихологии»




Тема: «Проблема факторов в нейропсихологии»

Форма организации учебного процесса: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционная с использованием докладов по вопросам темы семинара.

Метод обучения: беседа.

Значение темы: Изучение факторов является одной из важнейших составных частей нейропсихологического исследования, так как дает возможность диагностировать очаговое поражение мозга в соответствующих его отделах, что способствует разработке мероприятий, направленных на восстановление имеющихся расстройств.

Цели обучения:

-Общая: Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов (ПК-4), умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, владением навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации (ПК-8).

-Учебная:

знать: Предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; схемы анализа и интерпретации эмпирических данных; понятие цели и других диспозиций, составляющих мотивационную сферу человека.

уметь: Анализировать различные теоретические и методологические позиции; формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; составлять развернутое структурированное психологическое заключение и рекомендации с учетом современных представлений о системном характере психики человека; формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования.

владеть: навыками анализа различных теоретических и методологических позиций; навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; способами обработки полученных данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов; техникой формирования обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала информацией о результатах диагностики; формулировать рекомендации.

Место проведения семинарского занятия: учебная комната

Оснащение занятия: перечень вопросов и тесты по теме, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач.
65. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тестирование
76. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

 

Аннотация:

Вместе с тем синдромный анализ является инструментом теоретического исследования одной из центральных проблем нейропсихологии - проблемы факторов. Понятие "фактор" является основным теоретическим понятием, на котором построен синдромный анализ нарушений ВПФ. Нейропсихологический синдром формируется как результат нарушения определенного фактора, поиск и нахождение которого является целью синдромного анализа. Под фактором А.Р. Лурия понимал "собственную функцию" - modus operandi той или иной мозговой структуры, определенный принцип (способ) ее работы. Каждая зона мозга входит в функциональную систему (ФУС), лежащую в основе той или иной психической функции, и ответственна за определенный фактор. Разрушение или патологическое изменение этого фактора приводит к нарушению работы соответствующей ФУС в целом. ФУС может нарушаться при поражении большого числа мозговых зон, но при различных локализациях поражений она нарушается по-разному. Поражение определенного звена ФУС (той или иной мозговой структуры) может проявляться в полном выпадении её фактора ("собственной функции") или в патологическом изменении режима её работы. Таким образом, под фактором понимают физиологические процессы, протекающие в определенных мозговых структурах, а нарушение этих процессов является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию. Введя в науку физиологическое понятие фактора, А.Р. Лурия преодолел непосредственное соотнесение психического и морфологического - "психики и мозга", которое критиковал еще И.П. Павлов. Согласно теории системной динамической локализации ВПФ с мозговым субстратом соотносятся не непосредственно психические явления, а опосредующие их физиологические процессы. Эти физиологические основы А.Р. Лурия рассматривал как системные образования, объединенные в ту или иную ФУС, в зависимости от содержания психической деятельности, а также способов ее осуществления.

Современная отечественная нейропсихология накапливает новые сведения о новых факторах, которые составляют основу новых, ранее не описанных нейропсихологических синдромов. Речь идет о правополушарных синдромах (Лурия изучал главным образом поражения левого полушария), синдромах поражения мозолистого тела, глубоких структур мозга, детского мозга разных возрастов, сенильных (старческих) синдромов. Вместе с тем, проблема факторов остается для нейропсихологии открытой по причине отсутствия конкретных знаний о его природе, отсутствия классификации факторов. Необходимо дальнейшее развитие, построенное на фундаментальном теоретическом обобщении, которое позволило бы сделать существенный шаг в науке в XXI веке. Что же известно к сегодняшнему времени? По крайней мере, можно говорить о семи типах факторов:

Модально-специфические факторы наиболее изученные, связанные с работой зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной анализаторными системами. Они послужили основой для формирования самого понятия "фактор". Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, моторной сферах проявляются в виде различных гностических дефектов (агнозий) и дефектов праксиса (апраксий) и в виде модально-специфических мнестических нарушений (амнезий). Симптоматика здесь связана с поражением прежде всего вторичных полей коры полушарий, входящих в "ядерные зоны" корковых отделов анализаторов (по И.П. Павлову).

Модально-неспецифические факторы связаны с работой неспецифических срединных структур мозга. Это "фактор инертности - подвижности" нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних отделов мозга (персевераций); "фактор активации - дезактивации", нарушение которого проявляется адинамией, нарушениями произвольного внимания, селективности психических процессов; "фактор спонтанности - аспонтанности", нарушение которого ведет к дезорганизации поведения, замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами. Названные факторы следует, по-видимому, соотносить с различными отделами неспецифической системы.

Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Эти факторы не относятся к конкретным анализаторным системам, а отражают процессы их интеграции, они отражают работу двух основных комплексов третичных полей: конвекситального (префронтального) и височно-теменно-затылочного (зоны ТРО). Первый из этих комплексов связан с "фактором программирования и контроля", а второй - с "фактором симультанной организации" психических процессов. Нарушение этих факторов лежит в основе самостоятельных нейропсихологических синдромов: префронтального и синдрома ТРО.

Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга как целого. Изучение их началось относительно недавно в рамках проблемы межполушарной асимметрии мозга. Эти факторы интегративны по своей сути и характеризуют работу всего полушария в целом. Полушарные факторы характеризуют общую стратегию работы левого или правого полушария мозга. Они (факторы) носят характер дихотомий, различающий принципы работы правого и левого полушарий. В известной степени можно выделить следующие полушарные стратегии (факторы):

факторы, связанные с абстрактными (вербально-логическими) и конкретными (наглядно-образными) способами переработки информации. Речевые и опосредованные речью функции связаны преимущественно с работой левого, а наглядно-образные - с работой правого полушария;

фактор произвольной (непроизвольной) регуляции психической деятельности. Произвольный уровень регуляции ВПФ преимущественно связан с работой левого полушария (у правшей), а непроизвольной - с работой правого полушария;

фактор осознанности (неосознанности) психических функций и состояний. Осознанность тесно связана с речевой системой, с языковыми семантическими категориями. Этим и объясняется различное отношение левого и правого полушарий к данному аспекту психической деятельности. Поражения правого полушария чаще, чем поражения левого, сопровождаются нарушениями осознания больным своего дефекта (анозогнозиями);

фактор сукцессивной (симультанной) организации ВПФ. Сукцессивная - последовательная, развернутая во времени организация психической деятельности, подчиненная определенной программе, в большей степени связана с работой левого полушария (у правшей). Симультанный принцип (принцип гештальта) организации психических процессов преимущественно представлен в правом полушарии.
В литературе имеются описания других дихотомий: "время - пространство", "анализ - синтез", "знакомое - незнакомое" и др., но пока они не получили нейропсихологического подтверждения.

Факторы межполушарного взаимодействия. Они обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга, связаны со структурами мозолистого тела и других комиссур мозга. Исследование больных, оперированных по методу Р. Сперри (рассечение corpus callosum), обнаружило целый синдром нарушений психических функций (аномия, дископия-дисграфия). Изучение этого типа факторов в нейропсихологии только начинается.

Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов: кровообращения и ликворообращения, гуморальными, биохимическими процессами и т.п. Эти механизмы обеспечивают целостную интегративную работу мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов, влияет на общее функциональное состояние мозга, вмешиваясь в реализацию любых видов психической деятельности. Речь идет о широком спектре динамических аспектов психических функций. Общемозговые факторы могут действовать как изолированно, так и в сочетании с другими, более региональными факторами. В связи с этим в нейропсихологии существует проблема дифференциации локальных и общемозговых симптомов.

Факторы, связанные с работой "глубинных" подкорковых структур мозга. Эти факторы, по всей вероятности, имеют самостоятельное значение, что находит свое подтверждение в исследованиях Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников, Л.И. Московичюте, А.Л. Кадина, Н.К. Корсаковой и др., но синдромный анализ нарушений ВПФ при поражении подкорковых структур пока еще является делом будущего.

Вопросы по теме занятия:

1) Фактор как структурно-функциональная единица работы мозга

2) Типы факторов: модально-специфические, модально-неспецифические

3) факторы, связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий; факторы межполушарного взаимодействия и др.

4) Качественный и количественный анализ нейропсихологических синдромов как основная задача клинической нейропсихологии

5) Типы исследований факторов

6) А.Р. Лурия схема нейропсихологического исследования

Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1) Модально-специфические факторы связаны с работой

18. неспецифических срединных структур мозга

19. зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной анализаторными системами

20. не относятся к конкретным анализаторным системам

21. характеризуют работу всего полушария в целом

правильный ответ: 2

2) Модально-неспецифические факторы связаны с работой

1. неспецифических срединных структур мозга

2. зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной анализаторными системами

3. не относятся к конкретным анализаторным системам

4. характеризуют работу всего полушария в целом

Правильный ответ: 1

3) Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры

1. неспецифических срединных структур мозга

2. зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной анализаторными системами

3. не относятся к конкретным анализаторным системам

4. характеризуют работу всего полушария в целом

Правильный ответ: 3

4) Факторы межполушарного взаимодействия обеспечивают

13. целостную интегративную работу мозга

14. закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга

15. работу всего полушария в целом

16. работу неспецифических срединных структур мозга

Правильный ответ: 2

5) Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов обеспечивают

1. целостную интегративную работу мозга

2. закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга

3. работу всего полушария в целом

4. работу неспецифических срединных структур мозга

Правильный ответ: 1

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

1. Больной Ф., 58 лет, поступил в неврологическое отделение с жалобами на головные боли и некоторое ухудшение зрения. При нейропсихологическом исследовании выявлено: а). игнорирование левой половины зрительного поля, которое в некоторых видах деятельности может компенсировать. б). сужение объема зрительного восприятия вплоть до мягко выраженной симультанной агнозии, лицевая агнозия. в). дефекты функций, опирающихся на пространственные синтезы, пространственную организацию движений, пространственное восприятие, зрительно – конструктивную деятельность, г) грубые расстройства рисунка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.