Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления двигательными действиями




Ведущая роль в управлении движениями принадлежит двига­тельному анализатору, а в этом процессе принимают участие зрительная, вестибулярная, слуховая, тактильная и другие сенсорные системы.

Сигналы, поступающие от различных органов чувств, создают, по Н.А. Бернштейну, в результате аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга единый комплексный анализатор — "сенсорные синтезы".

Известно, что человек может воспринимать ощущения нескольких ор­ганов чувств одновременно, если суммарный объем этих ощущений не пре­вышает его возможностей.

В управлении движениями выделяют два механизма — программный и кольцевой. В дальнейшем на этой основе А. Крестовниковым была зало­жена теория двигательного навыка в физическом воспитании. Теория ус­ловных рефлексов, объясняющая формирование двигательного навыка, имела ряд существенных недостатков: отсутствие замкнутого контура уп­равления (принцип обратной связи), жесткая детерминированность систе­мы и т.д. В то же время она раскрывала особенности обучения движениям, выполняемым по типу простых реакций, однако не может объяснить меха­низмы освоения движений, требующих текущих коррекций.

Н. Бернштейн, развивая идеи И. Сеченова и И. Павлова, создал тео­рию построения движений и теорию биологической активности, наиболее полно раскрывающие закономерности управления двигательными действи­ями. Организм в данном случае рассматривается как активная целеустрем­ленная система. При этом организующим началом двигательной деятельно­сти человека является "модель потребного будущего".

Согласно теории Н. Бернштейна (1947), любое двигательное действие реализуется многоуровневой системой управления. Каждый из пяти уров­ней построения движений имеет свою функцию и ориентацию.

Высшие уровни выполняют роль ведущих, то есть регулирующих двига­тельный акт в целом, низшие — роль фоновых, то есть обеспечивающих ре­шение отдельных задач построения движения, без затрагивания его смысла.

Различается не менее пяти уровней управления.

Высший уровень Е определяет целенаправленность движения, его смысл, например: преодолеть планку в прыжках в высоту.

Уровень Д определяет пространственные и временные последовательно­сти необходимых операций: шаги разбега, отталкивание и т.д.

Уровень С управляет пространственными и временными характеристи­ками операций и действия в целом, т.е. регулирует усилия.

Уровень В управляет мышечными координациями, согласуя работу


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 166





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.