Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Египта. 5 страница




В конце 14 – начале 13 века появляются подробные описания сражений. Цари в своих наскальных надписях очень подробно сообщают, как блистательно была одержана победа. Рамзес установил несколько стел в честь своей победы. Одну из них он установил в Израиле, в местечке Нахрелькельп. По примеру Рамзеса там стали ставить свои стелы все, кто проходил через эту землю. Например, здесь есть стела Асархаддона, который воевал в этом месте, здесь же ставят стелы греческие, римские правители. В этом месте целая галерея стел, и все эти стелы поставлены в скалах. А началась эта традиция с Рамзеса II.

Итак, Рамзес победил хеттов. Победил, но он не мог склонить на свою сторону правителей южной Сирии на свою сторону, потому что сирийцы все равно были за хеттов. Из этого понятно, что Рамзес II не решил главной задачи.

 

4. Египетско-хеттский договор 1269 года

Опять стали происходить локальные войны между египтянами и хеттами и длились они до 1269 года. Все это время Рамзес был у власти, предводительствовал своей армией. Было бесчисленное количество войн, но уже не таких больших, как при Кадеше. Это была совершенно удивительная ситуация: Египет победил, но победителей нет. И вот тогда, в 1269 году Рамзес II посылает гонцов к хеттам с предложением заключить договор между хеттами и египтянами по совместному владению Южной Сирией. Но это было бы не так удивительно, если б у него не возникла еще одна мысль: Рамзес стал понимать этот договор, как основу для международного союза двух великих держав. Фактически, он захотел сделать одно единое государство, которое состояло бы из Египта и хеттского царства. Это государство соблюдало бы интересы обоих правителей. Международный договор такого уровня никогда в истории не заключался, поэтому совершенно справедливо, что стела с договором Рамзеса II и хеттского царя сегодня хранится в Совете Безопасности ООН. Но поскольку договор является международным, то его копии были сделаны на аккадском языке, записаны на глиняных табличках. Естественно, договор составлен на двух языках – египетском и аккадском. Партнером Рамзеса по этому договору был Хаттусили III, хеттский царь, который тоже хотел мира. Договор назывался «Превосходный договор мира и братства, дающий мир вплоть до вечности.

В этом договоре сказано, что он устанавливает «образ бытия» как для Египта, так и для хеттов. «Образ бытия» - это тот мировой порядок, который совместно устанавливают египтяне и хетты на Ближнем Востоке. Этот договор начинается такими словами: «Да будут дети детей правителей хеттов в братстве и мире с детьми детей фараонов, властителей Египта. Причем, они будут в нашем состоянии братства и в нашем состоянии мира. Да будет Египет вместе со страной хеттов в мире братстве вековечно. И не случится вражды между ними вековечно. И не нападет правитель хеттов на землю египетскую вековечно, чтобы захватить что-нибудь в ней. И не нападет фараон, великий властитель Египта, на страну хеттов, чтобы захватить что-нибудь в ней».

Следующий пункт: военная помощь друг другу. «Если выступит другой враг против земель Усермаатра-Сетепенра, великого властителя Египта, и он пошлет (сообщение) правителю хеттов, говоря: «Иди со мной в помощь (?) против него!», то придет правитель хеттов, и правитель хеттов повергнет его врага. Если не будет желания правителя хеттов прийти (самому), то он даст незамедлительно свое (пешее) войско и свое колесничное войско, и пусть оно повергнет его (Египта) врага». Точно также хеттский царь обязан прийти на помощь египетскому фараону.

Второй пункт – выдача беглецов. Обе страны обязуются выдавать друг другу беглецов, бунтовщиков. Вот пример: «[Если знатные люди убегут из Египта в страну] правителя хеттов либо какого-нибудь селения... земель Рамсеса-Мериамона, великого властителя Египта, и они придут к правителю хеттов, то не должен правитель хеттов их брать. Должен правитель хеттов повелеть, чтобы их доставили Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта, их владыке». Равным образом обязуется и хеттский царь не принимать беглецов из египетского царства.

В третьем пункте они обязуются помогать друг другу в случае нехватки продовольствия или поставлять друг другу пропитание.

Из писем хеттского царя египетскому царю мы узнаем еще об одном обязательстве, которое в договоре не указано. Это обязательство помогать друг другу в случае болезни родственников, поставлять своих врачей. Это довольно интересная история. Хеттский царь отправил письмо в Египет, чтобы посмотрели его сестру. Египетские врачи приехали, посмотрели эту женщину, после чего хеттскому царю было отправлено письмо, в котором было написано: «Пусть она лучше молится богам, врачи тут не помогут».

Фактически это был договор о разделе сфер влияния, поскольку речь шла обо всех землях, которыми Египет и хетты владели совместно. Договор был скреплен клятвами, печатями и изготовлен в нескольких экземплярах на египетском и аккадском языках. Аккадский текст договора хранится в Эрмитаже. Что касается иероглифических копий, то одна хранится в Нью-Йорке, другая – надпись на стене Карнакского храма.

После заключения этого договора Рамзес II правил еще 45 лет. Рамзес в последние годы своей жизни столкнулся c новыми реальностями: он понял, что тот временный мировой порядок, который он обеспечил мировым договором с хеттами, быстро подходит к концу. Хеттское царство стало стремительно слабеть под ударами невиданных прежде народов моря.

 

5. Мернептах

После смерти Рамзеса II его сын Мернептах столкнулся с этими народами моря лицом к лицу. Народы моря – это несколько десятков народов самого разного происхождения, которые распространились по Северной Африке и Ближнему Востоку после первой Троянской войны. Они бежали из-под стен Трои, сели на корабли и дальше произошло то, что описывает Гомер в Одиссее. Кто-то из них дошел до Красного моря, кто-то – до Средиземного, и одни из них попали на территорию Палестины, другие – на территорию Египта. Что это за народы? В египетских надписях 19 династии они часть называются словом «аккаймаша». В хеттских текстах этого же времени они называются «царство Аххияла». Речь идет об ахейских греках. Другие народы – это шердан (сардинцы), пэрсет. Именно этот последний народ дал впоследствии название Палестине. Кто такие пэрсет? Полагают, что это пеласги, которые в древнее время жили на территории Малой Азии. Некоторые считают, что это племя – кавказского происхождения.

Таким образом, все эти народы хлынули в Египет с железным оружием, которого египтяне тогда не знали. Египтянам пришлось отступать. Это вторжение народов моря сопровождалось страшным обнищанием Египта по той причине, что Египет не мог защищаться, т.к. был окружен врагами со всех сторон. Народы моря уничтожили хеттское царство, и у Египта не осталось крупных партнеров. В это же время происходит нападение Элама на Вавилон, и еще один крупный партнер Египта – Вавилон практически перестает существовать. Происходит просто трагедия, потому что египтяне не могут вести длительные войны, экономика начинает приходить в упадок. Мы знаем, что египетская экономика эпохи Нового царства держалась исключительно за счет ограбления других государств. Все запасы, накопленные при Тутмосе 3, при Рамзесе I и Сети I, были растрачены.

 

6. 20 династия

Мернептах умирает, не оставив наследника, 19 династия на этом заканчивается. К власти приходит человек, которого жрецы Амона называют Рамзесом III. После него в Египте появляются все новые и новые Рамзесы, дошедшие до Рамзеса XI. Это 20 династия, которая была абсолютно бездейственной. Цари берут в советники западных семитов, дают им египетские имена. Это богатые люди из финикийских торговых городов, прежде всего из Библа, которые становятся экономическими советниками египетских царей. Этот факт означает, что Египет попадает в финансовую зависимость от Финикии,поскольку египтяне залезают в долги у финикийцев. Итак, с конца 13 – начала 12 века Египет уже не то могущественное государство, которым оно было в 16, 15 веках.

На Египет начинают косо смотреть. Свидетельством этого факта является египетский текст "Путешествие Уну-Амона в Библ". Это совершенно выдающийся текст, он записан на папирусе. В тексте говорится о каком-то из Рамзесов, скорее всего о Рамзесе XI, который сам уже не правил. У него был советник, его звали Херихор. Он управлял всеми финансами страны.

Рамзес XI и Херихор отправили вельможу Уну-Амона в финикийский город Библ для того, чтобы тот починил прохудившуюся ладью бога Амона. Ничего более позорного представить себе нельзя, потому что ладья бога Амона - основной культовый предмет на праздники Амона в Фивах. И вот в тексте рассказывается, какие унижения терпит Уну-Амон в Библе: на него нападают разбойники, он вынужден скрываться. Когда он просит защиты у финикийского градоначальника, тот нехотя защищает его от бандитов, потому что Египет уже ничего не значит для финикийцев. И Уну-Амон это понимает. Когда он садится на корабль, его начинают преследовать пираты.

И этот текст 12 века показывает, что Египет для Финикии не значит ровно ничего! И это прелюдия к тому, чтобы Египет уже со следующего столетия оказался под властью чужеземцев. Египет сперва захватывают ливийцы, 22 династия – ливийская династия. Наиболее известный ливийский царь Шешонк 930 году напал на Иерусалим и пограбил его.

После ливийцев Египет захватывают эфиопы. Среди эфиопских царей наиболее известен царь Шабак, который успешно совершал вылазки на Ближний Восток.

В 7 веке до н.э. в 673 году Египет захватывают ассирийцы, и он становится частью Ассирийской империи.

Можно сказать, что с 11 века Египет постепенно перестает принадлежать сам себе. Упадок Египта во многом связан с его неповоротливостью, технологической отсталостью и верой в собственную исключительность. Египтяне по-прежнему продолжают думать, что они - "священная земля", что их не коснется никакое разорение извне, так как бог их охраняет. На этой своей идеологии они попадаются, потому что Египтом может править кто угодно и как угодно. Жестокая ирония судьбы заключается в том, что в 10 – 8 веках Египтом управляют именно те народы, которые раньше были рабами Египта (ливийцы, которые часто брались в плен, эфиопы). Таким образом, заканчивается самостоятельная политическая история Египта, больше он уже не возрождается как цивилизация. Им овладевают ассирийцы, персы, греки, римляне.

 

7. Культура Древнего Египта

Египтяне внесли довольно большой и разнообразный вклад в мировую культуру.

Если говорить о том, чем пользуется современный человек, то это прежде всего солнечный календарь, 365 дней. Впервые, это число дней в году было установлено именно древними египтянами. Солнечный египетский календарь был самым точным, был заимствован римлянами в эпоху Юлия Цезаря и превратился в Юлианский календарь. Если говорить об астрономии, то это деление суток на 24 часа.

У египтян был свой зодиак, 36 деканов; египтяне разделили эклиптику на 360 градусов.

Второе достижение египтян – это медицина. На Древнем Востоке не было столь развитой медицины, как в Египте. Уже с эпохи Среднего царства до нас доходят хирургические папирусы, в которых содержится информация об анатомии человека, о связи мозга с двигателями активности и сознанием, (этого нет ни у кого, потому что народы Ближнего Востока связывали сознание с работой сердца). Кроме того, египтяне первыми занялись изучением устройства глаза, были основателями офтальмологии, стали изготавливать стоматологические приборы. Впоследствии в греко-римский период в Египте зародилась алхимия, позже химия.

В Египте впервые появляется новый вид заведения - "Дом жизни", который являлся научно-исследовательским институтом, прежде всего, рассматривал вопросы с мумификацией и бальзамированием, а затем уже люди занимались поддержанием здоровья. Начали с монарха, а потом стали спасать всех.

Но, конечно, египетская наука часто была связана с магией. Египтяне стали авторами удивительной книги, которая называется "Книга мертвых". По-египетски она называется "Книга выхода в день". Это означает воскрешение. До нас большего всего из всех египетских текстов дошло экземпляров этой книги. По-видимому, она была создана в эпоху Нового царства. Все эти папирусы собраны в различных музеях, и был дан ответ, почему экземпляров найдено так много. Дело в том, что эта книга не была предназначена для чтения. Она предназначена для того, чтобы после смерти своего обладателя спасать его от неприятностей на Страшном суде. Эту книгу достаточно просто купить, она работает сама. Все покупали "Книгу мертвых", и грамотные, и неграмотные, в надежде на то, что она поможет человеку оказаться в раю.

"Книга мертвых" – это папирусный свиток, который включает несколько сотен глав, даже есть картинки, но картинки предстают только для живого человека,который держит этот свиток. Когда человек умирает, книгу складывают вместе с ним в могилу, и там она начинает работать. И то, что человек при свой жизни воспринимал как картинки, становится реальностью. Человек попадает на страшный суд бога Осириса. Он сидит в специальном зале на троне, рядом с ним расположены весы, на одной чаше сердце человека, на другой - статуэтка богини справедливости Маат. С разных сторон стоят два существа: шакалоголовый бог Анубис, проводник сердца человека в рай и крокодилообразная Пожирательница. Она ждет того, кто не пройдет испытание на страшном суде. Сердце человека неподкупно, оно будет говорить Осирису все правду о человеке. Но "Книга мертвых" существует для того, чтобы заклясть человеческое сердце, чтобы оно не говорило правды. И вот есть такое изречение, которое начинается так: "Сердце мое, сердце мое, не свидетельствуй против меня. Не свидетельствуй того, что..." и дальше идет внушительный список грехов. Таким образом, сердце заклято, и оно начинает отрицать все возможные правонарушения. Осирис - наивное существо, и он верит сердцу. Человек отправляется в рай. Ну а тот, кто не купит эту книгу, может попасться Пожирательнице, а это такое существо, которое лишает человека загробной жизни. Для египтян это было самое страшное. "Книга мертвых"стоила очень дорого, надо было еще на нее заработать.

Продавалось еще большое количество подобных книг: была распространена, например, «Книга двух путей».

В представлении египтянина рай не мог быть местом безделья (как описано в Коране) Это - "поля блаженных", на которых надо все равно растить хлеб, чтобы не умереть с голоду. Но человек сам работать не будет. Он высылает вместо себя "ушебти" (их статуэтки можно увидеть в Эрмитаже). Они складывались усопшему в могилу, и в загробном мире они оживали. "Ушебти" буквально означает "отвечающие". И еще был специальный чиновник, который называл имя человека, которому пора идти работать, и ожившая статуэтка в образе слуги шла работать за него. А человек в это время наслаждался жизнью и питался выращенным урожаем. Это тоже их особое достижение, так как в Египте впервые появляется религиозная этика, представление о загробном воздаянии.

Еще одно достижение - беллетристика, причем в Египте, это действительно литература, потому что на большинстве произведений указывалось имя автора. Это редчайший случай в древней истории, когда люди так заботятся, чтобы их имена остались в литературе.

Мы знаем много авторов, больше всего произведений написал человек по имени Ахтой. Самый большой юмор этого имени заключается в том, что это имя буквально переводится как Толстой. Он написал очень много сказок и поучений.

Египетские сказки и повести - это произведения, которые предназначены для чтения в развлекательных целях. По ним конечно учились школьники, но много свитков с этими произведениями найдены в частных домах. Сказок было много: "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", сказка "Хеопс и колдуны", сказка "Два брата. В этих сказках мало вымысла. Все сказки передают идеи, которые мы видим в религиозных текстах.

Существует сказка, раскрывающая тему мира - двойника, мира "Ка".

"Сказка о потерпевшем кораблекрушение"

Человек, который называет себя "Спутником царя"(высокий титул), рассказывает о том, как царь послал его смотрителем и дал с собой храбрых матросов. Он сел на корабль, и по дороге произошло страшное кораблекрушение. Все погибли, а это человек оказался на необитаемом острове. Ему было страшно, и он залез на дерево. Ночью прилетел змей Хэпал, пышущий огнем, и ласково спросил: "Чего тебе надо, малыш?" И еще он сказал, что если человек не скажет правду, то он его проглотит. Он рассказал правду, и потом змей сказал, что это остров "Ка", который полон всякой едой, питьем, богатствами и он предназначен для этого человека. Он должен жить на этом острове, а через несколько месяцев придет корабль и заберет его с острова. Когда корабль его заберет, то остров превратиться в волны.

Это остров, предназначенный для спасения одного человека, мир – двойник для вельможи, терпящего бедствие. Египетское сознание никаким образом не могло описать это спасение человека, кроме этой ассоциации. Эта сказка с очень четкой идеей, восходящей еще к Древнему царству.

История, связанная с египетско-хеттскими отношениями, называется "Обреченный царевич".

Сказки подобного рода всегда начинаются одной и той же формулой, что у царя долго не было детей. Он обратился к богу Амону с просьбой дать ему ребенка. Жена родила ребенка, но тут пришел предсказатель и сказал, что у ребенка три плохих судьбы: либо он погибнет от собаки, либо от змеи, либо от крокодила. За этим стоит суровая реальность 13 века. В это время при дворе фараона всегда были предсказатели. Царь испугался за ребенка и решил построить высокую башню, в которую он поместил ребенка, чтобы он не видел ни одной собаки. До совершеннолетия его воспитывал старый слуга. Когда царевич стал взрослым, он увидел во дворе собаку. Царевич велел слуге привести собаку, но не говорить об этом отцу. Он с собакой подружился. Когда он достиг совершеннолетия, он попросил у отца разрешения путешествовать. Царь нехотя но отпустил его. И вот он путешествовал, пока не пришел в Хеттское царство. И там как раз было нормальное для сказки испытание: царевна сидела на высоком крыльце, и кто-то должен был допрыгнуть до нее и поцеловать. Он это и сделал, но не назвался царским сыном, и хеттский царь неохотно отдал ему свою дочь в жены. (если бы он назвался египетским царевичем, его бы убили, так как это было до Рамзеса II, и такое было невозможно). Их отселили в загородный дворец, и там было много змей. Но жена царевича была наблюдательным человеком, увидела около него небольшую змейку и решила ее подпоить, а потом убить. Она налила змее молоко, подлила туда алкоголь, змейка напилась, а царевна отрубила ее голову, а потом разрубила ее на части. С утра она показала ее царевичу, и тот сказал царевне, что она поступила мудро, и рассказал ей про его 3 судьбы. После этого царевич отправляется купаться в пруд и там видит крокодила. Этот крокодил начинает за ним гнаться, и царевич еле-еле успевает добежать до берега. И что же он видит? Ему навстречу бежит собака, которая говорит: "Я твоя судьба!"

И вот на этом месте папирус обрывается. Существует один единственный экземпляр и он оборван. Существует вопрос, почему он оборван? Проблема заключается в том, что каждый египетский читатель связывал прочитанную историю с собой, поэтому чаще всего древневосточные тексты имеет хороший конец. Возможно, здесь конец был плохой, поэтому папирус был оборван.

Такого рода истории были очень популярны в Египте, и египтянин мог прийти в школу и переписать историю на свой папирус, взять его домой. Таким образом составлялись целые библиотеки. Так как папирус хорошо горит, текстов найдено гораздо меньше и уже более поздних.

 

 

Оглавление

§1. Введение в предмет. История наук о Древнем Востоке. 3

1. Древний Восток, как историко-культурный тип. 3

2. Египтология. 5

3. Ассириология. 8

4. Российская наука о Древнем Востоке. 12

§2. Предыстория цивилизаций Древнего Востока. 12

1. Хронология ранней истории человечества. 12

2. Мезолит. 12

3. Гебёкли-Тепе и Невали-Чори. 13

4. Чейеню-Тепеси. 14

5. Иерихон и Чатал-Гуюк. 15

6. Переход от Мезолита к Неолиту. 17

7. Неолитическая революция. 18

8. Появление письменности. 19

9. Энеолит. 19

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период. 23

1. Географическое положение Месопотамии. 23

2. Предыстория Южной Месопотамии. 23

3. Условия жизни в Месопотамии. 24

4. Месопотамские города-государства. 26

5. Война между Уруком и Кишем.. 28

6. Социальная стратификация общества Шумера. 29

7. Источники по истории Шумера. 31

8. Правление Лугаланды.. 32

§4. От Урукагины к Саргону. 32

1. Приход Урукагины к власти. 32

2. Конусы Урукагины.. 33

3. Характеристика Конусов. 35

4. Финансовая система в Месопотамии. 36

5. Вооруженные силы Месопотамии. 37

6. Начало правления Саргона Аккадского. 38

7. Биография Саргона. 39

8. Реформы Саргона. 40

9. Итоги правления Саргона. 41

§5. Саргониды и третья династия Ура. 41

1. Римуш.. 41

2. Маништусу. 42

3. Нарам-Суэн. 43

4. Шаркалишарри. 44

5. Конец государства Саргона. 45

6. Гудеа. 45

7. Свержение власти кутиев. 48

8. Первая династия Ура. 49

9. Третья династия Ура. 49

10. Кризис Третьей династии Ура. 51

§6. Культура Южной Месопотамии в шумерский период. 53

1. Шумерский язык и письменность. 53

2. Шумерская система образования. 53

3. Астрономия и время. 55

4. Судебная и медицинская система. 55

5. Шумерский парламент. 56

6. Шумерская религия. 56

7. Шумерское мироощущение. 57

§7. Старовавилонский период. 60

1. Эпоха Иссина и Ларсы.. 60

2. Вавилон. 61

3. Приход Хаммурапи к власти. 62

4. Законы Хаммурапи. 63

5. Содержание Законов Хаммурапи. 64

6. Значение Законов Хаммурапи. 67

§8. Средневавилонский период. 67

1. Приход касситов к власти. 67

2. Внутренняя политика касситов. 67

3. Внешняя политика касситов. 68

4. Социальный строй Средневавилонского периода. 69

5. XIII век в истории Ближнего Востока. 71

6. Вклад касситов в культуру Месопотамии. 72

§9. Вавилонская культура и литература. 73

1. Политическая идеология Вавилона. 73

2. Религиозно-этическая литература. 75

3. «Повесть о невинном страдальце». 75

4. «Вавилонская теодицея». 76

5. «Разговор господина с рабом». 77

§10. Введение в историю Древнего Египта. 81

1. Хронология истории Древнего Египта. 81

2. Особенности египетской цивилизации. 81

3. Ранняя история Египта. 83

§11. Египет в эпоху Раннего и Древнего царств. 84

1. Объединение Египта. 84

2. Источники по истории Египта. 84

3. Особенности Египта в эпоху Древнего царства. 85

4. Социальная структура Древнего Египта. 85

5. Система бессмертия в Древнем Египте. 87

6. Бессмертие фараона и функции пирамиды.. 88

7. Бессмертие вельможи. 89

8. Парадокс мышления древних египтян. 91

9. Центральная власть и номархи. 92

10. Уникальность социального строя Древнего царства. 93

§12. Первый переходный период и Среднее царство в Египте. 94

1. Содержание Первого переходного периода. 94

2. Международное положение Египта. 95

3. Социально-экономическое положение Египта. 96

4. Речение Ипувера. 96

5. Разговор разочарованного со своим Ба. 99

6. Пророчество Неферти. 100

7. Среднее царство. 101

8. Культура Среднего царства. 102

9. Конец Среднего царства. 104

§13. Второй переходный период и Новое царство в Египте. 104

1. Гиксосское влияние на культуру Египта. 104

2. Конец правления гиксосов. 105

3. Эпоха Нового царства. 106

4. Тутмос I. 106

5. Тутмос III. 107

6. Изменения в Египте после Тутмоса III. 109

7. Аменхотеп III. 109

8. Аменхотеп IV - Эхнатон. 110

9. Гимн Атону. 111

10. Тутанхатон. 113

§14. Вторая половина Нового царства и культура Египта. 113

1. Начало 19 династии. 113

2. Сети I. 114

3. Рамзес II. 115

4. Египетско-хеттский договор 1269 года. 116

5. Мернептах. 117

6. 20 династия. 117

7. Культура Древнего Египта. 118

Оглавление. 122

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.