Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи обучения в физическом воспитании




О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

мышц-синергистов и антагонистов.

Уровень А управляет такими характеристиками отдельных мышц, как тонус, уровень возбудимости и т.п.

Высший уровень руководит деятельностью низших. Высшие уровни не имеют достаточной обратной связи с мышцами-эффекторами, а поэтому не могут осуществлять полноценного управления их деятельностью.

Низшие уровни не могут самостоятельно регулировать смысловую на­правленность движения, а поэтому нуждаются в "руководстве сверху".

Именно поэтому вновь формирующееся движение несовершенно: выс­шие уровни управления, обеспечивающие смысловую направленность, вы­нуждены выполнять не свойственные им функции, вмешиваться в управле­ние перемещениями отдельных звеньев тела, уточнять усилия и т.п.

Система управления движениями совершенствуется по мере их станов­ления: формируются межуровневые субординации, низшие уровни прини­мают на себя свои функции, высшие уровни не вмешиваются в решение мелких задач, оставляя за собой контроль смысла и структуры действия.

Движение становится четким, быстрым, свободным, что свидетельству­ет о становлении навыка. Когда навык сформирован, вмешательство созна­ния в детали упражнения значительно ухудшает его качество.

Важным положением теории Н. Бернштейна является утверждение о существовании обратной афферентации. Во время движения и после него на всех уровнях управления происходит процесс сличения, сопоставления программы действия, модели с происходящим или происшедшим движени­ем, в результате которого осуществляется коррекция движения в соответст­вии с программой действия, т.е. процесс управления двигательным дейст­вием. Теория построения движений раскрывает также и закономерности формирования двигательного навыка. Основой формирования навыка Н. Бернштейн считает активную психомоторную деятельность человека, от­ражающую смысловую сторону действий.

Согласно Н. Бернштейну, двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.

В процессе освоения двигательного навыка ученый выделяет два пери­ода. Характерное отличие первого периода заключается в определении на­иболее значимых свойств каждой детали движения с учетом ее смысловой задачи.

Отличительной особенностью второго периода построения двигатель­ного навыка является расширение диапазона его приспособительной вари­ативности.

В настоящее время теория построения движений НА. Бернштейна полу­чила международное признание и является методологической основой для многих современных исследований в области физиологии, биомеханики и т.д.

В 1970 г. Л. Чхаидзе, опираясь на труды Н. Бернштейна, выделил два кольца управления — внешнее, функционирующее на основе дистальных рецепторов (зрение, слух) и внутреннее, опирающееся на проприорецеп-цию. При этом внешнее кольцо обеспечивает смысловое решение двига-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 167



ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ




тельной задачи, внутреннее — его биомеханику.

Параллельно с Н. Бернштейном изучением нейрофизиологических ме­ханизмов мозга занимался П. Анохин (1979). Его исследования позволили сформировать положение о системной организации нервных функций, в которой за единицу интервальной деятельности была принята функцио­нальная система. Под функциональной системой понимается динамическая организация процессов и механизмов, обеспечивающая какой-либо приспо­собительный эффект.

В ходе формирования функциональной системы выделяют несколько этапов:

1) афферентный синтез;

2) принятие решения;

3) формирование программы действия и акцептора действия;

4) действие и результат действия.

В процессе афферентного синтеза происходит переработка четырех ви­дов информации: пусковой афферентации — сигналы, вызывающие дейст­вия; обстановочной афферентации — условия окружающей среды; домини­рующей мотивации — собственные потребности организма, доминирующие в данный момент; содержимого долговременной памяти. Вся информация накапливается в оперативной памяти и на основе афферентного синтеза осуществляется принятие решения и программирование двигательных дей­ствий. На основе оперативной памяти (акцептор действия) производится сохранение признаков прогнозируемого результата, что дает возможность сличения их с параметрами реального результата, информация о которых поступает через "обратную афферентацию".

П. Анохин отмечал, что все вопросы обучения идут с обязательной кор-регирующей ролью обратной афферентации, и только на основе ее сличе­ния с прогнозируемым результатом возможно самообучение.

Обучение двигательным действиям необходимо рассматривать как один из видов познавательной деятельности человека. Это высокоорга­низованный педагогический процесс, направленный на приобретение зна­ний, умений и навыков, развитие умственных и духовных способностей за­нимающихся.

Основной предмет обучения — рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Задачами обучения явля­ются:

1. Определение последовательности обучения: от целого к деталям (де­
дуктивный путь) или от деталей к целому (индуктивный путь).

2. Определение последовательности обучения в связи с закономернос­
тями поэтапного формирования действий — от знаний и представлений к
умениям и навыкам.

3. Определение путей реализации дидактических принципов и требова-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 168





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.