Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика отдельных параметров отношения людей к опасностям




 

Согласно нашим представлениям, отношение к опасностям включает в себя два ключевых параметра – это сензитивность к угрозам, и выбор способов реагирования в опасных ситуациях: адекватного, тревожного, игнорирующего или неопределенного. Опираясь на такую логику подхода к изучению отношения к опасностям, изложим основные результаты исследования.

Обратимся, прежде всего, к результатам изучения сензитивности к угрозам. Как мы помним, сензитивность или чувствительность к угрозам проявляется в способности личности из множества воздействующих на него внешних (или внутренних) факторов, выделять такие, которые являются угрожающими для его жизни, здоровья, психологического или социального благополучия, или наносят ущерб его окружению. Для диагностики сензитивности мы использовали разработанный нами специальный тест-опросник, характеристика которого дана в третьей главе. Все исследования были проведены на контингенте старших школьников и студентов. Результаты сравнительного анализа сензитивности с учетом половых особенностей у школьников и студентов приведены в таблице 23.

Таблица 23

Сравнительная характеристика сензитивности к опасностям у школьников и студентов (в %)

 

Уровень сензитивности к угрозам Школьники Студенты
  Юноши Девушки В целом Юноши Девушки В целом
Высокий            
Средний            
Низкий            
Итого:            

 

Проинтерпретируем кратко полученные результаты. Как видно из таблицы 3, наблюдается некоторая тенденция к повышению сензитивности к угрозам у студентов, по сравнению со старшеклассниками. Причем эти изменения также происходят в основном за счет девушек. Уровень сензитивности юношей и девушек в старшем школьном возрасте не различается. Здесь все уровни представлены примерно поровну. У юношей-студентов ситуация не изменяется, а вот у девушек-студенток значимо возрастает высокий уровень сензитивности (с 32% до 46%) и снижается низкий уровень (с 40% до 23%). Это свидетельствует о том, что студентки более чувствительны к угрозам психологического плана, связанные с обучением в вузе и взаимодействием с социальным окружением, чем юноши.

Рассмотрим теперь, какие способы реагирования предпочитают выбирать юноши и девушки в угрожающих ситуациях. С этой целью нами также использовался авторская методика - тест-опросник на выявление способов реагирования в ситуациях угроз, его подробную характеристику мы дали в третьей главе. При попытке представления и анализа данных мы столкнулись, как уже на это указывалось ранее, с определенными трудностями. Дело в том, что один и тот же испытуемый может на разные ситуации реагировать по-разному: в одних случаях осуществлять адекватный выбор, в других – преувеличивать угрозу, в третьих – преуменьшать ее. Поэтому анализ нами был проведен двумя способами. В первом случае мы «нарисовали» некоторый обобщенный портрет реагирования личности в ситуации опасности. Он позволил ответить на вопрос, какие способы чаще выбирает, например, старшеклассник или студент. Во втором – выделили типические особенности реагирования. Обобщенный портрет индивида в ситуациях выбора способов реагирования отражен в таблице 24.

Таблица 24

Характеристика выбора способов реагирования в ситуациях опасности у старшеклассников и студентов (в %)

 

  Адекватный   Тревожный Игнорирующий Неопределенный Всего:
Старшие школьники
Юноши          
Девушки          
В целом          
Студенты
Юноши          
Девушки          
В целом          
Общие данные (школьники и студенты)
Юноши          
Девушки          
В целом          

 

Как показывают результаты (таблица 24), в целом молодые люди чаще используют адекватные способы реагирования в ситуациях угроз жизни, здоровью и психологическому благополучию (55%). Тревожный и игнорирующий типы реагирования представлены примерно поровну – 20% и 19%. Эти данные вполне закономерны. Понятно, что социализированная личность чаще в ситуациях угроз выбирает принятые в обществе способы адекватного реагирования на угрозы, в противном случае она просто не могла бы нормально функционировать. Трудно, например, найти человека, который бы полностью пренебрегал опасностями или ко всему относился с преувеличением. В то же время, как видим, обнаруживаются выраженные возрастные и половые особенности. В целом девушки чаще выбирают адекватные способы реагирования, а также преувеличивают опасности, чем юноши. У последних, наряду с адекватным реагированием, чаще используется тактика игнорирования опасностей.

В возрастном аспекте обнаруживается тенденция к повышению адекватного типа реагирования и снижению игнорирующего и неопределенного типов. Однако эта тенденция обеспечивается главным образом за счет девушек. У юношей существенных изменений не происходит. Наряду с адекватными способами реагирования на угрозы студенты-юноши нередко демонстрируют игнорирующую реакцию, то есть пренебрегают опасностями. Выявленные закономерности полностью укладываются в известные факты мужского и женского поведения в угрожающих ситуациях, то есть женщины чаще преувеличивают опасности, а мужчины – преуменьшают их.

Итак, это был представлен некоторый обобщенный портрет, если попытаться проанализировать некоторые типические особенности реагирования, то получаем следующую картину (таблица 25).

Таблица 25

Характеристика групп старшеклассников и студентов, различающихся по доминирующим типам реагирования в ситуациях опасности (в %)

 

  Испытуемые с преобладанием адекватного типа реагирования   Испытуемые с преобладанием тревожного типа реагирования   Испытуемые с преобладанием игнорирующего типа реагирования   Испытуемые с преобладанием неопределенного типа реагирования   Всего:
Старшие школьники
Юноши          
Девушки          
В целом          
Студенты
Юноши          
Девушки          
В целом          

 

Как видим, у старшеклассников в целом преобладает игнорирующий тип реагирования (35%) и достаточно высок процент неопределенного типа (32%). Причем у девушек чаще встречаются испытуемые с тревожным типом, чем у юношей, а у юношей – с игнорирующим типом реагирования. У студентов значимо возрастает процент испытуемых с преобладанием адекватного типа реагирования, но, главным образом, за счет девушек, а также тревожного типа. Снижается процент испытуемых с преобладанием игнорирующего типа реагирования и неопределенного. Однако, как видим, все эти изменения осуществляются за счет девушек. У юношей с возрастом существенных изменений в выборе типов реагирования в ситуациях опасности не наблюдается.

И, наконец, в силу возможной значимости для ответа на вопрос об особенностях отношения людей к опасностям, проанализируем уровня выраженности у наших испытуемых потребностей в безопасности. Потребности в безопасности исследовались нами при помощи методики парных сравнений В.В.Скворцова, о чем мы уже писали в соответствующей главе.

Следует констатировать, что данная методика применялась на ограниченном количестве испытуемых (67 старшеклассниках, из них юношей 23, и 84 студентах, из них юношей 4), поэтому у студентов, в силу незначительного количества юношей мы исключили их из анализа. Результаты отражены в таблице 26.

 

 

Таблица 26

Характеристика потребностей в безопасности у школьников и студентов (в %)

Уровни потребностей Обеспечить будущее Упрочить свое положение Избегать неприятностей
Юноши Девушки В целом Юноши Девушки В целом Юноши Девушки В целом
Старшие школьники
Высокий                  
Средний                  
Низкий                  
Студенты
Высокий -     -     -    
Средний -     -     -    
Низкий -     -     -    

 

Как видно из таблицы 26, общим моментом является тот факт, что и у школьников, и у студентов доминирующее положение занимает потребность «обеспечить будущее», которая слабо выражена всего у 11% старшеклассников и у 9% студентов. Причем у старшеклассников у девушек данная потребность значимо выше, чем у юношей. При переходе к студенческому возрасту наблюдается ее возрастание, по сравнению со школьниками. Данный факт вполне объясним и не столько возрастными и половыми особенностями, сколько теми сложностями, с которыми сталкиваются молодые люди при планировании своего будущего в современной России.

Потребность «упрочить свое положение» не претерпевает существенных изменений. Высокий ее уровень наблюдается примерно у четверти школьников и студентов. В то же время у юношей- старшеклассников высокий ее уровень в процентном отношении выше, чем у девушек. По всей вероятности, для юношей положение и престиж, стремление к самоутверждению является значимым фактором. Правда, далеко не для всех. У 39% данная потребность либо не актуализирована, либо удовлетворена.

Выраженную динамику обнаруживает потребность «избегать неприятностей». У студентов ее потенциал значительно снижается. Если у старших школьников у 28% она ярко выражена и у 28% выражена умеренно, то у студентов у 69% она практически отсутствует. В старшем школьном возрасте обнаружены различия и по полу. У девушек стремление избегать неприятностей выражено выше, чем у юношей.

Таким образом, в старшем школьном возрасте у девушек ярче выражена потребность в обеспечении будущего и избегании неприятностей, а у юношей - потребность в упрочнении своего положения. При переходе от старшего школьного возраста к студенческому наблюдается возрастание уровня потребности в обеспечении будущего и снижение потребности в избегании неприятностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.