Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Горда тем, что она мусульманка




Оружия неверных. Абу Тальха - хороший стрелок. Сломал в тот день два или три лука». Проходил человек, у которого с собой был колчан со стрелами, и Абу Тальха обратился к нему: «Рас­сыпь их для Абу Тальха». Он увидел, что пророк Аллаха, да бу­дет над ним благословение и благодать Всевышнего, следил за происходящим, за действиями воинов. Абу Тальха сказал: «О пророк Аллаха! Ты для меня как мои отец и мать. Не стой так на возвышении и тебя не поразит стрела. Пусть я буду заколот, а не ты». Он сказал: «Я видел Аишу бинт Абу Бакр и Умм Суляйм. Они продолжают трудиться. Я вижу их щиколотки. Они носят бурдюки с водой на спине и опорожняют их, дав людям напить­ся. Затем они возвращаются и вновь заполняют бурдюки, снова приходят и буквально льют воду во рты сражающихся. А у Абу Тальха меч падает из рук от дремоты».

О те, кто уверовали! Если к вам придут верующие жен­щины, участницы хиджры, то испытывайте их. Аллах вполне знает их веру. Если узнаете, что они правоверные - то не возвращайте их к неверным: они им не дозволены и те не дозволяются им».

(60; 10)

К таким женщинам, внесшим большой вклад в торжество ислама, относится также Умм аль-Фадль бинт аль-Харис - шум­ная, приятная, благочестивая сестра духовной матери мусульман. Она была второй женщиной, принявшей ислам. Пер­вой, как известно, была Хадиджа бинт Хувайлид, да ниспошлет ей Аллах Свое благоволение. Умм аль-Фадль стала для посланника Ал­лаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, опорой, содействием и вдохновляющим собеседником.

Умм аль-Фадль была женой его дяди Аббаса ибн аль-Мут-талиба. Она занимала позицию, диаметрально противополож­ную позиции, которой придерживалась Умм Джамиль, жена его другого дяди - Абд аль-Узза, того самого, которому мусульмане дали прозвище «Абу Ляхаб» («Тот, которому уготовано место в аду»). Она Абу Ляхабу будет своими руками подкладывать дро­ва в костер, а на шее у нее будет веревка из пальмовых волокон, как сказано в Священном Коране. Это за то, что она всячески старалась причинить вред посланнику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего. А вот Умм аль-фадль была в числе первых и самых активных сторонников пророка, да благословит его Аллаха и ниспошлет на него Свою благодать, оказывавших ему всяческое содействие и поддержку, готовых на пожертвование ради торжества его пророческой миссии. Такой она была в самое трудное время, в дни самых трудных испыта­ний, гонений и преследований, которые выпали на долю первых

мусульман.

Она, ее муж Аббас и их сыновья скрывали, что приняли ислам, по велению посланника Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать. Это был проду­манный шаг. Они, таким образом, могли быть в курсе тайн сто­ронников многобожия и сообщать о них посланнику Аллаха, да будет над ним благоволение и благодать Аллаха. Когда произо­шло сражение между мусульманами и неверующими в долине Бадр и пришло сообщение о поражении курайшитов, Умм Фадль посоветовала своим сыновьям не показывать свою ра­дость и, тем самым, избежать гнева неверующих, особенно со стороны Абу Ляхаба, который открыто проявлял ненависть к по­сланнику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Аллаха и к его сподвижникам

Умм аль-Фадль терпеливо переносила разлуку со своим мужем Аббасом ради Аллаха и Его религии с того дня, когда благородный посланник повелел ее мужу остаться в Мекке, а ей - переселиться в Мадину. Эта разлука длилась долго и была мучительным тяжким испытанием. Терпеливо и безропотно Умм аль-Фадль проводила дни и ночи, соблюдая пост, совершая мо­литву и ожидая приезда любимого мужа в Мадину по окончании его миссии в Мекке. Он все еще отсутствовал, когда уже и по­следний мухаджир приехал. Ее муки и страдания смягчило лишь то, что она видела, как ее старший сын Абдалла всегда на­ходился при пророке, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, неотступно следует за ним, черпает муд­рость из источника его мудрого руководства. Ей и в голову не приходило, что история приготовит ей такую судьбу - войти в эту историю через самые широкие ворота, быть матерью учено­го исламской общины, толкователя Корана - Абдаллы ибн Абба-са, да ниспошлет Аллах им обоим Свое благоволение.

Среди женщин, в числе первых принявших ислам, идя на самопожертвование и пренебрегая связанными с этим, страда­ниями, гонениями, хочется назвать и Сумаййю Умм Аммар ибн Ясир. Когда жара в полдень достигла своего апогея и раскали­лись пески пустыни, люди из рода Бену Махзум вывели ее с сы­ном и мужем сыпать на них горячий песок. А перед этим наде­ли на них разогретую кольчугу и стали бить камнями. И так до тех пор, пока сын и муж, воизбежание смерти, не отреклись. Они двое произнесли это слово, будучи принужденными это сделать. Это о них двоих и подобных им ниспослал Аллах от­кровение:

«...кроме тех, кто это сделает под принуждением, тогда как сердца их тверды в вере». (16; 106)

А Сумаййа? Она стойко держалась, отказалась сказать сло­во в угоду неверующим. Низость и подлость были характерны для Абу Джахля до такой степени, что он вонзил в нее копье, от чего она скончалась. История зафиксировала золотыми буквами ее как первого по счету героя - мученика, погибшего за ислам.

Кроме Сумаййи в истории ислама было много и других женщин, которые вынесли немыслимые муки и страдания ради торжества ислама. Их решимость не ослабела, а силы не иссяка­ли, когда приходилось переносить репрессии. Они принимали выпавшие на их долю удары судьбы - страдания и муки - терпе­ливо, не допуская дурных поступков по отношению к своей ре­лигии. Они не унижались до выпрашивания пощады. Историки признают, что ослабевшими телом и духом мужчины, кроме Биляля, да помилует его Аллах, были вынуждены просить сохра­нить жизнь словом, угодным тиранам, творящим несправедли­вость. Но авторы не приводят каких-либо фактов, которые бы свидетельствовали о том, что среди женщин были такие случаи.

Поистине, речь идет об исключительном феномене му­сульманских женщин. Ради торжества дела Аллаха и укрепле­ния Его религии они стойко переносили страдания и муки, с чувством, если так можно выразиться, ощущения приятной удовлетворенности. Они не переставали пропагандировать ис­лам, призывать принять новую веру, зная, что, идя по этому тер­нистому пути, встретят трудные испытания, страдания и муки.

Нужно вспомнить и рассказ о курайшитке из племени Амир Умм Шариик, переданном Ибн Аббасом. Он был живым свидетелем сияния веры в истинность ислама в душах женщин, их устремленности и порыва на стезе призыва встать на путь Аллаха, о стойкости перед лицом страданий, тягот и изнури­тельного подвижничества, с которыми они сталкивались при этом.

Ибн Аббас сказал: «Ислам запал в сердце Умм Шариик, когда она жила в Мекке. Она приняла ислам, а затем стала тайно приходить к женщинам - курайшиткам и призывать их принять ислам, делая это увлеченно, всячески возбуждая у них интерес к этому. Об этом стало известно жителям Мекки, и однажды они задержали ее и стали выговаривать: «Если бы не твоя принад­лежность к такому роду, то мы бы соответственно поступили с тобой, но мы вернем тебя к ним». Она рассказала потом: «Затем посадили меня на верблюда, причем так, что подо мной ничего не было ровного, удобного. Затем оставили на три дня, не дава­ли ни есть, ни пить. Затем связали меня и посадили под открытым солнцем, а сами сидели в тени, пока не удалились...»

Этим не ограничиваются примеры активного искреннего участия мусульманской женщины в деле обеспечения торжества ислама, самопожертвования на пути Аллаха. Непременно следу­ет отметить, что она участвовала во многих военных походах вместе с посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и его сподвижниками, после того как началось вооруженное противостояние между лагерем веры в Аллаха и лагерем неверия. Она совершила много славных дел, столь нужных для воинов. Например, подготовка бурдюков для воды, снабжение муджахидов водой, уход за ранеными, вынесе­нием убитых с поля боя. В критические моменты она не отказы­валась взять в руки оружие и окунуться в пучину боевых дейст­вий рядом с посланником Аллаха, да благословит его Всевыш­ний и ниспошлет на него Свою благодать, и его сподвижниками. Аль-Бухари и Муслим приводят много рассказов, в кото­рых предстает светлый образ мусульманской женщины в то славное время, когда ислам занимал в ее сердце столь важное место и она выражала свою любовь к Аллаху и Его посланнику и гордилась этим вероучением.

В одном из хадисов имама Муслима говорится об Умм Атыййа. Она сказала: «Я участвовала вместе с посланником Ал­лаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, в семи военных походах. Следовала за воинами, готовила для них пищу, ухаживала за ранеными и больными».

Со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, участвовал в военном похо­де. С ним были и женщины из ансаров. Они доставляли воду, ле­чили раненых».

Имам аль-Бухари и Муслим передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Анас сказал: «В день сражения у горы Ухуд некоторые дрогнули и обратились в бегство, бежали от пророка, да будет над ним благоволение и благодать Аллаха. Абу Талуй предстал перед ним, одетый в доспехи, защищающие от

Какое славное, великое дело делали эти две благородные госпожи, участвуя в джихаде, чтобы утолить жажду муджахи­дов, смягчить их боль в то время, когда они были в пылу ожес­точенного жестокого боя в обстановке знойной жары, типичной для Хиджаза в это время года. Эти две славные госпожи пере­двигались по полю разгоревшегося боя, не обращая внимания на летящие стрелы и сражающиеся мечи.

Вот почему праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, предпочел, чтобы при дележе одежды среди женщин Мадины последний оставшийся мирт (верхняя шерстяная или шелковая одежда в виде мантии с короткими рукавами) был отдан Умм Салит, а не Умм Кульсум бинт Али. Во время боевых действий у подножия горы Ухуд Умм Салит шила бурдюки для воды. Ее работа имела очень большое значение для восстановления здоровья и сил муджахи­дов и тем самым-для их возвращения в строй.

Аль-Бухари рассказал, ссылаясь на Сааляба ибн Абу Ма­лика, «Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое бла­говоление, делил мирты между женщинами Мадины. Остался один хороший мирт. Один из присутствовавших говорит: «О по­велитель правоверных! Отдай этот мирт дочери посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он имел в виду Умм Кульсум - дочь Али. Омар отве­тил: «Умм Салит более достойна. Она из числа женщин ансаров, которые присягнули посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. В день сражения у подно­жия горы Ухуд шила нам бурдюки для воды».

Во время сражения у подножия горы Ухуд лицо благород­ною посланника было ранено до крови, были разбиты щека и верхняя губа, был выбит передний зуб. Его дочь Фатыма, да бу­дет над ней мир, промывала рану, а Али лил воду. Когда Фатыма увидела, что кровотечение не останавливается, взяла кусок под­стилки и сожгла ее и прилепила к ране, после чего кровь остано­вилась.

А вот другая женщина, показавшая стойкость в трудный момент во время боя у подножия горы Ухуд - Сафийя бинт Абд аль-Мутталиб, тетка пророка, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать, со стороны отца. Она с пикой в руке обращалась к тем, кто поддался панике и обратился в бег­ство, и, угрожая ударить в лицо, кричала: «Вы оставили послан­ника Аллаха, да будет над ним благоволение и благодать Все­вышнего, и сбежали!» Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал ее сыну аз-Зубайру ибн аль-Авам, чтобы он отвлек ее внимание и тем самым не дал ей возможность увидеть, что случилось с ее братом Хамзой, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение. Хамза пал в чест­ном единоборстве. А потом курайшиты изуродовали его тело. Но она сказала: «А почему? Мне стало известно, что они изуро­довали его тело, отрезали его уши. Что теперь делать? Аллах Всемогущий послал нам это, чтобы мы стойко, терпеливо и без­ропотно перенесли безутешное горе».

Одной из самых славных участниц джихада, в том числе в день битвы у подножия горы Ухуд, была Насиба бинт Кяаб аль-Мазинийя Умм Умара, да будет доволен ею Аллах. В начале боя, когда успех сопутствовал мусульманам, она вместе с другими женщинами подносила воду, ухаживала за ранеными. Но вот

лучники нарушили приказ благородного посланника, и победа обернулась поражением. Всевышний Аллах так сказал о них:

«Вы уходили с поля боя, не обращая внимания друг на друга. А посланник, находившийся сзади, призывал вас продол­жать сражаться». (3; 153)

В этот трудный момент Насиба извлекла свой меч и при­соединилась к тем, кто твердо стоял вместе с посланником Ал­лаха, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, обра­зовав вокруг него живую стену, чтобы защитить от стрел языч­ников. Когда опасность для жизни посланника Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, возрастала, она спешила защитить его. Это привлекло внимание посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспош­лет на него Свою благодать, и он особо отметил: «Куда ни по­смотришь - направо, налево, повсюду, близко от меня, сражает­ся она».

О том, что произошло в этот трудный день с ее сыном Умарой, рассказывает он сам: «В тот день я был ранен в левое пред­плечье. Удар был от человека высокого роста, как пальма. Про­шло немного времени, а кровь не переставала течь. Посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышне­го, сказал: «Перевяжи свою рану». Ко мне подошла моя матуш­ка, имея при себе повязки в пояснице и изаре. Она все пригото­вила и перевязала мою рану. А пророк в это время смотрел на нас. Она сказала: «Вставай, сынок, и вновь сражайся с ними». Пророк, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, сказал: «Кто может сделать то, что делаешь ты, о мать Умара?»

В тот очень трудный, критический день тело Насибы сла­бело от ран. Она сражалась с мечом в руке, нанося удары про­тивникам. Это увидел посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, подозвал ее сына: «Смотри, твоя матушка ранена - перевяжи ей рану.. Да ниспошлет Аллах благословение вам, всему вашему дому. Твоя матушка сражается лучше, чем такой-то и такой-то».Когда она услышала слова посланника, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, сказала: «Проси Аллаха о том, чтобы мы со­провождали тебя в раю». Он ответил: «О Аллах! Сделай так, чтобы они сопровождали меня в раю!» Она сказала: «Тогда ме­ня не беспокоит, что со мной может случиться в этой, земной жизни».

Умм Умара мужественно и стойко сражалась не только в битве у подножия горы Ухуд. Она была вместе с посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышне­го, в нескольких военных походах - в событиях, связанных с пе­реговорами и договором, скрепленным клятвами, на склоне го­ры Акаба, в долине аль-Худайбийя, в боевых действиях в оази­се Хайбар и долине Хунайн, Кстати, во время действий в доли­не Хунайн она проявила не меньший героизм, чем в ходе боя у горы Ухуд. Позже, во время правления первого из праведных ха­лифов, Абу Бакра Правдивейшего, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, она участвовала в бою в Йамаме против сил одного из лжепророков и показала себя как блестящая участни­ца джихада. Она имела одиннадцать ранений, и у нее была ам­путирована рука.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, обрадовал ее сообщением о том, что ей уготован рай. Ее высоко ценили халиф Правдивей­ший и его военачальник Халид ибн аль-Валид, да ниспошлет Аллах им обоим Свое благоволение. Почет и уважение ей всегда оказывал и праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспош­лет Аллах ему Свое благоволение.

В блестящей плеяде выдающихся женщин - участниц джи­хада в этот яркий период не менее величественной, чем Насиба бинт Кяаб, выглядит Умм Суляйм бинт Мильхан. У нас уже бы­ла возможность узнать, как она действовала вместе с Умм Ума­ра, духовной матерью мусульман Аишей, Фатымой и другими женщинами - подносила воду, ухаживала за ранеными и т.п. А теперь увидим ее участницей других событий.

Мусульмане готовятся выступить вместе с посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в новый поход, цель которого - овладение Меккой для освобож­дения ее от власти язычников. В нем будет участвовать и ее муж Абу Тальха. Умм Суляйм была в состоянии последних месяцев беременности. Но такое состояние она не считала помехой сво­ему желанию и решимости сопровождать своего мужа Абу Таль­ха, чтобы разделить с ним честь участвовать в джихаде на пути Аллаха, не обращая внимание на всевозможные трудности: трудные бытовые условия, неудобные средства передвижения, утомительный характер дороги, вероятность возникновения бедственного положения и т.д. Конечно же, муж очень опасался за нее, переживал, что она хочет ехать, будучи в таком положе­нии. Но Умм Суляйм сама, самостоятельно приняла решение -будет сопровождать любимого мужа, вносить вместе с ним свой вклад в обеспечение торжества дела Аллаха, стать свидетельни­цей этого счастливого, звездного часа, когда на площадях и ули­цах города постоянно раздавались восклицания правоверных муджахидов: «Нет божества, кроме Аллаха! Он Един и Единст­венный! Он правдив в Своей угрозе и защищает Своего раба! Он один истребляет неверующие народы! Он Вечен, не было ниче­го до Него и не будет ничего после Него! Нет божества, кроме Аллаха! Только Ему мы поклоняемся! Мы искренне преданы Его вероучению, если даже этим вызываем нелюбовь со сторо­ны неверующих!» Умм Суляйм видела, как необратимо, безвоз­вратно падают, уходят со сцены твердыни и символы идолопо­клонства и многобожия на Аравийском полуострове. А идолы падают, швыряемые посланником Аллаха, да будет над ним бла­гословение и благодать Всевышнего, провозглашающего: «Вос­торжествовала истина, ложное ушло в небытие. Ложное было преходящим, исчезающим».

Эти сцены еще более наполняли душу Умм Суляймы ве­рой в истинность ислама и еще больше укрепляли ее решимость и желание сражаться на пути Аллаха. Не прошло и нескольких дней, как наступил день сражения в долине Хунайн в предгорь­ях Хиджаза. Тогда мусульмане испытали сильное потрясение. Многих охватила паника и они побежали с поля боя, не обращая ни на что внимания. Посланник Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, закричал: «Люди! Остановитесь! Сюда! Я посланник Аллаха, Мухаммед ибн Аб-далла!» Стойкость вместе с ним проявила лишь небольшая груп­па мухаджиров и ансаров. В этой группе были и Умм Суляйм и ее муж Абу Тальха. Посланник Аллаха, да благословит его все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, увидел ее, бере­менную, одетую в бурд (кусок полосатой ткани вроде пледа). Там же были верблюд, принадлежащий Абу Тальхе. Она опаса­лась, что верблюд будет причинять беспокойство. Поэтому при­близила его морду к себе и взялась за кольцо из волос с верев­кой, охватывающей переднюю часть носа и рот верблюда, чтобы привязать его надежно. Это помешает верблюду последовать за другими, убегающими верблюдами. Посланник Аллаха, да бла­гословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обратился к ней: «Умм Суляйм?» Она ответила: «Да, это я. Ты для меня как отец и мать».

У имама Муслима читаем : «В день сражения при Хунайне Умм Суляйм взяла кинжал. Ее муж увидел ее и сказал: «О по­сланник Аллаха! Это Умм Суляйм, с кинжалом в руке». Послан­ник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Все­вышнего, спросил: «Зачем этот кинжал?» Она ответила: «Я взя­ла его на тот случай, если ко мне приблизится кто-нибудь из язычников, то я вонзаю его ему в живот». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, засмеялся. Она сказала: «О посланник Аллаха! Убей тех, кто присоединился к исламу после овладения Меккой и побежал от тебя в этом бою». Посланник Аллаха, да будет над ним благо­словение и благодать Всевышнего, сказал: «О Умм Суляйм! До­статочно того, что так прекрасно сделал Аллах».

В трудный час, когда на человека давят печаль, горе и сложная, критическая ситуация, Умм Суляйм выстояла, будучи рядом с посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего. Когда разгорелся жаркий бой зрачки стали расширяться, воины почувствовали колебание. Для нее было невыносимо больно видеть, как они побежали, оставляя посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать. Поэтому она сказала ему: «Убей их, ведь они обратились в бегство, бросив тебя». И тут нет какой-либо коры­сти, какого-либо стремления к тому, чтобы посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, обра­довал ее вестью о предстоящем рае, как это видно из хадиса, пе­реданного аль-Бухари, Муслимом и другими со ссылкой на Джабира ибн Абдалла, да будет доволен им Аллах. Уже после этого говорится, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет иа него Свою благодать, сказал: «Вижу себя, как я вхожу в рай и вижу Умм Суляйм бинт Мильхан, жену Абу Тальха».

Посланник Аллаха, да будет над ним благословение и бла­годать Всевышнего, навещал Умм Суляйм и ее сестру Умм Ха-рам бит Мильхан. Он обрадовал Умм Суляйм вестью о рае, а ее сестру Умм Харам - вестью о том, что она станет самоотвержен­но сражаться на пути Аллаха.

Могила Умм Харам на Кипре и сегодня остается маяком, рассказывающим о мусульманской женщине, сражавшейся на пути Аллаха. Люди останавливаются у могилы и говорят: «Это могила праведной, благочестивой мусульманки, да помилует ее Аллах».

Среди женщин, которые приняли активное участие в борь­бе за торжество ислама, выступали вместе с посланником Алла­ха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, была также и Умм Айман, кормилица пророка, да бу­дет над ним благословение и благодать Аллаха. Она участвова­ла в боевых действиях у подножия горы Ухуд, в долине Муутау границ Византии, в оазисе Хайбар и в долине Хунайн. Она со­вершила славные дела: перевязывала раненых, доставляла воду изнывавшим от жажды.

Еще один пример. Это аль-Фурайа бинт Малик и Умм Хитам бинт Харис ибн ан-Нуаман, да будет доволен ими обеими Аллах. Они были в числе тех, кто дал клятву верности послан­нику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Все­вышнего, в долине аль-Худайбиййа у заброшенного колодца, где мусульмане разбили лагерь. Они направлялись на поклонение к Каабе. Как стало известно, курайшиты поклялись не допустить мусульман в Мекку. Узнав об этом, посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, направил Осма­на ибн аль-Аффана в Мекку для переговоров с курайшитами. Тревожно тянулось время в лагере мусульман, а известий все не было. Мусульмане подумали, что курайшиты вероломно убили Османа. На мирные переговоры рассчитывать не приходилось. И тогда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, торжественно провозгласил, что не уйдет от Мекки, не поразив врагов, и призвал верующих поклясться, что они будут биться насмерть. Стоя под плоской кроной акации, он принимал присягу верующих, которые клялись быть верными ему. Аллах оказал огромное уважение и почет Своему послан­нику и всем, кто участвовал в этой благословенной присяге, ода­рил их Своим благорасположением и благоволением и ниспос­лал Священный Коран, который звучит вечно:

«Аллах доволен теми верующими, которые под деревом поклялись быть верными тебе. Он знал, что было с их сердцами, за это ниспослал им твердость, спокойствие, божественную бла­годать и вознаградил их скорой победой». (48; 18)

Умм аль-Мунзыр Сальма бинт Кайс тоже участвовала в принятии этой присяги, в клятве благоволения, а до этого - в клятве верующих женщин (на склонах горы Акаба), поэтому ее называли Дважды поклявшейся. Когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и мусульмане приступили к осаде крепости, за стенами которой ук­рылись члены племени Бану Курайз, эта славная сподвижница была с ними и добилась чести бороться на пути Аллаха.

Асмаа бинт Йазид ибн ас-Сакан участвовала вместе с по­сланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в битве у рва, была участницей клятвы благоволения мусульман в долине аль-Худайбиййа, участвовала в походе на оазис Хайбар. Она продолжала свою многотрудную и достой­ную деятельность во имя ислама и после смерти посланника Ал­лаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. На тринадцатом году хиджры она участвовала в похо­де против Сирии, в сражении на Ярмуке. Она подносила воду изнывавшим от жажды, ухаживала за ранеными, вдохновляла муджахидов на то, чтобы они сражались, проявляя стойкость, отвагу и мужество. Надо особо подчеркнуть, что сражение на Ярмуке отличается от других боевых действий тем, что как раз в нем вместе с другими муджахидами женщины приняли наибо­лее активное участие. Как известно, часть муджахидов испыта­ла в ходе сражения сильное потрясение и начала отступать. Женщины-воины находились в боевых порядках сзади них и стали швырять в отступающих палки и камни, стараясь остано­вить их и побудить к мужеству и стойкости. Ибн Касир особо подчеркивает мужество мусульманских женщин и ту очень большую роль, которую они сыграли в этих боевых действиях. Он пишет: «В этот день мусульманские женщины сражались от­важно и мужественно. От их рук пало много греков Византий­ской империи. От них досталось и своим, которые пытались об­ратиться в бегство. Женщины кричали: «Куда вы бежите? Остав­ляете нас этим неверующим дикарям?» Словом, удержали их. Последним не оставалось ничего другого, как вновь начать сра­жаться на поле боя. Такая стойкая позиция, занятая мусульман­ками, их воздействие на муджахидов имели огромное значение, ибо побудили оных к проявлению стойкости. И волей Аллаха мусульманам суждено было одержать победу над византийцами. В этот трудный, поистине критический день геройски сражавшаяся Асмаа бинт Йазид проявила мужество и храбрость. Она показала примеры такого героизма и мужества, такой сме­лости и отваги, какие мы не видели даже у многих мужчин-вои­нов, которые были тоже не из робкого десятка. Вот что сообща­ет о се смелости и отваге Ибн Хаджар:

«Умм Саляма (из ансаров), она же Асмаа бинт Йазид ибн ас-Сакяна участвовала в сражении на Ярмуке. От ее рук, в тот день погибло девять византийских воинов».

Поистине, все вышесказанное - светлые страницы истории мусульманской женщины. И написали их женщины, имеющие очень большие заслуги. Для них характерны искреннее и глубо­кое восприятие веры в Единого Аллаха и осознание связанных с этим обязанностей, всестороннее понимание смысла своей жиз­ни в свете этой веры, неукоснительное выполнение своего дол­га перед своим Господом и требований культовой практики. По­истине, уникальные страницы в большой летописи, изобилую­щей проявлениями высокого достоинства, редкого самопожерт­вования, блестящего образа действия, гордой решимости, ис­ключительной талантливости. Нет сомнения в том, что созна­тельная мусульманская женщина наших дней найдет в этих бле­стящих и славных страницах жизни достойнейших мусульманок предыдущих поколений прекрасный пример для подражания.

 

 

Нет ничего необычного, удивительного в том, что глубоко осознающая вероучение мусульманская женщина испытывает чувство гордости своей принадлежностью к исламу, тем, что она - мусульманка. Она гордится тем неоспоримым фактом, что именно ислам обеспечил ей, как личности, высокое положение. Причем этого она достигла задолго до того, как добились нечто похожего на это женщины у других народов. Пятнадцать веков тому назад впервые в истории ислам провозгласил в полном объеме права женщины. И мусульманская женщина стала в пол­ной мере пользоваться ими задолго до того, как с течением ве­ков стали появляться всевозможные организации, декларации и хартии по правам человека.

Ислам провозгласил, равноправие мужчины и женщины, об этом говорится в благородном хадисе, который сохранили для нас Абу Дауд, ат-Тирмизи, ад,- Дарами и Ахмад. В то самое время, когда общественные круги в христианском мире сомнева­лись, можно ли считать женщину полноценным человеком и есть ли у нее душа, Священный Коран возвестил:

«И Господь ответил им: «И не допущу Я, чтобы пропало деяние кого-нибудь из вас, как мужчин, так и женщин: вы одни из других». (3;195)

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, привел женщин, как и мужчин, к присяге ис­лам. Но присягу эту женщины принимали независимо от их мужчин. Уже во всем этом подчеркивается и подтверждается са­мостоятельность и независимость мусульманской женщины как личности, ее готовность и способность нести ответственность в выполнении клятвы преданности Аллаху и Его посланнику. И заметьте, это произошло за несколько веков до того, как совре­менный мир признал, что женщина имеет право на свободное выражение своего собственного мнения путем участия в рефе­рендумах и выборах. То же самое относится к другим правам, каковых немало. Например, самостоятельность и независимость женщины в вопросах имущества и собственности, ее освобож-денность от расходов, если даже она и богата, равноправное с мужчиной положение в вопросах человеческого достоинства, воспитания, образования, общих юридических обязанностей. Если продолжим рассматривать, какие права предоставил ислам женщине и каким почетом он окружил ее, то нам потребуется очень много времени.

Мусульманская женщина пользуется таким почетом и ува­жением, пользуется такими правами, что женщины Запада не могут не удивляться этому. В связи с этим не могу не привести один пример. Сирийский ученый профессор шейх Бахджа аль-Битар читал в одной аудитории в США лекцию о правах женщи­ны в исламе. Одна из американских слушательниц очень удиви­лась тому, что уже пятнадцать веков тому назад мусульманская женщина имела такие права. Она спросила лектора: «Все ска­занное о мусульманской женщине и правах, которыми она поль­зуется, действительно правда? Или это - пропаганда? Если это действительно правда, то дайте мне возможность пожить у вас некоторое время, а потом убейте меня». Можно привести очень и очень много поучительных примеров, свидетельствующих о том, как женщины Запада удивляются и восхищаются положе­нием мусульманской женщины, тем почетом и уважением, кото­рыми она окружена.

Современная мусульманская женщина, глубоко осознаю­щая свое вероучение, знает обо всем этом, и поэтому ее душа на­полняется гордостью и чувством восхищения своей истинной верой. Она все больше и больше убеждается в величии этой ре­лигии, в ее гармоничности и совершенстве, божественном духе руководства, которым пронизаны все стороны жизни, в том чис­ле счастье человека - и мужчины, и женщины. Такая гордость вполне понятна. Достаточно знать то, что ислам пятнадцать веков тому назад сразу же, без проволочек создал такое положение для женщины, которое другие не могут осуществить в наши дни.

Небезынтересно напомнить, что французская революция в конце XVIII века провозгласила Хартию прав человека под заго­ловком «Права мужчин». В первом пункте этого документа ска­зано: «Мужчина рождается свободным, и его нельзя порабо­щать». Правда, были попытки добавить союз «и» и существи­тельное «женщина», но такие попытки были отвергнуты. Пункт первый об объявлении революцией свободы так и остался с та­кой ограничительной формулировкой - «Мужчина рождается свободным и его нельзя порабощать». Через столетие, т.е. в кон­це Х1Х-начале XX веков, крупный французский ученый Густав Леон заявил в своей книге «Дух общества»: «Женщина не была равноправной с мужчиной, кроме как в эпоху упадка». Это было сказано в ответ тем, кто требовал предоставления женщинам такого же права участия в выборах, каким пользовались мужчи­ны. И так было до создания Лиги Наций после первой мировой войны, а затем и до учреждения Организации Объединенных Наций после второй мировой войны. И лишь потом, после пре­одоления огромных трудностей и препятствий, сторонникам прав женщин удалось закрепить их равноправие с мужчинами. Они постоянно сталкивались с понятиями, обычаями и традици­ями религиозного характера, которые становились препятстви­ем. И не было местных или международных юридических ак­тов, которые обеспечивали бы беспристрастное и справедливое отношение к женщине и могли бы быть использованы как закон-нос средство для преодоления возникшего препятствия и тем са­мым - для освобождения женщины от пережитков тяжелого на­следия прошлого. Отметим, что соответствующие тексты были представлены пятнадцать веков тому назад в Книге Аллаха и су­нне Его посланника, да благословит его Всевышний и ниспош­лет на него Свою благодать. В них предусмотрено равноправие между мужчиной и женщиной в воздаянии и наказании; ответ­ственности и вознаграждении, отправлении культа и уважении к человеческому достоинству, во всех правах, которыми пользует­ся человек. Ислам установил равенство между мужчиной и жен­щиной в правах и такое же равенство в обязанностях. Он пору­чил им совместно быть преемником в собственности на землю и имеющееся на ней строение, поклонение Аллаху, присвоил каж­дому из них свою специфическую роль в создании человеческо­го общества - достойного и справедливого. Их роли не отчужда­ют, а дополняют друг друга. Мужчина и женщина делают то, в чем проявляют большую способность в формировании и воспи­тании нового человека, организации семьи и строительстве об­щества. При этом они действуют сообща, тесно взаимодействуя между собой, помогая друг другу и в то же время не подменяя друг друга и не мешая друг другу в выполнении того, для чего сотворены. Мужчина и женщина в одинаковой степени руковод­ствуются потребностями общего блага. В этой жизни им будет в точном соответствии со сделанным вознаграждение, как сказано Всевышним:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.