Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция и строение мозга как органа психики




Основной и наиболее общий принцип эволюции в том, что различных этапах эволюции отношения организма со средой и его поведение регулировалось различными структурами нервной системы. Известно, что на элементарных уровнях развития животного мира приём сигналов и организация движений осуществляется диффузной нервной системой (рис. 1). В процессе эволюции диффузная система уступила место новым структурам. В передних отделах мозга концентрировались рецепторные системы, и сигналы, получаемые ими, стали направляться в передний ганглий, который перерабатывал информацию и переключал возбуждение на эффекторные пути (узловая нервная система). У насекомых передний ганглий приобретает более сложную функциональную организацию. Он становится идеальным органом реализации врождённого поведения.

 

Рис. 1. Этапы развития нервной системы: 1,2 – диффузная нервная система гидры;

3, 4 – узловая нервная система червя.

 

Однако структуры переднего ганглия не могут обеспечить приспособления к резко меняющимся условиям среды. В таких случаях сохранение вида возможно лишь благодаря избыточному размножению. По другому идёт развитие нервной системы у позвоночных. У них развивается новый вид нервной системы – трубчатая, на переднем конце которой формируется головной мозг. При переходе к наземному существованию появляется необходимость в появлении нервных структур, которые обеспечивали бы максимальную индивидуальную изменчивость поведения. У млекопитающих нижележащие структуры мозга уступают более сложным структурам коры полушарий. Кора способна получать и анализировать информацию, перерабатывать её, формировать новые связи и хранить их (рис.2).

Рис.2. Развитие больших полушарий на этапах эволюционной лестницы. Снизу вверх: мозг акулы; мозг ящерицы; мозг кролика; мозг человека: 1- обонятельный мозг; 2- полушария; 3- промежуточный мозг; 4- средний мозг; 5- мозжечок; 6- продолговатый мозг.

 

По мере эволюции значение коры возрастает, особенно на этапе человека, когда прибавляются условия общественно-исторические и когда возникает язык – уникальная система кодов. Мозг человека достигает такого развития, что оказывается в состоянии обеспечить формы поведения, по степени сложности, не имеющие равных в животном мире.

Прогрессивное развитие мозга доказывается показателем соотношения массы мозга к массе тела. Так, этот показатель по индексу Я.Рогинского у человека составляет 32; у дельфина – 6,7; у человекообразных обезьян - 2–7; у низших обезьян - 0,5- 2,2.

На каждое волокно зрительного нерва у крысы приходится лишь 10 нейронов коры, то у макаки – 145, а у человека – до 500. Таким образом, в процессе эволюции удельный вес коры непрерывно возрастает.

Огромное увеличение объёма и массы мозга связано с развитием полушарий мозга и их наиболее существенной части – коры. Развитие полушарий связано прежде всего с ростом новых областей коры, которые у низших млекопитающих едва намечены, а у человека составляют основную часть (96%), тогда как древняя и старая кора – всего 4%.

С переходом от обезьян к человеку эволюция мозга связана преимущественно с увеличением площади третичных зон коры; площадь более элементарных первичных и вторичных отделов практически не увеличивается, а иногда даже становится меньше. Размеры височной области у человека значительно увеличиваются, а размеры третичных полей коры – нижнетеменной и лобной областей – возрастают в несколько раз. Таким образом, огромное место в коре человека отводится структурам, связанным с переработкой и синтезом информации, получаемой от различных анализаторов, и структурам, принимающим участие в выработке сложнейших программ поведения и контроля психической деятельности.

Важнейшим принципом работы мозга является то, что прежние нервные структуры сохраняются в нём, уступая ведущую место новым структурам и приобретая иную роль. Они становятся структурами, обеспечивающими фон поведения, передавая функции получения, переработки и хранения информации, так и функции создания новых программ поведения, регуляции и контроля сознательной деятельности высшим структурам коры полушарий мозга.

Низшие уровни головного мозга участвуют в организации работы коры полушарий, регулируя и обеспечивая её тонус. Но они не работают в полной изоляции от коры мозга и сами испытывают её регулирующее влияние.

Знания о мозге позволяют сформулировать принцип вертикального строения функциональных систем мозга, согласно которому каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервной системы, связанных между собой восходящими и нисходящими связями, превращающими мозг в саморегулирующуюся систему. Этот принцип утверждает, что кора мозга, находящаяся во взаимодействии с нижележащими структурами, не является единственным мозговым субстратом психических процессов. Это означает, что отдельные участки коры соединяются не только с помощью горизонтальных связей, но и через нижележащие структуры, посредством системы вертикальных связей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.