Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь человека, его развитие и опасность




Развивающейся личности

Актуальные проблемы обеспечения безопасности

 

Американскому мыслителю, философу и поэту Р.У.Эмерсону принадлежит фраза: «Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Справедливость этого высказывания не вызывает сомнения. Действительно, как только человек появляется на свет, он постоянно сталкивается с угрозами, как своей жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию, так благополучию других людей. Более того, он сам нередко выступает в качестве источника или причины опасности.

Хорошо известно, что само рождение человека уже сопряжено с опасностью. Рождение – это сильнейший стресс, который переживает индивид. Недаром существует шутка, что «самая большая опасность в этом мире – само появление на свет». Не случайно в рамках трансперсональной психологии особенности жизни и деятельности человека, его характерологические особенности выводятся из переживаний, связанных с рождением. Например, американский психолог С.Гроф, считает, что многие жизненные проблемы у человека обусловлены страхом смерти, который возникает в момент рождения, когда осуществляется потеря целостности с организмом матери. Используя специальные методы, можно актуализировать переживания на различных стадиях рождения и довести их до сознания. Это дает возможность, по мнению автора, приобрести целостность [2]. С позиций естественнонаучной парадигмы такие выводы являются сомнительными, тем не менее, влияние факта рождения и особенностей его протекания на последующее развитие неоспоримо.

Итак, человек появляется на свет, и все его дальнейшая жизнь и развитие, так или иначе, сопряжены с опасностями. Под опасностью обычно понимают любое воздействие (или изменившееся состояние объекта), способное нанести вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живому существу, механизму, системе. Оценка того или иного фактора как опасного или безопасного зависит от силы, интенсивности, длительности его воздействия на объект, а также от и чувствительности или устойчивости к этому воздействию со стороны самого объекта. Угроза - это опасность, которая носит вероятностный характер. Соответственно, безопасность - защищённость живых и неживых систем от внешних и внутренних угроз. Защищенность (буквально – за щитом) означает невосприимчивость к опасностям, способность противостоять им.

Человек – это постоянно развивающаяся самосовершенствующаяся система. При благоприятных условиях такое развитие протекает стадиально и закономерно, индивид успешно адаптируется к среде, достигает вершин в своем становлении как личности. При неблагоприятных – наблюдаются разнообразные деформации, отклонения в развитии, возникают отрицательные эмоциональные состояния и т.п.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии, а также о саморазвитии. Физическое развитие - количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма. Психическое развитие, в свою очередь, это процесс изменения и становления психологических свойств и качеств человека. Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации. Под саморазвитием понимается обычно «специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [18].

Схематически взаимодействие развивающейся личности с опасностями и угрозами в процессе социализации представлено на рисунке 1.

 

Рис.1. Развитие человека в контексте безопасности

Сделаем необходимые пояснения. Во-первых, развитие человека – это единый процесс, который лишь условно разделяется на развитие биологическое (физическое), психическое и социальное. Каждый из этих видов развития изучается отдельными науками: биологией (физиологией), медициной, психологией, педагогикой и др. Понять закономерности развития человека в целом можно только в результате интеграции различных научных знаний. Во-вторых, развитие это имеет свою специфику на каждом возрастном этапе и на каждом этапе социализации, приобретая выраженные индивидуальные черты у каждого конкретного человека, может, как укладываться в пределы средней нормы, так и выходить за них. В-третьих, для каждого вида развития существует своя группа угроз. Угрозы жизни и здоровью, то есть самому физическому существованию человека, можно назвать опасностями первого рода. При их наличии угрозы психологическому благополучию, социальному статусу и карьере человека отходят на второй план.

Опасности психологического плана, связанные с эмоциональными переживаниями, стрессами, фрустрацией, конфликтами – это угрозы второго рода. При достаточной выраженности и отсутствии угроз первого рода они отодвигают на периферию угрозы, связанные с социальным статусом и материальным благополучием. Массированное длительное или интенсивное воздействие опасностей психологического уровня отрицательно отражается не только на психическом развитии, но и на развитии физическом и социальном.

Угрозы социальному развитию, как опасности третьего рода, выходят на первый план и наиболее интенсивно переживаются личностью, если в это время явно не превалируют угрозы первого и второго рода. Тем не менее, их наличие и неспособность человека справиться с ситуацией может приводить к дестабилизации как психологического, так и физического состояния.

В принципе, любая угроза оказывает влияние на все уровни организации человека как биологического индивида, социального индивида, личности и его развитие.

Дадим краткую характеристику угроз.

К угрозам жизни и здоровью относятся такие, как стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия, терроризм, эпидемии, болезни, перегрузки на работе, в спорте, учебе, угрозы расправы, в случае отказа делать что-либо, физическое насилие, агрессия со стороны окружения, ДТП, пожары, опасность утонуть и многое другое.

К угрозам психологическому благополучию - критические ситуации (стресс, конфликт, фрустрация, кризис), потеря близких людей или их болезнь, расставание с близкими. А также - психологические перегрузки на работе, в учебе, в спорте, публичные унижения и оскорбления, недоброжелательное отношение, непринятие личности, игнорирование, принуждение что-то делать, без согласия человека; манипулирование личностью и мн.др.

К угрозам социальному благополучию относят: бедность; боязнь потерять социальный статус, работу, учебу; угроза не быть востребованным со стороны окружения, не устроиться на работу; неудовлетворительные условия жизни, работы и учебы; боязнь будущего и др. Нередко та или иная угроза оказывает комплексное воздействие на личность. Например, болезнь приводит к ухудшению настроения, апатии, а в случае продолжительности и соответствующем отношении начальства приводит к потере работы. И, наоборот, потеря работы некоторыми людьми переживается очень тяжело, что может привести к заболеванию.

Кроме того, опасности подразделяются на внешние, внутренние и опасности, которые не относятся ни к той, ни к другой категории. Что касается внешних опасностей, то они понятны. Многие из приведенных выше угроз как раз к ним и относятся.

К угрозам, исходящим от самой личности относятся: безответственное отношение к своему физическому развитию и здоровью; наличие вредных привычек и пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и др.); конфликтность, неумение строить отношения; выстраивание жизненного пути в соответствии с ложными целями; игнорирование требований социума и мн.др.

К угрозам, не зависящим напрямую с окружением и личности, относятся: физические недостатки и сенсорные ограничения; врожденные заболевания; травмы, полученные в результате катастроф, несчастных случаев и др.

Как же человек справляется с многочисленными угрозами и опасностями? Он защищается или его защищают. Человечество выработало многочисленные способы противодействия опасностям, как отдельного индивида, так и социума, а также природы, рукотворного и нерукотворного мира. И чем развитие общество и цивилизация в целом, тем в большей мере оно способно защитить себя и отдельную личность. В то же время в ходе социализации вырабатываются и индивидуальные способы защиты, которые использует человек.

Существуют психологические теории, которые утверждают, что стремление к безопасности является врожденным и основополагающим в жизни человека. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, тем не менее, что для большинства людей, действительно, характерно желание избегать угроз со стороны окружения и собственных негативных эмоциональных переживаний, которые им сопутствуют. Для этого человек выстраивает самые разнообразные защиты.

Ему необходимы: надежное и теплое жилище; одежда по сезону; он должен соблюдать технику безопасности на работе и в быту; ему необходимо защищаться от нападения, грабежа, угона автомобиля и мн.др.

Как известно, впервые психологические защиты были выделены и изучены З.Фрейдом и его дочерью А.Фрейд. Однако в психоаналитической традиции эти защиты носят чаще всего неосознанный характер и обеспечивают человеку некоторую психологическую стабильность. Хорошо изучены и описаны такие психологические защиты, как сублимация, замещение, вытеснение, регрессия, проекция, рационализация и другие. В гештальт-терапии - слияние, ретрофлексия, проекция, интроекция.

В последнее время много говорится и о других типах защит, которые вполне осознанно могут использоваться человеком в ситуациях угрозы. Пишут не только о внутренних защитах, но и защитах межличностных, защитах, направленных на сохранение «Мы-образа». Например, Е.Л.Доценко выделяет такие типы защитных действий, как уход, избегание, блокировка, управление, замирание, игнорирование [3].

Таким образом, в науке существует два основных подхода к пониманию психологической защиты. В первом подходе психологическая защита рассматривается как система защитных стратегий сознания (отрицание, вытеснение и т.д.). При втором подходе понятие «психологическая защита» переносится на более широкий круг психологических феноменов.

По большому счету, практически любая поведенческая реакция в определенной ситуации может выступать в роли защиты. Рассмотрим, как вариант, использование защит личностью в ходе преодоления типичных барьеров, выстраиваемых социумом и самой личностью.

Например, человеку приходится постоянно жизнь в системе правил, предписаний, «долженствования» и «обязательности ». Все это резко ограничивает субъективную свободу личности. Кроме того, правила и предписания жестко привязаны ко времени. Следовать всем правилам и предписаниям, вовремя и качественно выполнять деятельность просто невозможно. Вот тут и рождается защитный механизм, который лег в основу русского характера: «авось, небось, и как-нибудь». В качестве конкретных его проявлений выступают:

· стремление быстрее отделаться от любого дела, особенно если оно не нравится;

· лень как желание не делать ничего;

· формализм как стремление уйти от содержания, не вникать глубоко в проблему, поиск виновных и мн.др.

В терминах современной гуманистической психологии – это означает, жить в угоду социальному окружению, теряя свое «идеальное Я» как ориентир для самостоятельного принятия решений.

Приведем другой пример. Каждый человек живет в своей уникальной системе координат представлений о мире, поэтому у него категория «должного» по отношению к тому, что обязаны другие, специфическим образом трансформируется в сознании, порождая свою также уникальную систему ожиданий. Сколько людей окружает каждого человека, столько и существует ожиданий по отношению к нему и его поведению. Соответствовать же всем эти ожиданиям также не представляется возможным. Поэтому каждый человек выбирает свою тактику поведения по отношению к тому, что от него ожидают другие. Одни люди пытаются соответствовать всем этим ожиданиям, добиваясь тем самым расположения окружения к себе. Другие – выбирают путь конфронтации, и намеренно, демонстративно пытаются отстаивать свое право на независимость. Третьи – пытаются лавировать в неспокойном море ожиданий, вырабатывают гибкую тактику в зависимости от собственного отношения к другим и значимости их для себя.

Возможна и такая защитная стратегия, как искусственное отгораживание себя от мира. Здесь мы уже касаемся некоторых смысловых установок, касающихся отношений человека к реальности. Наиболее простой и осуществимый способ, это, действительное ограничение своих контактов, которое может осуществиться путем ухода в религию, искусственное самоограничение и т.п. В обыденности же такая установка чаще всего реализуется в философии «пофигизма», которая может быть выражена следующими словами: «Делайте что хотите, только не трогайте меня». Такой «пофигизм» полностью защищает, по мнению исповедующего его человека, от окружения, дает мнимое ощущение собственной силы, уникальности и неповторимости личности.

Немало людей используют и такой способ защиты и сохранения «квазипсихологического здоровья» (квази – означает «около») - это эскапизм – то есть уход от проблем. Легче всего это сделать, и делается посредством изменения состояний своего сознания – алкоголизм, употребление наркотиков, а также посредством отказа от деятельности: лень, сведение круга обязанностей к минимуму.

Ещё раз повторимся, что в зависимости от ситуации, конкретной угрозы, мотивационной направленности личности, практически любая поведенческая реакция или способ поведения может приобретать характер психологической защиты.

Таким образом, жизнь человека, его развитие постоянно сопряжено с опасностями и угрозами, от которых он определенным образом защищается. В то же время от многих угроз в одиночку он защититься не может, необходима поддержка общества, государства, ближайшего окружения. Говоря об организации безопасности развивающейся личности, мы с неизбежностью сталкиваемся с необходимостью решения ряда важных проблем, что сопряжено также с известными трудностями как объективного, так и субъективного характера. Остановимся на них подробнее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.